ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-145/2016 от 22.04.2016 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Рег. № 21-145/2016

судья: Кулинская Н.В.

РЕШЕНИЕ

22 апреля 2016 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Беляевская О.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заведующего отдела экологического надзора г. Феодосия и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым на решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 9 февраля 2016 года делу № 12-1/2016, которым оставлено без изменения постановление старшего государственного инспектора Республики Крым, заведующего отдела экологического надзора г. Феодосия и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона от 24 июля 2015 года о признании общества с ограниченной ответственностью «Феодосийская табачная фабрика» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Республики Крым, заведующего отдела экологического надзора г. Феодосия и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона от 24 июля 2015 года общество с ограниченной ответственностью «Феодосийская табачная фабрика» (далее ООО «Феодосийская табачная фабрика») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «Феодосийская табачная фабрика» обжаловал его в Феодосийский городской суд Республики Крым.

По результатам рассмотрения жалобы, решением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 9 февраля 2016 года жалоба ООО «Феодосийская табачная фабрика» удовлетворена, указанное выше постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, заведующий отдела экологического надзора г. Феодосия и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона - старший государственный инспектор Республики Крым ФИО1 просит об отмене названного судебного акта, считая его незаконным, принятым с нарушением норм материального права и процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование жалобы указано, что судьей городского суда не в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; не принято во внимание, что проведение проверки деятельности ООО «Феодосийская табачная фабрика» было согласовано с Министерством по делам Крыма в июне 2015 года, в соответствии с действовавшей на тот момент процедурой, до момента отнесения предприятия к перечню объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.Полагает, что Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым имеет право осуществлять как региональный, так и федеральный экологический надзор.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции заведующий отделом экологического надзора г. Феодосия и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона - старший государственный инспектор Республики Крым ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ООО «Феодосийская табачная фабрика» Чушкин А.А. просил постановление суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, судья считает необходимым указать следующее.

Частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Статьей 1 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон N96-ФЗ) установлено, что под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. При этом, вредное (загрязняющее) вещество представляет собой химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Стационарные источники выбросов загрязняющих веществ - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу требований ст. 14 Закон N 96-ФЗ, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федераций. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что с 6 по 10 июля 2015 года в отношении ООО «Феодосийская табачная фабрика», должностным лицом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой был составлен соответствующий акт от 10 июля 2015 года.

На основании результатов указанного акта, 10 июля 2015 года в отношении ООО «Феодосийская табачная фабрика» был составлен протокол об административном правонарушении , согласно которого указанное общество нарушило Правила охраны атмосферного воздуха, а именно: предприятие с 22 мая 2014 года ведет свою хозяйственную деятельность без инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, при отсутствии нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществв атмосферный воздух, то есть предприятие осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, что является нарушением статей 22, 23, 67 Федерального закона от 10 января 202 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 14, статей 22, 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения оспариваемого постановления о привлечении ООО «Феодосийская табачная фабрика» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя приведенное постановление должностного лица административного органа и прекращая производство по делу за отсутствием в действиях ООО «Феодосийская табачная фабрика» состава вмененного административного правонарушения, судья городского суда пришел в выводу, что у указанного предприятия отсутствовала возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, а также у должностных лиц отдела экологическогонадзора г. Феодосия и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона отсутствовали полномочия на проведение внеплановой выездной проверки ООО «Феодосийская табачная фабрика» и правомочным на привлечение указанного общества к административной ответственности за выявленное правонарушение, в силу приказа Минприроды России от 29 июня 2015 года № 285 «О внесении изменений во временный перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Крым и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденный приказом Минприроды России от 24 февраля 2015 г. №66».

С указанными выводами судья апелляционной инстанции не соглашается и считает их преждевременными в силу следующего.

Как усматривается из материалов дела, проведение проверки деятельности ООО «Феодосийская табачная фабрика» было согласовано с Министерством Российской Федерации по делам Крыма, в соответствии с действовавшей на тот момент процедуройдо момента отнесения предприятия к перечню объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, то есть до момента издания приказа Минприроды России № 285, что подтверждается соответствующим письмом от 22 июня 2015г. № Д044-929.

Соглашением между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Советом министров Республики Крым «О передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий в сфере охраны окружающей среды», утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014г. № 2064-р, определены полномочия, которые передаются Совету министров Республики Крым для их практической реализации государственными органами, входящими в состав Совета министров Республики Крым.

