Судья Шамшутдинова Г.К. № 7-143/2017
РЕШЕНИЕ
г.Астрахань 05 мая 2017 года
Судья Астраханского областного суда Лаврова С.Е.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства финансов Астраханской области
на решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 13 марта 2017 года
по делу по жалобе --- Петровой С.Н. на постановление и.о. министра финансов Астраханской области от 13 января 2017 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей --- Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. министра финансов Астраханской области от 13 января 2017 года --- Петровой С.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей --- Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде ---
Решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 13 марта 2017 года постановлением административного органа от 13 января 2017 года отменено, производство по делу прекращено.
В жалобе Министерство финансов Астраханской области просит решение судьи от 13 марта 2017 года отменить, оставить в силе постановление административного органа от 13 января 2017 года.
Выслушав представителя Министерства финансов Астраханской области Махнину Н.В., поддержавшую жалобу, Петрову С.Н. и ее представителей Чернякову О.В. и Мартынову В.Р., возражавших против удовлетворения доводов жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Согласно статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Условия предоставления межбюджетных трансфертов установлены статьями 130, 136, 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации, объектом правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов. Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
Материалами дела установлено, что в отношении управления образования администрации муниципального образования «Город Астрахань проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Астраханской области, в том числе на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Город Астрахань» в 2015 году. По результатам данной проверки Министерством финансов Астраханской области составлен акт проверки от ----№; ---- в отношении <---> Петровой С.Н. составлен протокол об административном правонарушении №.
В указанный период действовал Порядок предоставления из бюджета Астраханской области субсидий бюджетам муниципальных образований Астраханской области на софинансирование расходов на организацию одноразового горячего питания (горячий завтрак) для обучающихся 1-4 классов муниципальных общеобразовательных организаций, одноразового горячего питания (горячий обед) для обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций, доставляемых к месту учебы из других населенных пунктов, утвержденный постановлением Правительства Астраханской области от 25 сентября 2014 года № 402-П в составе государственной программы «Развитие образования Астраханской области».
Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 04 декабря 2014 года № 244 «Об утверждении бюджета муниципального образования «Город Астрахань» на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» с учетом внесенных изменений от 28 декабря 2015 года № 71 расходы по реализации Программы питания Управлению образования утверждены по КБК: <---> в сумме <---> тыс. руб., <---> сумме <---> тыс. руб.
Бюджетные ассигнования по субсидии из бюджета Астраханской области на софинансирование расходов по организации одноразового горячего питания (горячий завтрак) для обучающихся 1-4 классов муниципальных общеобразовательных организаций Министерством образования и науки Астраханской области до Управления образования доведены уведомлениями по расчетам между бюджетами от 24 декабря 2014 года № 205, от 05 июня 2015 года № 470, от 29 декабря 2015 года №730 в общей сумме <---> тыс. руб.
Министерством образования и муниципальным образованием «Город Астрахань» заключено соглашение от 26 января 2015 года № 53 (в редакции дополнительного соглашения к нему от 24 декабря 2015 года № 1) о предоставлении муниципальному образованию «Город Астрахань» субсидии из бюджета Астраханской области на софинансирование расходов по организации одноразового горячего питания (горячий завтрак) для обучающихся 1 - 4 классов муниципальных общеобразовательных организаций согласно которому: Министерство образования в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Астраханской области от 15 декабря 2014 года № 81/2014-03 «О бюджете Астраханской области на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов» и Порядком от 25 сентября 2014 года № 402-П направляет субсидии на организацию горячего питания в размере <---> тыс. руб., в бюджет муниципального образования «Город Астрахань» в пределах доведенных министерством финансов Астраханской области объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (пункт 1.2); получателем субсидии на организацию горячего питания от имени муниципального образования «Город Астрахань» выступает Управление образования (пункт 1.3); муниципальное образование «Город Астрахань» направляет в 2015 году из средств бюджета муниципального образования «Город Астрахань» на софинансирование расходов на организацию одноразового горячего питания (горячий завтрак) для обучающихся 1-4 классов муниципальных общеобразовательных организаций <---> тыс. руб. (пункт 1.4).
Средства субсидии на организацию горячего питания поступили на лицевой счет Управления образования в размере <---> тыс. руб.
