ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-143 от 23.06.2014 Мурманского областного суда (Мурманская область)

  Дело № 21 - 143

 Судья – Пестерников М.В.

 Р Е Ш Е Н И Е

 по жалобе на решение судьи по делу об административном правонарушении

 г. Мурманск 23 июня 2014 года

 Судья Мурманского областного суда Пырч Н.В.,  рассмотрев жалобу защитника Тананыкина С.А. – Сорокиной О.Б. на решение судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 23 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении,

 установил:

 постановлением № * государственного инспектора РФ по охране природы по Мурманской области должностное лицо – *** Общества с ограниченной ответственностью «***-***» (далее – ООО «***», Общество) Тананыкин С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, за что подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.

 Данное постановление обжаловано защитником Тананыкина С.А. – Сорокиной О.Б. в судебном порядке.

 Решением судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 23 апреля 2014 года постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба защитника Тананыкина С.А. – Сорокиной О.Б. – без удовлетворения.

 В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Тананыкина С.А. – Сорокина О.Б. просит постановление о назначении административного наказания и решение судьи, принятое по жалобе на постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

 Ссылается на отсутствии вины Тананыкина С.А. в совершении административного правонарушения, на не исследованность судьёй всех обстоятельств, имеющих значения для рассмотрения дела по существу, на допущенные процессуальные нарушения в ходе производства по делу об административном правонарушении. Обращает внимание на неверное толкование норм материального права, в частности положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

 Подвергая сомнению представленные в материалах дела фотоснимки по акту выявленного правонарушения, полагает, что данные доказательства не могут быть допустимыми.

 Представитель Управления Росприроднадзора по Мурманской области, Тананыкин С.А. и его защитник Сорокина О.Б. в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса РФ б административных правонарушениях.

 Судья областного суда, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

   Проверив представленные материалы дела, выслушав помощника прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Глебова С.В., полагавшего решение суда законным, оценив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения судьи.

 В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

 Согласно ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

 Указанные требования закона судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении были соблюдены.

 В соответствии со ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

 В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

 Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

 В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

 Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производство и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасны для окружающей среды.

 В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

 Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» определено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

 - временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

 - поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

 - поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

 - по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

 - поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

 В силу п. 4.11 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 размещение отходов на территории объекта осуществляется различными способами: террасами, терриконами, грядами, в котлованах, в траншеях, в цистернах, в емкостях, накопителях, на картах, на платформах.

 Пунктом 4.12 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 установлено, что хранение и захоронение отходов на объекте осуществляется с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов.

 В соответствии с п. 4.19 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 объекты должны быть обеспечены централизованными сетями водоснабжения и канализации, допускается использование привозной воды для хозяйственно-питьевых целей в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением. Для очистки поверхностного стока и дренажных вод предусматриваются локальные очистные сооружения.

 Статьёй 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены особые требования к объектам размещения отходов: на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

 Приведенные положения материального закона судья правильно применил при рассмотрении настоящего дела.

 По делу установлено, что санкционированная свалка твердых бытовых отходов внесена управлением Росприроднадзора по Мурманской области в реестр объектов размещения отходов (инв. № *).

 ООО «***» действует на основании Устава, утвержденного общим собранием участников ООО «***» (протокол от 27.10.2009 № *) и осуществляет деятельность по уборке территорий, вывозу отходов, производству работ по утилизации, складированию, перемещению, размещению (хранению и захоронению), уничтожению промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных, взрывоопасных, ртутьсодержащих) и иные виды деятельности.

 Деятельность по размещению опасных отходов ООО «***» осуществляет в соответствии с лицензией № *, выданной Управлением Росприроднадзора по Мурманской области 22.02.2012 г.

 В целях реализации уставных видов деятельности в части размещения отходов III – V классов опасности ООО «***» на условиях аренды (договор аренды объектов муниципального нежилого фонда г. Мурманска № * от 25.12.2013) эксплуатирует часть городской свалки твердых отходов, инв. № *, расположенной по адресу: г. Мурманск, ..., ... км на запад от здания № ... по ул. ..., общей площадью * кв. м (условный номер *).

 В силу ч. 4 договора аренды объекта размещения отходов от 25.12.2013 г. ООО «***» обязано осуществлять меры по предупреждению и устранению последствий негативного воздействия на окружающую среду (п. 4.4.2 Договора); осуществлять обслуживание и содержание объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области санитарно – эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления и другими документами (п. 4.4.5 Договора); нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ перед надзорными органами в случае выявления нарушений, несвоевременного исполнения выданных предписаний по деятельности, связанной с эксплаутацией объекта (п. 4.4.7 Договора).

 Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой в период с 13 по 28 февраля 2014 года установлено, что ООО «***» при эксплуатации объекта размещения отходов по адресу: г. Мурманск,..., ... км на запад от здания № ... по ул. ... допускает накопление отходов на территории хозяйственной зоны свалки (пластиковая тара, жестяные банки, отходы из металла, древесные отходы) навалом вне специально обустроенных мест в пределах арендованного земельного участка. Отходы производства и потребления сброшены на почвенный покров, не укрыты от воздействия атмосферных осадков и ветров.

