Судья Бабушкин С.А. Дело № 21-145/14
Р Е Ш Е Н И Е
27 мая 2014 года г. Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Новикова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора потребительского жилищно-накопительного кооператива «<Н.Д.>» ФИО1 на решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 02 апреля 2014 года по делу по жалобе директора потребительского жилищно-накопительного кооператива «<Н.Д.>» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края начальника отдела контроля и надзора в области строительства Д.О.В. от ДД.ММ.ГГ № ***, которым
должностное лицо - директор потребительского жилищно-накопительного кооператива «<Н.Д.>» ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец <...>, зарегистрированный по адресу: <адрес>
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <...> рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ № ***, составленному главным специалистом – юристом отдела контроля и надзора в области долевого строительства Государственной инспекции Алтайского края О.О.В., в установленный инспекцией срок – до ДД.ММ.ГГ потребительским жилищно-накопительным кооперативом «<Н.Д.>» (далее – Кооператив) в лице директора ФИО1 не в полном объеме представлены в инспекцию сведения и документы об участии Кооператива в строительстве многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, необходимые для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства, запрошенные письмом от ДД.ММ.ГГ. В инспекцию не представлены следующие документы:
учредительные и регистрационные документы (устав и изменения к нему, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и т.д.), выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
документы, подтверждающие полномочия законных представителей и иных лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, копии документов, удостоверяющие их личность и место регистрации; реестр всех членов Кооператива (с указанием сведений о датах принятия, исключения);
документы, на основании которых производится прием граждан в члены Кооператива в отношении каждого из членов Кооператива – в отношении каждого из членов кооператива;
реестры всех договоров, связанных с привлечением денежных средств граждан для целей строительства объекта (в том числе договоров участия в долевом строительстве, предварительных договоров купли-продажи, договоров инвестирования, включая договоры, заключенные по поручительству, договоров о паенакоплениях и т.п.) с указанием сведений о датах подписания, регистрации, изменения, расторжения и исполнения договоров (подписании передаточных актов или иных документов о передаче объектов долевого строительства);
документы (договоры о паенакоплениях, соглашения об уплате паевых взносов, договоры о вступлении в члены Кооператива и т.д.), на основании которых привлекаются денежные средства граждан для целей строительства объекта;
документы, подтверждающие суммы фактически привлеченных (возвращенных) денежных средств граждан для целей строительства объекта (приходные и расходные кассовые ордера, выписки по счетам, справки о выплате паевых взносов и т.п.) по представленным договорам.
По делу вынесено вышеназванное постановление, не согласившись с которым директор Кооператива ФИО1 обратился с жалобой в Железнодорожный районный суд г. Барнаула, в которой просил отменить постановление должностного лица. Ссылался на то, что жилищно-накопительный кооператив «<Н.Д.>» не является застройщиком и не привлекает денежные средства участников долевого строительства, поскольку Кооператив не получал земельный участок для строительства в аренду, не получал разрешения на строительство и ни с кем не заключал договоров долевого участия в строительстве, следовательно, исходя из п. 2.3.1 Положения о Государственной инспекции Алтайского края, инспекция не вправе осуществлять контроль за Кооперативом. Также указал, что между Коопертивом и ООО «<***>» ДД.ММ.ГГ был заключен договор «Об инвестировании (финансировании) строительства кооперативного жилого дома», который решением Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от ДД.ММ.ГГ был признан договором купли-продажи будущей недвижимой вещи, где застройщик ООО «<***>» является продавцом, а Кооператив – покупателем. В связи с чем полагает, что Кооператив является юридическим лицом, чьи денежные средства были привлечены застройщиком ООО «<***>» для строительства кооперативного жилого дома по адресу <адрес>, застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства, является ООО «<***>», в связи с чем директор Кооператива ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ. Кроме того указал, что инспекцией запрашивались у Кооператива сведения об участии в строительстве, что не является сведениями о привлечении денежных средств; срок для выполнения запроса был предоставлен до ДД.ММ.ГГ, однако акт и предписание составлены до истечения названного срока; в предписании отражено, что срок для предоставления сведения был установлен до ДД.ММ.ГГ, вместе с тем протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГ, то есть с нарушением установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока; в нарушение требований ст. 29.1 КоАП РФ постановление принято органом, к компетенции которого не относится рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении участника долевого строительства, не являющегося застройщиком.
