Судья Лаптев Д.Г. Дело № 21-145
РЕШЕНИЕ
05 апреля 2019 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «НК Казанла» на решение судьи Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 21 февраля 2019 года и постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО1 от 24 декабря 2018 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО «НК Казанла»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО1 от 24 декабря 2018 года №, оставленным без изменения решением судьи Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 21 февраля 2019 года, ООО «НК Казанла» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.
Административное правонарушение выразилось в том, что в ходе проведения в период с 24 сентября 2018 года по 19 октября 2018 года Управлением Росприроднадзора по Саратовской области проверки в отношении АО «Нефтегазрезерв» было установлено, что на основании договора аренды имущества № от 17 января 2018 года названное общество передало ООО «НК Казанла» во временное пользование имущество: скважины №№ 2, 12, 13, 14, 18, 20, сепаратор нефтегазовый НГС-4500 и другое имущество согласно приложению к договору аренды. Начиная с 17 января 2018 года ООО «НК Казанла» осуществляет деятельность по эксплуатации объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду, связанную с добычей, транспортировкой нефти, сопровождающуюся выбросом загрязняющих веществ в атмосферу в отсутствие установленных нормативов и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что является нарушением статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 14, статьи 22, части 1 статьи 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, ООО «НК Казанла», ссылаясь на отсутствие негативных последствий административного правонарушения и тяжелое финансовое положение, просит постановление судьи изменить, снизив размер административного штрафа до размера менее минимального размера, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Проверив законность и обоснованность постановления судьи, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на имеющие стационарные источники воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой эксплуатируются такие источники. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требует обязательного получения разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.
Разрешительный порядок негативного воздействия на окружающую природную среду установлен в целях обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, восстановления природной среды, обеспечения поддержания экологического благополучия. Нарушение порядка осуществления негативного воздействия на окружающую природную среду создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно части 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды имущества № от 17 января 2018 года ООО «НК Казанла» имеет во временном пользовании имущество: скважины №№ 2, 12, 13, 14, 18, 20, сепаратор нефтегазовый НГС-4500 и другое имущество согласно приложению к договору аренды, и с 17 января 2018 года осуществляет деятельность по эксплуатации объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду, связанную с добычей, транспортировкой нефти, сопровождающуюся выбросом загрязняющих веществ в атмосферу в отсутствие установленных нормативов и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Факт совершения ООО «НК Казанла» вменяемого административного правонарушения и его вина подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдать предусмотренные законом экологические нормы и правила в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Таким образом, полагаю, что судья районного суда пришел к обоснованным выводам о наличии в действиях ООО «НК Казанла» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и законности привлечения его должностным лицом к административной ответственности с назначением административного штрафа.
Вместе с тем полагаю возможным снизить размер назначенного обществу административного штрафа ввиду следующего.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или
частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный
размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее
ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая финансовое положение ООО «НК Казанла», отсутствие существенных негативных последствий административного правонарушения, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, считаю, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей может повлечь чрезмерное ограничение прав юридического лица, что с учетом конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении позволяет снизить размер назначенного ему административного наказания менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат изменению путем снижения назначенного ООО «НК Казанла» административного наказания в виде административного штрафа до 90 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО1 от 24 декабря 2018 года № и решение судьи Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 21 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «НК Казанла» изменить, снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 90 000 рублей.
В остальной части постановленные акты оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «НК Казанла», - без удовлетворения.
Судья Г.А. Желонкина