Конечными получателями субсидии на организацию горячего питания в 2015 году явились муниципальные образовательные учреждения города Астрахани согласно перечню, указанному в приложении к Порядку расходования субсидии из бюджета Астраханской области на софинансирование расходов на организацию для обучающихся начальных классов муниципальных общеобразовательных учреждений города Астрахани, утвержденному постановлением администрации Города Астрахани от 08 февраля 2013 года № 1003 в редакции от 16 февраля 2015 года № 4, приведенному в соответствие с Порядком от 25 сентября 2014 года № 402-П.
Бюджетные ассигнования управлением образования до учреждений доведены уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях).
Управлением образования с учреждениями в рамках реализации Программы питания заключены соглашения и дополнительные соглашения о предоставлении субсидии на иные цели в 2015 году на общую сумму <---> тыс. руб., в том числе: за счет средств бюджета Астраханской области в сумме <---> тыс. руб.; за счет средств местного бюджета в сумме <---> тыс. руб.
За 2015 год управлением образования представлены платежные документы, подтверждающие перечисление <---> учреждениям муниципального образования «Город Астрахань»: средств субсидии на организацию горячего питания в общей сумме <---> тыс. руб., (или <--->% от общей суммы средств, поступившей субсидии) по КБК: <---> в размере <---> тыс. руб., № <---> в размере <---> тыс. руб. средств муниципального образования «Город Астрахань» в общей сумме <---> тыс. руб., (или <--->% от общей суммы софинансирования согласно пункту 1.4 Соглашения от 26 января 2015 года № 53) по КБК: <---> в размере <---> тыс. руб., <---> в размере <---> тыс. руб.
Как указано в оспариваемом постановлении, в нарушение пункта 1.4 соглашения от 26 января 2015 года № 53 Управлением образования не обеспечено выполнение одного из условий предоставления субсидии - софинансирование в 2015 году из средств бюджета муниципального образования «Город Астрахань» расходов на организацию одноразового горячего питания (горячий завтрак) для обучающихся 1-4 классов муниципальных общеобразовательных организаций за счет средств бюджета муниципального образования «Город Астрахань» в сумме <---> тыс. руб., что в соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации является бюджетным нарушением.
В рамках подпрограммы «Создание и развитие единого образовательного пространства Астраханской области» государственной программы «Развитие образования Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 25 сентября 2014 года № 402-П, министерством образования с муниципальным образованием «Город Астрахань» заключено соглашение от 22 июля 2015 года № 106 о предоставлении субсидии на софинансирование расходов по ремонту, капитальному ремонту зданий, сооружений, помещений и приобретению оборудования для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
В соответствии с условиями соглашения № 106 министерство образования направляет в бюджет муниципального образования «Город Астрахань» субсидии на ремонт и оснащение в сумме <---> тыс. руб.; муниципальное образование «Город Астрахань» направляет на софинансирование расходов по ремонту, капитальному ремонту зданий, сооружений, помещений и приобретению оборудования для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования средства в сумме <---> тыс. руб.
Соглашение № 106 вступает в силу со дня его подписания и действует до 31 декабря 2015 года, а в части расчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Согласно сведениям о перечне объектов капитального строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений, в Астраханской области (план на 2015 год), являющихся приложением к соглашению № 106, на мероприятия по капитальному ремонту предусмотрены средства в сумме <---> тыс. руб., на оснащение - <---> тыс. руб.
Дополнительным соглашением от 26 октября 2015 года № 1/112 изменены условия Соглашения № 106: министерство образования направляет субсидии на ремонт и оснащение в сумме <---> тыс. руб.; муниципальное образование «Город Астрахань» направляет на софинансирование расходов по ремонту, капитальному ремонту зданий, сооружений, помещений и приобретению оборудования для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования <---> тыс. руб.
Дополнительным соглашением от 23 декабря 2015 года № 2/126 внесены изменения в Соглашение № 106, в части софинансирования расходов по ремонту, капитальному ремонту зданий, сооружений, помещений и приобретению оборудования для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования из бюджета муниципального образования «Город Астрахань» в сумме <---> тыс. руб., в том числе: на мероприятия по капитальному ремонту в сумме <---> тыс. руб., на оснащение - <---> тыс. руб.