 ООО «***» при эксплуатации объекта размещения отходов осуществляет складирование (размещение) отходов производства и потребления разного типа и вида: стеклянный бой, пластиковые бутылки, обрывки картона, картонные коробки, строительный мусор (обломки кирпичей, куски шифера), оконные рамы, опилки, обломки деревянные, часть корпуса от телевизора, шины, пакеты, крышки от пластиковых бутылок, флаконы, корпуса пластиковые, отходы металлические) и иные отходы. Отходы складируются хаотично, без учета класса опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов.

 Территория хозяйственной зоны не имеет бетонного или асфальтового покрытия, легкого ограждения. На объекте отсутствуют локальные очистные сооружения, система нагорных канав и дождевая канализация, дренажная система. Не предотвращено попадание ливневых и талых вод с участков карт свалки, на любую территорию.

 В соответствии с ч. 1 ст. 26.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

 Согласно протоколам количественного химического анализа почвы, отобранной в районе деятельности свалки, показатели по содержанию в почве свинца в 2013 г. превышают показатели за 2012 г. в *** раз; по меди – в *** раз; по кадмию – в *** раз; по никелю – в *** раза; по цинку – в *** раз.

 Мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности в ООО «***» не проводятся.

 Выявленные факты нашли своё подтверждение в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 28.02.2014 г.; в акте проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от 13.02.2014 г. с фототаблицей; выписке из ЕГРЮЛ от 31.01.2014 г.; Уставе ООО «***»; договоре № * от 25.12.2013 г. аренды объектов муниципального нежилого фонда г. Мурманска; лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности № *, с приложениями; договоре № * на выполнение физико – химических исследований проб поверхностных вод водоисточников, атмосферного воздуха и проб почвы на полигоне ТБО, расположенного в районе п. ... и дополнительным соглашением № * к нему; протоколах химического анализа воды; протоколе количественного химического анализа почвы; протоколе количественного химического анализа атмосферного воздуха; письменном ответе директора *** природоохранному прокурору об анализе протоколов *** с таблицами; письменном ответе *** «***» и иными материалами дела, которые в силу ст. 26.2 являются допустимыми доказательствами по делу.

 В силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 В соответствии с п. 14.2 Устава ООО «***» руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом ООО – ***.

 *** ООО «***» является Тананыкин С.А. на основании приказа о вступлении в должность № * от 29.09.2012 г.

 Тананыкин С.А., являясь должностным лицом, обладая соответствующими властными полномочиями, обязан был принимать меры по предотвращению вреда окружающей среде, снижению (предотвращению) негативного влияния экологически неблагоприятных факторов на окружающую среду, ликвидации загрязнений окружающей среды, организовывать планирование работы по обеспечению экологической безопасности деятельности Общества, но не предпринял всех необходимых исчерпывающих и своевременных мер к соблюдению экологических и санитарно – эпидемиологических требований.

 Таким образом, в силу положений ст. 2.4 КоАП РФ, Тананыкин С.А., являясь должностным лицом – *** ООО «***», допустил нарушения требований законодательства в области охраны окружающей и ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно – эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

 Принятый по делу судебный акт показал, что судья исходил из конкретных обстоятельств дела, которым дана соответствующая оценка по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Судья пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях *** ООО «***» Тананыкина С.А. состава вмененного ему административного правонарушения.

 При этом, судья руководствовался нормами, регламентирующими обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержащиеся в Федеральных законах от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

 Обоснованно приняты судьёй во внимание и положения СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

 Выводы судьи о виновности Тананыкина С.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного 8.2 КоАП РФ, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в решении, оценка которым дана по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

 Действиям Тананыкина С.А. судьёй дана правильная юридическая оценка.

 Постановление о привлечении Тананыкина С.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

 Совершенное Тананыкиным С.А. административное правонарушение является длящимся, поскольку оно выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности в силу части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться со дня обнаружение административного правонарушения.

 Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения.

 Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

 Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию автора жалобы с привлечением к административной ответственности, и не могут быть является основанием для отмены вынесенного постановления о назначении административного наказания.

 Ссылки на необоснованность привлечения Тананыкина С.А. к административной ответственности, несостоятельны и, опровергаются представленными материалами дела.

 Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; бъект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

 В рассматриваемом случае городская свалка твердых отходов является объектом размещения отходов, в связи с чем, требования и правила, предусмотренные СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 полностью распространяют свое действие на данный объект размещения отходов.

 Тананыкин С.А. как *** ООО «***», осуществляющего эксплуатацию рассматриваемого объекта, должен при осуществлении Обществом своей деятельности обеспечить выполнение требований санитарных норм.

 Критическое отношение к имеющимся в материалах дела фотоснимкам, приобщенным к акту проверки, не может являться основанием для отмены принятых по делу решений, поскольку фотоснимки являются приложением к акту проверки соблюдения требований природоохранного законодательства именно городской свалки твердых отходов, расположенной по адресу: г. Мурманск, .... ..., ... км на запад от здания № ... по ул. ..., общей площадью ... кв. м, в связи с чем, оснований сомневаться в их достоверности, не имеется. Согласно пояснений защитника Тананыкина С.А. – Сорокиной О.Б., данных ею в судебном заседании, последняя подтвердила факт её присутствия при проведении проверки, а также фиксирование выявленного правонарушения путем фотографирования.

 При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу решений не имеется.

 Иные доводы жалобы также не опровергают выводов судьи о наличии в действиях Тананыкина С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

 решил:

 решение судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 23 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу защитника Тананыкина С. А. – Сорокиной О.Б. - без удовлетворения.

 Судья

 Мурманского областного суда Н.В. Пырч