ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-145/2018 от 22.03.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-145/2018

Р Е Ш Е Н И Е

22 марта 2018 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «ГК «Антарекс» ФИО3 на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 декабря 2017 г. № 12-465/2017,

у с т а н о в и л :

постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Центрально-Крымского региона – заведующей отделом экологического надзора г. Симферополя и Симферопольского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО10-ФИО2 от 01 ноября 2017 г. № 006196/0328-2017 Общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Антарекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей.

Решением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 декабря 2017 г. № 12-465/2017 жалоба ООО «ГК «Антарекс» оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 01 ноября 2017 г. № 006196/0328-2017 – без изменения.

Не согласившись с принятым решением, директор ООО «ГК «Антарекс» ФИО3 подал жалобу, в которой просит указанное решение суда от 20 декабря 2017 г. и постановление должностного лица от 01 ноября 2017 г. отменить, производство по делу прекратить.

Жалоба мотивирована тем, что судом не дана надлежащая правовая оценка составу административного правонарушения, не исследованы фактические обстоятельства дела, вывод суда о виновности основан на предположениях.

В жалобе указано на то, что отбор проб грунта проводился не только без привлечения понятых, представителя ООО «ГК «Антарекс», а также без привлечения заявителя, не указаны конкретные координаты складирования грунта.

Кроме того, заявитель ссылается на то, что вина ООО «ГК «Антарекс» не установлена, за вменяемое ему правонарушение виновные лица (ФИО4, ФИО5) уже привлечены к административной ответственности.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителя ООО «ГК «Антарекс» ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО6, возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

В соответствии со статьей 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В силу п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Пунктом 1 ст.39 Закона №7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ст.51 Закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что 07 сентября 2017г. на основании обращения поступившего в адрес Министерства экологии и природных ресурсов, установлен факт нарушения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в части несанкционированного размещения отходов производства и потребления (отходов грунта, изъятого при проведении землеройных работ) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, посредством автотранспортных средств марки «Камаз», государственные регистрационные знаки на земельных участках, расположенных в районе ул. Киевской 179-К, 187 в г. Симферополе Республики Крым.

07 сентября 2017 года по данному факту ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Симферополя и Симферопольского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым ФИО7 вынесено определение №090/0502-2017 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленных лиц по ст.8.2, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

По результатам проведенного административного расследования 23 октября 2017г., ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Симферополя и Симферопольского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым ФИО7 составлен протокол об административном правонарушении №006196 в отношении ООО «ГК «Антарекс» по ст.8.2 КоАП РФ.

Постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Центрально-Крымского региона – заведующей отделом экологического надзора г. Симферополя и Симферопольского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО11ФИО2 от 01 ноября 2017 г. № 006196/0328-2017 ООО «ГК «Антарекс» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Факт допущенного правонарушения и виновность ООО «ГК «Антарекс» в совершении административного правонарушения подтверждены: заявлением, поступившим в Министерство экологии и природных ресурсов от ФИО8 о необходимости проведения проверки по факту незаконной выгрузки 04.09.2017 в 10 час. 30 мин. 2 грузовыми автомашинами с номерными знаками мусора и грунта в районе ул. Киевская, 178Ж в г. Симферополь и ул. Киевская 181А и фотоматериалами к нему; актом отбора проб почв, грунтов, донных отложений, илов от 22.09.2017г., результатами инструментально-лабораторных исследований проб почв, выполненных ГУА РК «ЦЛАТИ», согласно которых выявлен факт превышения установленных предельно-допустимых концентраций содержания нефтепродуктов до 2,6 раз, хрома в 1,4 раза; информацией, предоставленной Управлением ГИБДДД МВД по Республике Крым и ООО «ГК «Антарекс», согласно которой автотранспортное средство марки «FAW» с государственным номером закреплено за ФИО4, автотранспортное средство «КАМАЗ» с государственным номером закреплено за ФИО5 Указанные автотранспортные средства зарегистрированы за ООО «ГК «Антарекс»; договорами об оказании услуг №07/03-23/1 от 07.03.2017, №07/03-24/1 от 07.03.2017, заключенные между ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» о временном размещении на полигоне, расположенном по адресу: Белогорский район, с. Тургенево строительных отходов и твердых коммунальных отходов; постановлениями от 31.10.2017 о привлечении водителей ФИО4, ФИО5 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; путевыми листами №413427, 413432, выданными ООО «ГК «Антарекс», согласно которых, 04.09.2017 автотранспортное средство марки «FAW» с государственным номером и автотранспортное средство «КАМАЗ» с государственным номером должны были следовать на полигон ТКО ООО «<данные изъяты>».

При этом, согласно информации полученной от ООО «<данные изъяты>» в период с 01.09.2017 по 10.09.2017 транспортные средства марки: «КАМАЗ» с государственным номером и «КАМАЗ» с государственным номером отходы для размещения (хранения) на полигон ТКО в с. Тургенево Белогорского района Республики Крым не производили (акты приема – передачи отходов отсутствуют).

С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ООО «ГК «Антарекс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Судьей районного суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которые являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения.

Решение судьи мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.

При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ООО «ГК «Антарекс» по делу не усматривается.

Довод жалобы о том, что отбор проб грунта проводился без привлечения понятых, представителя ООО «ГК «Антарекс», а также без привлечения заявителя, также в нем не указаны конкретные координаты складирования грунта, является несостоятельным.

На момент проведения рейдового обследования территории земельного участка, расположенного в районе ул. Киевской 179-К, 187 в г. Симферополе Республики Крым, выявлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления (отходов грунта, изъятого при проведении землеройных работ) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения. Установить лиц, совершивших административное правонарушение, не представилось возможным.

Таким образом, поскольку на момент отбора проб почв, грунтов, донных отложений, илов - 22.09.2017г., административное производство велось в отношении неустановленного лица, представитель ООО «ГК «Антарекс» к отбору проб почв не привлекался. Только позднее, в ходе проведения административного расследования совокупностью доказательств установлено, что отходы складировались в результате действия заявителя.

Вопреки доводов жалобы, в акте отбора проб, почв, грунтов, донных отложений, илов от 22.09.2017г. №1328-п указаны и место складирования грунта и конкретные его координаты.

Ссылка заявителя на то, что ООО «ГК «Антарекс» не может нести ответственность, поскольку за вменяемое ему правонарушение виновные лица ФИО4 и ФИО5 уже привлечены к административной ответственности, также является необоснованной, поскольку в силу части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Довод жалобы ООО «ГК «Антарекс» об отсутствии в его действиях состава вмененного ему административного правонарушения является несостоятельным и опровергается перечисленными выше доказательствами, свидетельствующими о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.

Порядок и срок привлечения ООО «ГК «Антарекс» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Учитывая, что жалоба на решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 декабря 2017 г. № 12-465/2017, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «ГК «Антарекс» ФИО3 на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 декабря 2017 г. № 12-465/2017 – оставить без удовлетворения.

Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 декабря 2017 г. № 12-465/2017 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ГК «Антарекс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ - оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья подпись Е.Г. Тимошенко

Копия верна

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>