ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-141/2021 от 16.06.2021 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Этенко Г.Ю.

Дело № 21-141/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Петропавловск-Камчатский «16» июня 2021 года

Судья Камчатского краевого суда Горн В.Ф. при секретаре Ткаченко А.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 27 ноября 2020 года и решение судьи Карагинского районного суда Камчатского края от 13 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении технического директора АО «СиГМА» ФИО1 по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 27 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Карагинского районного суда от 13 апреля 2021 года, технический директор АО «Сибирский горно-металлургический альянс» (далее – Общество) ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000рублей.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить. Находит необоснованными выводы о том, что Обществом не исполнено лицензионное требование об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами; обращает внимание, что организация проведения работ, связанных с пользованием недрами, является предметом государственного горного надзора, полномочиями на осуществление которого Росприроднадзор не наделен.

Проверив материалы дела, дав оценку доводам жалобы, нахожу состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи подлежащими отмене.

Административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежат лица, допустившие нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность, связанную с геологическим изучением, разведкой и добычей полезных ископаемых на объектах Озерновского золоторудного месторождения, расположенных в бассейне <адрес>.

Указанная деятельность осуществляется на основании лицензии на пользование недрами, пунктом 10 Приложения № 1 к которой предусмотрена обязанность пользователя недр выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среде, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

В октябре 2020 года Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом требований природоохранного законодательства, результаты которой отражены в акте от 30 октября 2020 года.

Проверкой установлено, что в течение 2020 года Обществом на участках карьера <данные изъяты> и <данные изъяты> осуществлялась деятельность по переработке добытой руды с извлечением золота, в то время утвержденные Дальневосточным управлением Ростехнадзора планы развития горных работ, содержащие мероприятия по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности по обеспечению безопасного ведения работ, предполагали только осуществление работ по добыче руды.

На этом основании должностное лицо Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора пришло к выводу о допущенном Обществом нарушении пункта 10 Приложения № 1 лицензии <данные изъяты> на пользование недрами, предусматривающего обязанность пользователя выполнять установленные законодательством требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Приведенные обстоятельства положены в основу протокола об административном правонарушении, составленного 13 ноября 2020 года в отношении технического директора АО «СиГМА» ФИО1, и последующего вынесения в отношении него постановления о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С выводом о наличии состава административного правонарушения согласился судья Карагинского районного суда Камчатского края, оставив без удовлетворения поданную ФИО1 жалобу.

Нахожу состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи подлежащими отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, установлены ст. 24 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», в соответствии с которой строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами (абзац 1).

Мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом федерального государственного горного надзора (абзац 6).

Действовавшими на дату возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, Правилами подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых (утв. постановлением Правительства РФ от 6 августа 2015 года № 814) предусмотрено, что планы и схемы развития горных работ подготавливаются по видам полезных ископаемых (твердые полезные ископаемые, углеводородное сырье, подземные воды, общераспространенные полезные ископаемые) и содержат мероприятия по выполнению требований законодательства Российской Федерации о недрах и законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также сведения о потерях полезных ископаемых (пункт 2).

Планы и схемы развития горных работ до их утверждения подлежат согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (пункт 9)

Планы и схемы развития горных работ состоят из графической части и пояснительной записки с табличными материалами (пункт 11).

По результатам рассмотрения плана или схемы развития горных работ принимается решение о согласовании плана или схемы развития горных работ либо об отказе в согласовании (пункт 17).

Делая выводы о допущенном Обществом нарушении требований п. 10 Приложения № 1 лицензии на пользование недрами, предыдущие инстанции исходили из того, что согласованными органом Ростехнадзора планами развития горных работ в 2020 году предусмотрена только добыча руды.

Вместе с тем, планы развития горных работ в 2020 году либо выписки из них, позволяющие сделать обоснованный вывод о содержании намеченных к выполнению работ в анализируемый период времени, а также принятых мерах к обеспечению их безопасного проведения, в материалах дела не представлены.

Содержащиеся в деле протоколы технического совещания по рассмотрению Дальневосточным управлением Ростехнадзора планов развития горных работ на 2020 год указанные обстоятельства, которые применительно к настоящему делу имеют юридическое значение, не раскрывают (т. 1 л.д. 186-203).

Без исследования приведенных обстоятельств вывод о допущенном Обществом нарушении лицензионных требований, связанных с обеспечением безопасного проведения работ по переработке руды, является преждевременным.

Соответственно, состоявшиеся по делу постановление и решение судьи не соответствуют требованиям, предусмотренным статьями 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.

Принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях не истек, постановление должностного лица от 27 ноября 2020 года и решение судьи Карагинского районного суда Камчатского края от 13 апреля 2021 года подлежат отмене по причине существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, с направлением дела в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 27 ноября 2020 года и решение судьи Карагинского районного суда Камчатского края от 13 апреля 2021 года отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении технического директора АО «СиГМА» ФИО1 по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях направить в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора на новое рассмотрение.

Судья В.Ф.Горн