ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1427/2021 от 14.12.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-1427/2021

Р Е Ш Е Н И Е

14 декабря 2021 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО «Санаторий «Меллас» ФИО2 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2021 года № 12-416/2021 и постановление должностного лица от 15 июня 2021 года,

у с т а н о в и л :

постановлением первого заместителя министра жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым ФИО3 № 17-П от 15 июня 2021 года, генеральный директор АО «Санаторий «Меллас» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением ей административного наказания в виде штрафа в размере 35 000 рублей.

Данное постановление должностного лица обжаловано в судебном порядке.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2021 года № 12-416/2021 постановление должностного лица от 15 июня 2021 года оставлено без изменения, жалоба генерального директора АО «Санаторий «Меллас» ФИО2 без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, ФИО2 обратилась в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение суда отменить, производство по делу прекратить.

Жалоба мотивирована тем, что указанное в положении о Парке предельное максимальное количество этажей, равное пяти, не соответствует актуальным и утвержденным градостроительным регламентам и не подлежит применению.

По мнению ФИО2, общество дважды привлечено к административной ответственности заодно и то же правонарушение.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения помощника Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым Шихова Р.Р., прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Часть 1 статьи 9.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.

Объектом правонарушения по ст. 9.5 КоАП РФ являются охраняемые законом отношения в сфере порядка осуществления строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию и эксплуатации объектов капитального строительства.

Объективную сторону правонарушения по ст. 9.5 КоАП РФ составляют строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 9.5 КоАП РФ выражается в форме прямого умысла.

Субъектами административного правонарушения по ст. 9.5 КоАП РФ являются, в том числе и должностные лица, индивидуальные предприниматели (за исключением правонарушения, предусмотренного ч. ч. 4, 5 ст. 9.5 КоАП РФ).

Согласно п. 3.1 ст. 21 Закона Республики Крым от 10.11.2014 года "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" содержание парков-памятников садово-паркового искусства осуществляется по проектам, которые разрабатываются научными и проектными предприятиями, учреждениями, организациями и утверждаются исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с пунктом 179 Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, утвержденного распоряжением Совета министров Республики Крым от 05.02.2015 года №o 69-р, парк памятник садово-паркового искусства регионального значения «Меласский» (далее - Парк), Положение о котором утверждено приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 31.10.2016 года № 2305 (далее - Положение), отнесен к особо охраняемой природной территории регионального значения.

Согласно пункту 4.2 Положения о Парке на его территории разрешается размещение объектов некапитального строительства, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства и линейных объектов, связанных с выполнением задач, возложенных на Парк, в соответствии с действующим законодательством, а также реализацией государственных программ, утвержденных в установленном порядке, не влекущих за собой снижение экологической ценности данной территории.

На основании пункта 1.3 Положения Парк находится в ведении Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, в связи с чем, для строительства объектов капитального строительства, расположенных на территории Парка, необходимо разрешение на строительство, выданное Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым.

Установлено, что Парк расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленного Администрацией г. Ялты в пользование на 20 лет АО «Санаторий «Меллас» на основании договора аренды от 14.09.2016 года.

С целью исполнения требований статьи 21 Закона Республики Крым от 10.11.2014 года № 5-ЗРК «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» обществом разработан проект содержания Парка, утвержденный приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 07.09.2020 года № 1270, которым предусмотрены мероприятия по сносу, реконструкции и строительству существующих зданий и сооружений.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поручения прокуратуры Республики Крым от 06.11.2020 года, с целью проверки информации СМИ, в период с 13.11.2020 года по 12.12.2020 года проведена проверка соблюдения АО «Санаторий «Меллас» градостроительного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях на территории парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения «Меласский». В ходе проверки установлено, что на территории Парка осуществляется строительство объекта капитального строительства с нарушением природоохранного и градостроительного законодательства.

Так, выездом на место 17.11.2020 года на территории Парка установлен факт сноса ранее расположенного корпуса № 3, при этом в соответствии с представленной обществом проектной документацией, в нарушение пункта 5.2 Положения о Парке, которым предусмотрено строительство зданий, сооружений не более 5 этажей, на месте снесенного корпуса планируется построить 7-этажное здание с одним подземным этажом (спальный корпус) на 103 номера - «Реновация санаторно-оздоровительного комплекса «Меллас», по адресу: <данные изъяты>, Корпус № 3 Спальный корпус Санатория».

При визуальном осмотре 17.11.2020 года установлено, что в границах снесенного объекта выполняются работы по строительству Корпуса № 3. На момент осмотра проведены работы по устройству монолитного железобетонного каркаса на уровне 1 этажа с устройством арматурного каркаса вертикальных колон на уровне 2 этажа. При этом в нарушение части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 4.2 Положения о Парке ООО «Санаторий «Меллас» по состоянию на 17.11.2020 года разрешение на строительство названного объекта капитального строительства в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым не получено.

В связи с выявленными нарушениями директору АО «Санаторий «Меллас» 25.11.2020 года внесено представление, а 26.11.2020 также объявлено предостережение о недопустимости нарушения федерального законодательства.

