Мурманский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Мурманский областной суд — СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ
Дело № 21-146
Судья – Бойко Л.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение судьи по делу
об административном правонарушении
г. Мурманск 26 мая 2011 года
Судья Мурманского областного суда Пырч Н.В., рассмотрев жалобу представителя ФИО1 защитника по доверенности ФИО2 на решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 04 мая 2011 года по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № ** заместителя начальника подразделения процессуальной деятельности - старшего дознавателя Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области (далее – ПУ ФСБ по Мурманской области) от *** 2011 года должностное лицо – капитан судна *** «***» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере * рублей.
Считая постановление незаконным, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в обоснование которой указывал, что судно *** «***» не производило остановок в территориальном водах РФ, а необходимость сбавления скорости движения судна и маневрирование было вызвано ремонтом топливной аппаратуры главного двигателя. Считает, что капитан судна не нарушил режим пересечения Государственной границы Российской Федерации при маневрировании судна от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу в территориальном море РФ.
Просил отменить постановление от *** 2011 года о наложении штрафа и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник по доверенности ФИО2 жалобу поддержали.
Представитель Государственной морской инспекции (далее – ГМИ) ПУ ФСБ России по Мурманской области ФИО3, полагая постановление законным и обоснованным, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 04 мая 2011 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник ФИО1 по доверенности ФИО2 просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи по делу по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении отменить, в связи недоказанностью события административного правонарушения.
В жалобе ссылается на отсутствие вины ФИО1. в совершении административного правонарушения. Так, в штормовых условиях капитан судна *** «***» в период времени и в координатах, указанных в постановлении остановку судна не производил, а сбавил ход по просьбе старшего механика судна в связи с необходимостью срочных ремонтных работ топливной аппаратуры судна.
Обращает внимание, что судно не осуществляло проход через террморе, оно зашло в террводы для укрытия от шторма.
Считает, что ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» ограничений по маневрированию судов и скорости движения не устанавливает, а указание судом на совершение судном «недопустимого маневрирования» носит неопределенный характер.
Указала, ФИО1 не допустил нарушений пункта «а» части 7 статьи 9 Федерального закона от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», а также части 2 статьи 10 Федерального закона от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
В судебное заседание лицо, привлеченное к административной ответственности, ФИО1 и его защитники не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и заблаговременно. О причинах неявки суд не уведомили.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц не имеется.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного органа по доверенности ФИО4, считавшего постановление о наложении административного штрафа и решение судьи законными и обоснованными, исследовав доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи и удовлетворения жалобы не нахожу.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы РФ.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в нарушении правил пересечения Государственной границы РФ, порядка следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», под Государственной границей Российской Федерации понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
Статьёй 3 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» предусмотрено, что защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации. При этом охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории и осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.
В соответствии со ст. 30 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу и в этих целях они обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности; осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или Уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.
Согласно ст. 7 названного Закона режим Государственной границы включает в себя, в том числе, правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами.
В соответствии с пунктом «в» части 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» российским судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу запрещается остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения.
На основании ч. 2 ст. 10 Федерального Закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.
Статья 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» предусматривает, что капитан судна в случае вынужденного несоблюдения определенных законом правил следования судов от Государственной границы до пунктов пропуска через границу и обратно, обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего Российского морского порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые оповещают о таком пересечении Государственной границы пограничные органы и Вооруженные Силы РФ, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана морского судна, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.
Порядок захода и пребывания судов во внутренних морских водах, территориальном море России определен «Режимом плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях (сводное описание)», согласно п. 5.1.1 которого, режим плавания уточняет порядок осуществления военными кораблями и другими судами, эксплуатируемыми в коммерческих и некоммерческих целях мирного прохода через территориальное море, определяет порядок захода и пребывания во внутренних морских водах и распространяется на все корабли и суда вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Пунктом 4.2 Режима плавания установлены рекомендованные пути, при плавании по которым суда должны следовать по самой линии пути или справа от нее.