Определением судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 27 января 2014 года жалоба директора потребительского жилищно-накопительного кооператива «<Н.Д.>» ФИО1 передана по подведомственности в Бийский городской суд Алтайского края.
Решением судьи Бийского городского суда Алтайского края от 02 апреля 2014 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, директор потребительского жилищно-накопительного кооператива «<Н.Д.>» ФИО1 просит отменить решение судьи и постановление должностного лица, ссылаясь на то, что Кооператив не является застройщиком и инспекция не вправе требовать предоставления каких-либо документов у участника долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для такого строительства, однако изложенные в жалобе обстоятельства судьей не приняты во внимание.
Лицом, вынесшим постановление по делу, поданы письменные возражения на жалобу.
В судебное заседание лица ФИО1 не явился, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовал, в связи с чем жалоба может быть рассмотрена в его отсутствие согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Выслушав защитника ФИО1 – Панчук Н.В., настаивавшую на отмене постановления, изучив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ и проанализировав доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены решения судьи ввиду следующего.
Согласно ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанных контроля и надзора и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 23 июля 2013 года) контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В силу п. 2.2 ч. 5 ст. 23 названного Федерального закона контролирующий орган вправе получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Алтайского края от 24 января 2011 года № 24 «О создании Государственной инспекции Алтайского края» установлено, что Государственная инспекция Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Перечень сведений и (или) документов, необходимых для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости утвержден приказом Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края от 13 октября 2010 года № 249, к которым, в частности, относятся реестры всех договоров, связанных с привлечением денежных средств граждан для целей строительства объекта; договоры, связанные с привлечением денежных средств граждан для строительства; документы, подтверждающие фактически привлеченные (возвращенные) денежные средства граждан для строительства.
Действуя в рамках предоставленных законом полномочий, Государственная инспекция Алтайского края ДД.ММ.ГГ направила в потребительский жилищно-накопительный кооператив «<Н.Д.>» запрос о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГ предоставить в инспекцию следующие сведения и документы об участии Кооператива в строительстве многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, необходимые для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости:
учредительные и регистрационные документы (устав и изменения к нему, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и т.д.), выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;
документы, подтверждающие полномочия законных представителей и иных лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, копии документов, удостоверяющие их личность и место регистрации; реестр всех членов Кооператива (с указанием сведений о датах принятия, исключения);
документы, на основании которых производится прием граждан в члены Кооператива в отношении каждого из членов Кооператива – в отношении каждого из членов кооператива;
реестры всех договоров, связанных с привлечением денежных средств граждан для целей строительства объекта (в том числе договоров участия в долевом строительстве, предварительных договоров купли-продажи, договоров инвестирования, включая договоры, заключенные по поручительству, договоров о паенакоплениях и т.п.) с указанием сведений о датах подписания, регистрации, изменения, расторжения и исполнения договоров (подписании передаточных актов или иных документов о передаче объектов долевого строительства);
документы (договоры о паенакоплениях, соглашения об уплате паевых взносов, договоры о вступлении в члены Кооператива и т.д.), на основании которых привлекаются денежные средства граждан для целей строительства объекта;
документы, подтверждающие суммы фактически привлеченных (возвращенных) денежных средств граждан для целей строительства объекта (приходные и расходные кассовые ордера, выписки по счетам, справки о выплате паевых взносов и т.п.) по представленным договорам.