В дальнейшем, в период с 20.02.2021 года по 18.03.2021 года Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой, с целью проверки информации СМИ и обращения ФИО4, проведена проверка АО «Санаторий «Меллас», в ходе которой установлено, что на территории Парка продолжается строительство Корпуса № 3 и по состоянию на 25.02.2021 года объект капитального строительства состоит из фундамента, цокольного этажа и трех возведенных этажей, а по состоянию на 10.03.2021 года объект капитального строительства состоит из фундамента, цокольного этажа и трех возведенных этажей в уровне 3 этажа и вертикальных колон в уровне 4 этажа, при отсутствии разрешения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.

В связи с выявленными нарушениями положений части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 4.2 Положения о Парке, выраженные в проведении строительных работ по возведению объекта капитального строительства - корпуса № 3 без соответствующего разрешения на строительство, прокуратурой в отношении генерального директора АО «Санаторий «Меллас» ФИО5 31.03.2021 года, в присутствии последней, вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

Постановлением первого заместителя министра жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым ФИО3 от 15 июня 2021 года за № 17-П, генеральный директор АО «Санаторий «Меллас» ФИО5 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и виновность ФИО5 подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: копией решения о проведении проверки от 12.11.2020 года; копиями информационных справок по объекту капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 90:25:080101:331 и фототаблицей к ней; копией письма Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры от 10.11.2020 года; копиями справок по результатам участия в проверке, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой, по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Меласский» и фототаблиц к ним; копией выписки из решения Единственного акционера № 01/2020; копией Приказа от 23.01.2020 года № 1811; копией сопроводительного письма; копией Приказа № 112 от 29.10.2020 года; копией выписки из протокола № 32П/2020; копией заявления АО «Санаторий «Меллас» от 16.11.2020 года; копией Постановления Администрации города Ялты Республики Крым от 29.07.2019 года № 1660-п; копией уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства от 01.10.2020 года; копий официального опровержения информации; копией письменных пояснений ФИО5 от 25.11.2020 года; копией предостережения о недопустимости нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях от 26.11.2020 года; копией представления об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях от 25.11.2020 года; копией Приказа № 115 от 22.12.2020 года; копией решения о проведении проверки от 19.02.2021 года; копией письма Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры от 10.02.2021 года; копиями письменных пояснений ФИО5 от 29.03.2021 года, ФИО6; копией свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения АО «Санаторий «Меллас»; копией Устава АО «Санаторий «Меллас»; копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 30.03.2021 года; копией договора аренды земельного участка от 14.09.2016 года с приложением к нему; копией договора подряда <данные изъяты> от 18.12.2020 года на бетонирование монолитного железобетонного каркаса выше отметки «0,000» Объекта корпус № 3; копией технических заданий на выполнение монолитных работ при строительстве корпуса № 3; копией договора <данные изъяты> от 06.08.2020 года на выполнение функций технического заказчика; копией перечня услуг по осуществлению функций технического заказчика в рамках реновации объекта; копией постановления по делу об административном правонарушении № 151 от 12.03.2021 года, согласно которому должностное лицо генеральный директор АО «Санаторий «Меллас» ФИО5 была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ и ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей; копией Приказа № 02 от 22.01.2020 года.

Указанные выше доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.

Таким образом, по результатам проведенной проверки установлены нарушения генеральным директором АО «Санаторий «Меллас» ФИО2 положений части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 4.2 Положения о Парке, выразившиеся в проведении строительных работ по возведению объекта капитального строительства - корпуса № 3 без соответствующего разрешения на строительство, что и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность получения разрешения на строительство возложена на застройщика.

Таким образом, из содержания указанных норм права следует, что указанное разрешение выдается до начала осуществления строительства, либо реконструкции и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом до получения указанного разрешения осуществление строительных работ не допускается.

Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство (часть 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Доказательств, подтверждающих принятие генеральным директором АО «Санаторий «Меллас» ФИО2 всех зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.

Доводы жалобы ФИО2 направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и не ставят под сомнение наличие в действиях генерального директора АО «Санаторий «Меллас» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

Утверждение ФИО2 о повторном привлечении к административной ответственности за одно и тоже правонарушение является необоснованным, поскольку решением Арбитражного суда Республики Крым от 09 сентября 2021 года к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ привлечено общество, а сама ФИО2 привлечена к административной ответственности постановлением первого заместителя министра жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым ФИО3 от 15 июня 2021 года как должностное лицо этого общества.

Порядок и срок привлечения генерального директора АО «Санаторий «Меллас» ФИО2 к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст.9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

При таких обстоятельствах, жалоба генерального директора АО «Санаторий «Меллас» ФИО2 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2021 года № 12-416/2021 и постановление должностного лица от 15 июня 2021 года не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятых по делу актов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу генерального директора АО «Санаторий «Меллас» ФИО2 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2021 года № 12-416/2021 и постановление должностного лица от 15 июня 2021 года - оставить без удовлетворения.

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2021 года № 12-416/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора АО «Санаторий «Меллас» ФИО1 - оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Е.Г. Тимошенко