ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1448/2016 от 09.11.2016 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Жила Н.Л. Дело № 7-21-1448

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Геомар» ФИО1 на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 19 сентября 2016 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Геомар» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установила:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от 24 июня 2016 года ООО «Геомар» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 19 сентября 2016 года по жалобе законного представителя ООО «Геомар» постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Генеральным директором ООО «Геомар» ФИО1 подана жалоба, в которой он просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи как незаконных и прекращении производства по делу.

В судебное заседание законный представитель ООО «Геомар», его защитник не прибыли, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили, в связи с чем, учитывая их надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО3, не нахожу оснований для отмены постановления административного органа и решения судьи в силу следующего.

За несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства статьёй 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация, консервация и ликвидация зданий и иных объектов, оказывающих прямое и косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу части 3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, является департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (пункт 2.1.5 Положения о департаменте, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 29 ноября 2012 года № 368-па).

Следовательно, в силу названных положений части 3 статьи 19 Федерального закона № 96-ФЗ, все мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в период неблагоприятных метеорологических условий на территории Приморского края подлежат согласованию с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.

Из материалов дела следует, что ООО «Геомар» является владельцем источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ, так как основным видом его деятельности является перевалка угля в портах Находка и Восточный.

Согласно представленной департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края информации по состоянию на 19 мая 2016 года у ООО «Геомар» отсутствуют согласованные мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.

Установив невыполнение со стороны ООО «Геомар» требований законодательства об охране атмосферного воздуха по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, являющимся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, административным органом сделан обоснованный вывод о совершении юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, оценёнными судьёй в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении и о вызове лица, привлекаемого к ответственности на рассмотрение дела от 15 июня 2016 года, протоколом об административном правонарушении от 7 июня 2016 года , уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 27 мая 2016 года, письменной информацией департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 19 мая 2016 года и иными материалами.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и в пределах санкции статьи 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Жалоба не содержит доводов, влекущих изменение обжалуемого судебного акта, поскольку сводится лишь к переоценке исследованных доказательств и несогласию с выводами судьи.

Нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, указывающих на недопустимость доказательств, и которые могли бы повлечь отмену постановлений должностного лица и судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

Доводы жалобы законного представителя юридического лица об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, так как законодательством Российской Федерации не предусмотрена ответственность за несогласование плана мероприятий по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, объективная сторона правонарушения состоит в бездействии по минимизации загрязняющих выбросов, следует признать ошибочным.

Положениями части 3 статьи 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» прямо предусмотрена обязанность не только проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ, но и согласовывать их с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Такая же обязанность для владельцев источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в Приморском крае предусмотрена Порядком проведения в городских и иных поселениях Приморского края работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 24 января 2012 года № 8-па.

При этом в соответствии с пунктами 3, 4 названного Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют для согласования в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края два экземпляра мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды негативных метеоусловий, а департамент в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления проводит их проверку на соответствие РД 52.04.52-85, принимает решение о согласовании названных мероприятий либо об отказе в их согласовании и направляет (выдает) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям уведомление о принятом решении. В уведомлении об отказе в согласовании мероприятий указываются основания принятия такого решения.

Таким образом, процедура согласования мероприятий департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края предполагает их проверку на предмет правильности, полноты для целей сохранения благоприятной окружающей среды.

Поскольку план мероприятий по сокращению выбросов в периоды негативных метеорологических условий в составе проекта нормативов предельно допустимых выбросов, разработанный ООО «Геомар», не был согласован с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, то административный орган и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях юридического лица, имеющего источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решила:

решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 19 сентября 2016 года оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «Геомар» – без удовлетворения.

Судья Е.В. Королева