Данный запрос был получен Кооперативом ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ в Государственную инспекцию Алтайского края поступила информация от директора Кооператива о том, что последний деятельность по строительству дома не ведет, является инвестором по финансированию строительства кооперативного дома и требования Федерального закона № 214-ФЗ на его деятельность не распространяется. К ответу были приложены копия договора *** о целевом финансировании (инвестировании) строительства кооперативного жилого дома, заключенного ДД.ММ.ГГ между Кооперативом и ООО «<***>», и копия решения Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, директором потребительского жилищно-накопительного кооператива «<Н.Д.>» ФИО1, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в <адрес>, в установленный уполномоченным органом срок не представлены сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ, установлен и подтверждается следующими доказательствами:
запросом Государственной инспекции Алтайского края от ДД.ММ.ГГ о необходимости предоставления потребительским жилищно-накопительным кооперативом «<Н.Д.>» сведений и документов, необходимых для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирного дома в срок до ДД.ММ.ГГ (получено Кооперативом ДД.ММ.ГГ);
информацией директора Кооператива ФИО1 от ДД.ММ.ГГ (поступила в инспекцию ДД.ММ.ГГ), с приложением копии договора *** о целевом финансировании (инвестировании) строительства кооперативного жилого дома и копии решения Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ);
актом проверки № *** от ДД.ММ.ГГ (с учетом дополнительного акта от ДД.ММ.ГГ;
приказом *** о продлении полномочий единоличного исполнительного органа – директора потребительского жилищно-накопительного кооператива «<Н.Д.>» ФИО1 до ДД.ММ.ГГ;
трудовым договором от ДД.ММ.ГГ о принятии ФИО1 на работу в качестве директора потребительского жилищно-накопительного кооператива «<Н.Д.>»;
соглашением между ЖНК «<Н.Д.>» и членом ЖНК «<Н.Д.>» на участие в строительстве кооперативного жилого дома, расположенного по <адрес> от ДД.ММ.ГГ;
протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, а также судья городского суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях директора потребительского жилищно-накопительного кооператива «<Н.Д.>» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ, наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией названной нормы.
Доводы жалобы о том, что Государственная инспекция Алтайского края не вправе была требовать предоставления документов, поскольку Кооператив не является лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, являются несостоятельными в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Частью 2 статьи 1 названного закона предусмотрено, что привлечение денежных средств граждан для строительства допускается только: 1) на основании договора участия в долевом строительстве; 2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; 3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Правовые, экономические и организационные основы деятельности жилищных накопительных кооперативов по привлечению и использованию денежных средств граждан – своих членов на приобретение или строительство жилых помещений на территории Российской Федерации в целях передачи их в пользование и после внесения паевых взносов в полном размере в собственность членам жилищных накопительных кооперативов, а также гарантии защиты прав и законных интересов граждан – членов жилищных накопительных кооперативов установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах».
Частями 5, 6 статьи 3 данного Федерального закона установлено, что отношения между кооперативом и его членами возникают на основании членства в кооперативе в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), устава кооператива, а также в соответствии с решениями органов кооператива, принятыми в пределах их компетенции.
Кооператив не может состоять в договорных отношениях с членами кооператива, в результате которых устанавливаются, изменяются или прекращаются гражданские права и обязанности, связанные с осуществлением деятельности кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, судья городского суда пришел к правильному выводу о том, что Федеральный закон № 214-ФЗ, регулирующий отношения по привлечению денежных средств граждан для участия в строительстве, установил возможность привлечения жилищными накопительными кооперативами денежных средств в соответствии со специальным законодательством. Специальное законодательство, регламентирующее деятельность кооперативов по привлечению денежных средств для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, является законодательство об участии в долевом строительстве.
Таким образом, сведения и (или) документы, которые необходимы для проведения государственного контроля (надзора) должны представляться по запросу государственного органа, осуществляющего контроль (надзор) в области долевого строительства, не только застройщиком, но и иными лицами, привлекающими денежные средства для строительства.
При этом то обстоятельство, что Кооператив осуществляет деятельность, связанную с привлечением денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома, подтверждается материалами дела.
Вопреки утверждениям защитника ФИО1 - Панчук Н.В. из анализа договора, заключенного с членом кооператива (в деле имеется соглашение с Ч.Н.Г., относительно квартиры в доме по <адрес>), нельзя сделать вывод о том, что между его сторонами возникли исключительно отношения, связанные с членством в кооперативе, и отсутствуют обязательственные отношения.
Поскольку процессуальных нарушений, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 02 апреля 2014 года оставить без изменения, жалобу директора потребительского жилищно-накопительного кооператива «<Н.Д.>» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Н.В. Новикова