ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-142 от 24.07.2013 Курского областного суда (Курская область)

Судья Руденко М.Н. Дело № 21-142-АК-2013

<адрес> ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

24 июля 2013 года <адрес>

Судья <адрес> областного суда ФИО1, рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> ФИО3 о назначении административного наказания № от 02 апреля 2013 года, решение судьи Ленинского районного суда <адрес> от 29 мая 2013года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> ФИО3 о назначении административного наказания № от 02 апреля 2013 года ФИО2 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда <адрес> от 29 мая 2013 года постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба ФИО2 без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в <адрес> областной суд, ФИО2 ставится вопрос об отмене состоявшихся решений, как необоснованных, и прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Трофимова С.М., нахожу решение судьи районного суда и постановление должностного лица, подлежащими оставлению без изменения, по следующим основаниям.

Статьей 20 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) определено, что единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами устанавливает Центральный Банк Российской Федерации.

До 01.10.2012 года действовали правила оформления паспортов сделок, установленные Банком России Инструкцией от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция).

Согласно пункту 3.15 инструкции в случае внесения в контракт изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно следующие документы: два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт, либо изменений иной информации, указанной в оформленном ПС; документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт; иные документы, указанные в ч. 4 ст. 23 Закона, необходимые для переоформления ПС по контракту в порядке, установленном настоящей инструкцией; разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, если в соответствии с актами валютного законодательства Российской Федерации, а также с изменениями и дополнениями к контракту требуется получение указанного разрешения.

Пунктом 3.151 инструкции предусмотрено, что резидент представляет в банк ПС документы, указанные в п. 3.15 настоящей инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.

По делу установлено, что 31.05.2011 ЗАО Агрофирма «Любимовская» (покупатель) и голландская компания «ТОПИГС Интернэшнл Би.Ви.» (продавец, Нидерланды) заключили контракт на поставку №, согласно которому продавец поставит покупателю живых племенных свинок (далее - животные) из Венгрии в количестве 70 голов. Общая стоимость контракта составляет <данные изъяты> евро без учета НДС.

Условия оплаты: в течение 15 банковских дней после подписания контракта покупатель произведет предоплату в размере 10% от общей стоимости контракта путем банковского перевода денежных средств на счет продавца; за 25 календарных дней до отгрузки животных покупатель производит оплату 65% от стоимости планируемой к поставке партии; за 15 календарных дней до отгрузки животных покупатель производит оплату оставшихся 25% от стоимости планируемой к поставке партии.

Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до момента исполнения сторонами всех своих обязательств.

В случае падежа или травмы животного, упомянутого в протоколе, продавец возмещает покупателю контрактную стоимость павшего животного.

Паспорт сделки оформлен в уполномоченном банке (филиале № 8596 АК СБ РФ (ОАО) -<адрес> отделение) 10.06.2011 за номером №. В графе 6 «Дата завершения исполнения обязательств по контракту» раздела 3 «Общие сведения о контракте» паспорта сделки резидент указал 31.08.2011года.

07.05.2012 года сторонами подписано дополнительное соглашение к контракту от 31.05.2011 №, согласно которому во время транспортировки животных пала одна голова животного, соответственно продавец обязан возвратить покупателю контрактную стоимость павшего животного в сумме <данные изъяты> евро, без учета НДС, в срок до 05 июня 2012 года.

Таким образом, исполнение обязательств по контракту от 31.05.2011 № продлено до 05.06.2012 и у ЗАО АФ «Любимовская» возникла обязанность по переоформлению паспорта сделки №.

По информации, содержащейся в ведомости банковского контроля по паспорту сделки №, наиболее ранним событием после подписания дополнительного соглашения от 07.05.2012 № к контракту от 31.05.2011 № является осуществление обществом валютной операции 10.05.2012.

Согласно СВИФТ-сообщению от 08.05.2012 и уведомлению уполномоченного банка от 10.05.2012 № на счет ЗАО АФ «Любимовская» от компании-нерезидента (TOPICS INTERNATIONAL BV) 10.05.2012 поступили денежные средства в сумме <данные изъяты> евро.