Как установлено материалами административного дела, капитан судна *** «***» ФИО1 является должностным лицом, уполномоченным обеспечивать порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Из протокола об административном правонарушении № ** от ***.2011 года следует, что *** 2011 года судно *** «***», принадлежащее ООО « ***» под управлением капитана судна ФИО1 при следовании от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации ( порт Мурманск) до Государственной границы РФ снизило скорость с 6, 5 до 3, 5 узлов, прервало движение в направлении Государственной границы РФ и в период времени с *** мск по *** *** 2011 года произвело остановку и маневрировало в территориальных водах Российской Федерации Баренцева моря в средних географических координатах 69?29?СШ, 34?03?ВД.
Так, анализ спутникового позиционирования и скоростного режима судна *** «*** » свидетельствует о том, что судно *** «***» в период времени с *** *** 2011 года судно вышло из Кольского залива и последовало в северо-восточном направлении в сторону Государственной границы РФ. Во временном интервале с *** мск по *** *** 2011 года в средних географических координатах 69?29?9 СШ, 34?0?37ВД судно снизило скорость с 6, 5 до 3, 5, а затем до 3 узлов. В период с *** мск по *** мск *** 2011 года судно *** перемещалось в территориальных водах РФ с расчетной скоростью 4-4, 5-4-, 4, 5 узлов, характерной для осуществления буксировки донного трала путем движения переменными курсами и ходами вдоль Государственной границы РФ.
В *** *** 2011 года судно остановилось в территориальных водах РФ в точке с координатами 69?28?41 СШ, 34?03?40ВД. В момент позиционирования скорость составляла 0.
В *** мск *** 2011 года судно последовало на выход из территориальных вод РФ в исключительную экономическую зону РФ.
Из судового журнала судна *** « ***» следует, что судно двигалось на выход из территориальных вод РФ в направлении Государственной границы РФ со скоростью 10-10, 9- 10, 1 узла.
Согласно справке по судну «***» его спецификационная скорость составляет 11 узлов.
В силу п. 5.4.5 Режима плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях, все суда при плавании во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации во всех случаях должны совершать переходы только по установленным путям движения судов.
Анализируя вышеприведенные нормы закона, судья пришел к правильному выводу о том, что пребывание и следование в территориальном море Российской Федерации всеми кораблями и судами вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности должно совершаться без остановки, непрерывно, быстро и только по установленным путям движения судов. Непрерывность в данном случае означает непрерывность следования курсом после, либо до пересечения Государственной границы РФ по установленным путям движения судов в пункт пропуска через Государственную границу РФ и обратно, быстрота означает движение судна с полной скоростью обычной для условий плавания. При этом не предусмотрена возможность для судна при следовании в территориальном море останавливаться, произвольно менять курс, снижать скорость, за исключением случаев, возникших вследствие непреодолимой силы или бедствия либо необходимости оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.
Исходя из установленного, обоснованным является суждение судьи о том, что судно *** «***», под управлением капитана судна ФИО1 допустил нарушение требований части 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», согласно которой проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым, без соответствующего разрешения специально уполномоченных органов исполнительной власти на ведение промысловой, исследовательской, изыскательной и иной деятельности в указанный промежуток времени и нарушение пункта «в» части 7 статьи 9 Закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-11 «О Государственной границе Российской Федерации».
Выводы судьи о виновности капитана судна *** «***» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в решении, оценка которым дана по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Факт совершения ФИО5 административного правонарушения подтвержден материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении № ** от ***.2011 г., копией материалов по движению судна, копиями диаграмм изменения скорости, ответом гидрометеорологического центра о прогнозе погоды.
Проанализировав действующее законодательство и положения норм Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации», прихожу к выводу, что совершенное должностным лицом - капитаном судна *** «***» ФИО5 административное правонарушение, препятствует осуществлению защиты Государственной границы Российской Федерации как части системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Действиям ФИО1, являющегося на момент совершения административного правонарушения капитаном названного судна, судьёй дана правильная юридическая оценка.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции примененного закона.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 КоАП РФ, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Приведенные в жалобе доводы проверялись судом и были отклонены с приведением в судебном акте соответствующих мотивов.
Ссылки на недоказанность вины в совершении административного правонарушения несостоятельны, и опровергаются представленными материалами дела.
Иные доводы жалобы выводы судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, не опровергают.
При таких обстоятельствах решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе, и по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 04 мая 2011 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда Н.В. Пырч