В соответствии с «Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым», утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 24 июня 2014 г. № 136 (далее - Положение), Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее Минприроды) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере экологии и природопользования, отраслевое и межотраслевое управление в сфере экологии и природопользования, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым.

Таким образом, входя в систему государственных органов Республики Крым, Минприроды получило от Совета министров Республики Крым часть федеральных полномочий, которые отражены в Положении. В частности, в Положении указано, что Минприроды осуществляет такие федеральные полномочия, как государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный надзор в области обращения с отходами.

Передача данных федеральных полномочий была также подтверждена в Дополнительном соглашении № 1, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2015 года №1511-р к Соглашению между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий в сфере охраны окружающей среды.

Учитывая вышеизложенное, судья апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности проведения с 6 по 10 июля 2015г. должностными лицами органовМинприроды проверки в отношении ООО «Феодосийская табачная фабрика».

Также судья апелляционный инстанции считает необходимым указать следующее.

Как указано в обжалуемом решении, судья городского суда пришел к выводу, что у ООО «Феодосийская табачная фабрика» отсутствовала возможность для соблюдения норм и правил относительно вмененного правонарушения.

Однако, судом первой инстанции не исследованы и не оценены те обстоятельства, что в ходе проведения проверки было установлено, что разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ранее выданное ООО «Феодосийская табачная фабрика» сроком действия с 10 февраля 2010 года по 31 марта 2015 годаполучено в Украине иным юридическим лицом и сведений о правопреемстве материалы дела не содержат.

В течение переходного периода в Республике Крым возможность получения соответствующих разрешений имелась, так был принят ряд нормативных актов, регулирующих порядок получения разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 09 июля 2014 года №202 был утвержден «Порядок выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов». Данным Порядком определено, что в переходный период или до принятия соответствующих нормативных правовых актов Республики Крым разрешение на выбросы выдавались Минприроды по согласованию с Главным управлением государственной санитарно-эпидемиологической службы в Республике Крым. Срок рассмотрения документов составлял 10 календарных дней.

В пункте 3 данного Порядка был определен перечень документов, необходимых для получения разрешения.

Порядком было определено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов выдавались на срок до 01 января 2015. Данный Порядок действовал в Республике Крым до 31 декабря 2014 года, с 1 января 2015 года он утратил силу на основании Постановления Совета министров Республики Крым от 26.12.2014 N 631.

С 01 января 2015 года полномочия по выдаче разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов вновь отнесено к компетенции Минприроды на основании п.3.2. Постановления Совета министров Республики Крым от 24.06.2014 N 136 "Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым".

Также, в переходный период имелась возможность получения санитарно - эпидемиологических заключений в Республике Крым в порядке, установленном рядом документов Госкомприроды СССР, Госкомгидрометом СССР в том числе «Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу», утвержденной Госкомприроды СССР 11.09.1989г, что подтверждено письмом Росприроднадзора от 21 октября 2011 N ВК-08-02-36/13737 "О порядке установления (утверждения) нормативов и выдачи разрешений на выбросы".

Согласно положений п.1.1., п.1.4 данной инструкции предприятие вправе было самостоятельно разработать проекты нормативов выбросов либо привлечь для этого специализированную организацию.

Указанные законоположения согласуются со ст. 22, ст.25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" закрепляющими, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и осуществляют контроль за охраной атмосферного воздуха.

Кроме того, санитарно - эпидемиологическая экспертиза проектов нормативов предельно допустимых выбросов с выдачей заключения могла проводиться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, а также экспертами, аттестованными в установленном законом порядке в любом субъекте Российской Федерации.

Таким образом, возможность получения специального разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в Республике Крым, как в переходный период, так и после его завершения имелась.

При этом, доказательства принятия мер для получения соответствующего разрешения ООО «Феодосийская табачная фабрика» в соответствии с указанными законоположениями в материалах дела отсутствуют.Судом первой инстанции указанные обстоятельства должным образом не проверены, какие юридически значимые действия произвело юридическое лицо для получения разрешения не выяснено, и им не была дана оценка.

Вышеуказанные процессуальные нарушения являются существенными, повлекшими за собой невозможность всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

Таким образом, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 9 февраля 2016 года подлежит отмене, а материалы дела с жалобой возвращению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, пересматривающий дело по жалобе,

решил:

жалобу заведующего отдела экологического надзора г. Феодосия и Кировского района управления экологического надзора Восточно-Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО1 удовлетворить.

Решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 9 февраля 2016 годаотменить, материалы дела с жалобой направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Судья О.Я. Беляевская