ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1440/2022 от 08.06.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Жаворонкова Т.А. Дело

РЕШЕНИЕ

Судья Краснодарского краевого суда Климов В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ООО «Лукойл-Кубаньэнерго» Безе Я.И, по доверенности Хомухи Е.С. на решение судьи Советского районного суда г. Краснодара от 8 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора Федюн Н.В. от 10 июня 2021 года №04-23-283-П-2 должностное лицо – ООО «Лукойл-Кубаньэнерго» Безе Я.И. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Решением судьи Советского районного суда Краснодарского края от 8 сентября 2021 года, указанное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Не согласившись с решением Советского районного суда Краснодарского края от 8 сентября 2021 года заявитель обратился в Краснодарский краевой суд с жалобой.

Определением судьи Краснодарского краевого суда от 18 декабря 2020 года жалоба была возращена заявителю ввиду пропуска заявителем срока обжалования и отсутствии ходатайства о восстановлении пропущенного срока.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, ООО «Лукойл-Кубаньэнерго» Безе Я.И. считает решение суда незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд дал неверную оценку представленным доказательствам. В связи с чем, просит решение судьи и постановление административного органа отменить, производство по делу прекратить. Также просит восстановить срок на обжалование решения.

Согласно оттиску штампа почтового отделения копия решения Советского районного суда г. Краснодара от 8 сентября 2021 года вручена ООО»Лукойл –Кубаньэнерго» 9 октября 2021 года (л.д. 161).

Жалоба на решение судьи Советского районного суда г. Краснодара поступила в адрес суда 19 октября 2021 года, таким образом, судья Краснодарского краевого суда считает, что срок на подачу жалобы заявителем не пропущен.

Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему.

На основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со статьёй 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель а разрешенным использовании способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», плодородный слой почвы - компонент природной среды, сформировавшийся на поверхности земли, состоящий из минеральных веществ горной породы, подстилающей почву, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности.

Согласно Письму Росприроднадзора от 23.05.2012 № ВК-03-03-36/6231 «Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14 ноября 2011 года № ВК-03-03-36/14757», порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Как усматривается из материалов дела, между ООО «ЛУКОИЛ-Кубаньэнерго» и Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея заключен договор аренды от 8 апреля 2020 года № 23-09/5345, согласно которому ООО «ЛУКОЙЛ- Кубаньэнерго» принят в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером: площадью 35 536 кв.м, с видом разрешенного использования - «для эксплуатации базовой электростанции, расположенной по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ».

Срок аренды участка согласован по 26 сентября 2061 года.

В соответствии с пунктом 5.2.7 договора аренды ООО «ЛУКОИЛ - Кубаньэнерго» обязано содержать в должном санитарном порядке и чистоте участок и прилегающую к нему территорию.

Пунктом 5.2.8 Договора установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ - Кубаньэнерго» обязано при использовании участка не наносить ущерба окружающей среде и не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка.

Кроме того, согласно пункта 5.2.24 Договора ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» обязано производить регулярную уборку мусора и покос травы.

В рамках проведения проверки при обследовании территории эксплуатируемой ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» на земельном участке с кадастровым номером: , должностным лицом Южного межрегионального управления Росприроднадзора обнаружены навалы отходов: «мусор от сноса и разборки зданий несортированный»; «отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ»; «грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ»; «лом и отходы изделий из полипропилена незагрязненные (кроме тары)»; «покрышки пневматических шин отработанные» и др., которые хранятся в нестационарных складах, на открытой площадке без тары (навалом, насыпью) и не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие.

Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю на поверхности земельного участка с кадастровым номером: , на котором размещены строительные отходы и отходы грунта, были отобраны пробы отхода «Мусор от сноса и разборки зданий несортированный» (протокол отбора (измерений) проб отходы от 14 мая 2021 года № 129, протокол морфологического состава отходы № 129 от 25 мая 2021 года), номер пробы в лаборатории № 129.

Результаты морфологического состава согласно протоколу морфологического состава приведены в соответствующей таблице, имеющейся в материалах дела.