В связи с неисполнением нерезидентом обязательств по контракту до 31.08.2011 и подписанием дополнительного соглашения от 07.05.2012 № к контракту от 31.05.2011 № следовало в срок не позднее 10.05.2012 представить в уполномоченный банк документы, предусмотренные п. 3.15 Инструкции (два экземпляра ПС, переоформленные с учетом изменений; документы, подтверждающие вносимые изменения) и внести изменения в графу 6 «Дата завершения исполнения обязательств по контракту» раздела 3 «Общие сведения о контракте» ПС №.

Согласно отметкам уполномоченного банка на паспорте сделки № (номер переоформления 01) документы для переоформления ПС № представлены 30.05.2012, то есть с нарушением установленного инструкцией срока на 20 дней.

Таким образом, были нарушены, установленные правила оформления паспортов сделок.

Указанные обстоятельства объективно подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21.03.2013 №, где изложены обстоятельства правонарушения аналогичные приведенным выше; копией контракта от 31.05.2011 №, ПС №, где указаны порядок и время расчетов по сделке; дополнительным соглашением от 07.05.2012 №, где указана сумма возврата контрактной стоимости павшего животного <данные изъяты> евро; СВИФТ – сообщением, согласно которому 10.05.2012 поступили денежные средства в сумме <данные изъяты> евро.

Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение установленных правил оформления паспортов сделок.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ФИО2 являясь генеральным директором ЗАО АФ «Любимовская», будучи обязанным, обеспечить соблюдение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении внешнеэкономической сделки, а именно, своевременно переоформить паспорт сделки №, допустил нарушение установленных правил оформления паспортов сделок.

В такой ситуации действия ФИО2 получили правильную юридическую оценку по административному делу, как правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нельзя согласиться с утверждениями жалобы о заключении дополнительного соглашения от 07.05.2012 № в иное время, чем указано в тексте самого соглашения.

В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Согласно пункту 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Дополнительное соглашение от 07.05.2012 № к контракту от 31.05.2011 № вступает в силу с момента его полписания обеими сторонами (п.2), и никакой иной даты его подписания сторонами, кроме 07.05.2012 - не содержит.

Также не содержат сведений об иной дате подписания дополнительного соглашения от 07.05.2012 № письма от 28.01.2013 №, от 25.02.2013 №, адресованные ФИО2 в орган финансово-бюджетного надзора в <адрес>.

Убедительных доказательств подписания 10.05.2012 дополнительного соглашения от 07.05.2012 № к контракту на поставку от 31.05.2011 № не представлено.

В постановлении о назначении административного наказания № от 02 апреля 2013, должностным лицом правильно указано, что представленная ксерокопия письма ЗАО АФ «Любимовская» от 10.05.2012 № по содержанию противоречит ранее данным объяснениям ФИО2 (письмо от 28.01.2013 №) о том, что оригиналы дополнительных соглашений от 20.04.2012 №, от 07.05.2012 № к контракту на поставку от 31.05.2011 № не передавались, а были подписаны по факсу.

Соответственно и записи в представленном в суд журнале регистрации исходящей корреспонденции ЗАО АФ «Любимовская» не устанавливают иной даты подписания дополнительного соглашения № от 07.05.2012года.

Отсутствие ФИО2 на предприятии не свидетельствует о невозможности подписания 07.05.2012 дополнительного соглашения от 07.05.2012 № к контракту на поставку от 31.05.2011 №.

Доводы жалобы сводятся к переоценке выводов судьи и должностного лица, которые подробно и детально приведены в обжалуемых актах.

В такой ситуации не нахожу оснований для иной оценки обстоятельств дела и даты заключения соглашения от 07.05.2012 №.

В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Дополнительное соглашение от 07.05.2012 № не признано заключенным 10.05.2012, поэтому вступившая в силу Инструкция № 138-И не улучшила положение лица, совершившего административное правонарушение, поскольку в соответствии с п. 8.4 Инструкции №138-И документы для переоформления ПС № следовало представить в уполномоченный банк не позднее 29.05.2012, фактически они представлены 30.05.2012, то есть также с нарушением установленных правил оформления паспортов сделок.

При таких обстоятельствах постановление по делу и решение судьи сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> ФИО3 о назначении административного наказания № от 02 апреля 2013 года, решение судьи Ленинского районного суда <адрес> от 29 мая 2013года оставить без изменения, а жалобу ФИО2 без удовлетворения.

Судья <адрес> областного суда ФИО1