Постановлением администрации города Астрахани от 09 декабря 2014 года № 8013 утвержден порядок расходования субсидии из бюджета Астраханской области на софинансирование расходов на проведение мероприятий по оснащению муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Средства бюджета муниципального образования «Город Астрахань» на софинансирование указанных мероприятий предоставлены управлением образования 14 муниципальным дошкольным учреждениям по соглашениям о предоставлении субсидии на иные цели.
В приложениях № 1 к соглашениям на предоставление субсидии на иные цели данные расходы обозначены как расходы на оснащение образовательных организаций.
Средства из бюджета муниципального образования «Город Астрахань» на софинансирование оснащения предусмотрены соглашениями на предоставление субсидии на иные цели в сумме <---> тыс. руб.
Платежными поручениями с лицевого счета управления образования, открытого в Финансово-казначейском управлении, перечислены средства бюджета муниципального образования «Город Астрахань» учреждениям на софинансирование мероприятий по оснащению муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования в общей сумме <---> тыс. руб., в том числе по КБК: <---> в сумме <---> тыс. руб.; <---> в сумме <---> тыс. руб.; <---> в сумме <---> тыс. руб.
К проверке представлен отчет о предоставлении и использовании субсидии на софинансирование расходов по ремонту, капитальному ремонту зданий, сооружений, помещений приобретению оборудования для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования по состоянию 01 апреля 2016 года, направленный в управление по капитальному строительству, согласно которому управлением образования из бюджета муниципального образования «Город Астрахань» на софинансирование мероприятий по оснащению муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования перечислено <---> тыс. руб.
Постановлением и.о. министра финансов Астраханской области от 13 января 2017 года <---> Петровой С.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей <---> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде <--->
Как указано в оспариваемом постановлении, в нарушение условий Соглашения № 106, предусмотренных пунктом 1.4, на софинансирование расходов по оснащению образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, из бюджета муниципального образования «Город Астрахань» перечислены учреждениям на <---> тыс. руб. меньше предусмотренного объема бюджетных средств (<--->), то есть условие софинансирования расходов по Соглашению № 106, в части касающейся обязательств управления образования выполнены не в полном объеме, что в соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации является бюджетным нарушением.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что по результатам проверки, как указано в акте, установлены бюджетные нарушения в общей сумме <---> тыс. руб. В судебном заседании установлено, что главным распорядителем субсидий является министерство образования и науки Астраханской области. Расчет размера субсидий муниципального образования «Город Астрахань» осуществлялся министерством по формуле, определенной приложением к государственной программе, исходя из норматива питания на одного обучающегося в 1-4 классов муниципальной общеобразовательной организации в день, численности обучающихся с учетом установленных учебных дней в году.
Между тем, в 2015 году в связи с карантинными мероприятиями во многих муниципальных общеобразовательных организациях города Астрахани учебные дни составили менее установленных 202 дней. Во время карантинных мероприятий обучающиеся не посещали образовательные организации, соответственно, питание обучающихся не осуществлялось. Указанное обстоятельство и привело к указанному в акте уменьшению расходов.
По итогам реализации сторонами соглашения № 53 управлением образования в соответствии с заявкой на возврат были возвращены неиспользованные финансовые средства в бюджет Астраханской области.
Муниципальное образование «Город Астрахань» по соглашению № 106 предусмотрело в бюджете не 30 % (<--->) от общей потребности, а 34,9% (<--->), израсходовано на <---> руб. меньше установленных.
При этом расходование муниципальным образованием «Город Астрахань» финансовых средств на <---> руб. меньше не привело к нарушению условий предоставления субсидий, предусмотренных названной государственной программой. Условие представление субсидии в полном объеме соблюдено муниципальным образованием по выделению финансовых средств в размере 30 % об общей потребности.
Таким образом, отменяя постановление административного органа от 13 января 2017 года и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу, что в материалах дела не имеется сведений о том, что Петрова С.Н. при получении и распределении субсидий нарушила установленные сроки и условия их предоставления и расходования.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судебной инстанцией, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу судебного постановления, который сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 13 марта 2017 года оставить без изменения, жалобу Министерства финансов Астраханской области – без удовлетворения.