Отход «мусор от сноса и разборки зданий несортированный» в Соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 отнесен к IV классу опасности.

Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю на поверхности земельного участка были отобраны пробы отхода «Лом и отходы изделий из полипропилена незагрязненные (кроме тары)» (протокол отбора (измерений) проб отходы от 14 мая 2021 года № 130, протокол морфологического состава отходы № 130 от 25.05.2021), номер пробы в лаборатории № 130.

Результаты морфологического состава согласно протоколу морфологического состава приведены в соответствующей таблице, имеющейся в материалах дела.

Отход «Лом и отходы изделий из полипропилена незагрязненные (кроме тары)» в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 отнесен к V классу опасности.

Руководствуясь Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 и в соответствии с морфологическим составом согласно протоколам морфологического состава отходы № 129 и № 130 размещенные на поверхности земельного участка с кадастровым номером: относится IV классу опасности.

В рамках проведения проверки экоаналитической лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю проведены мероприятия по контролю, в рамках которых отобраны пробы почвы в целях определения содержания загрязняющих веществ.

В соответствии с результатами испытаний (измерений) согласно протоколу испытаний (измерений) проб почвы от 11 мая 2021 года № 22п в пробах № 107 (ПП1 - размером 55x70x50х60 м, расположена в 100 метров от площадки складирования отходов, на земельном участке с кадастровым номером, ) глубина отбора 0-0,05 м, № 108 (ПП1 - размером 55x70x50x60 м, расположена в 100 м от площадки складирования отходов, на з/у с кадастровым номером ) глубина отбора 0,05-0,20 м в сравнении в результатами фоновых показателей установлено превышение загрязняющих веществ по показателю нефтепродукты в пробе № 107 в 1,6 раз, в пробе № 108 в 1,2 раз.

Из представленных материалов следует, что в рамках проверки должностными лицами Управления совместно с ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю осуществлялось бурение Мотобуром ВТ 1201с на земельном участке с кадастровым номером: на котором размещены строительные отходы и отходы грунта, при этом бурение на глубину ниже 0,2 м не представилось возможным (акт от 25 мая 2021 года) ввиду нахождения на глубине от 0-0,2 м разнородного отхода в том числе «Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ» который был отобран специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю (протокол отбора (измерений) проб отходы от 14.05.2021 № 131, протокол морфологического состава отходы № 131 от 25 мая 2021 года, номер пробы в лаборатории № 131.

Результаты морфологического состава согласно протоколу морфологического состава отходы № 131 от 25 мая 2021 года представлены в соответствующей таблице, имеющейся в материалах дела.

«Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ» в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 отнесен к IV классу опасности.

Таким образом, действиями ООО «Лукойл-Кубаньэнерго» Безе Я.И. допущено загрязнение почвы в результате поступления загрязняющих веществ – нефтепродуктов в почву земельного участка, прилегающего к ёмкости для хранения горюче-смазочных материалов, что является нарушением статьи 12, части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласно которой за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Факт совершения должностным лицом – ООО «Лукойл-Кубаньэнерго» Безе Я.И. административного правонарушения подтверждается материалами дела, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия ООО «Лукойл-Кубаньэнерго» Безе Я.И. правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в пределах санкции статьи.

При проверке законности принятого постановления судьей районного суда все материалы дела были исследованы в полном объеме, дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО «Лукойл-Кубаньэнерго» Безе Я.И. к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица по делу об административном правонарушении.

Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.

Нарушений, при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение решения, судом первой инстанции не допущено.

Несогласие с выводами судьи в оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку несогласие с выводами, сделанными по итогам оценки доказательств, само по себе не указывает на нарушение судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда,

решил:

решение судьи Советского районного суда г. Краснодара от 8 сентября 2021 года, вынесенное в отношении должностного лица – ООО «Лукойл-Кубаньэнерго» Безе Я.И, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Лукойл-Кубаньэнерго» Безе Я.И, по доверенности Хомухи Е.С. – без удовлетворения.

Судья В.Н. Климов