ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1467/20 от 21.07.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья Полежаева С.И. дело № 21- 1467/20

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красногорск Московской области 21 июля 2020 года

резолютивная часть оглашена 21 июля 2020 года

мотивированное решение составлено 21 июля 2020 года

Судья Московского областного суда Нарыжная Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ОАО «<данные изъяты>» Назарова В.М. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области Бондарева С.Н. № 04/32/1157/2019 от 27 января 2020 года и решение судьи Ногинского городского суда Московской области от 27 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении ОАО «<данные изъяты>»,

при секретаре Филимонковой С.Г.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № 04/32/1157/2019 государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области Бондарева С.Н. от 27 января 2020 года,

Акционерное общество «<данные изъяты>» (далее АО «<данные изъяты>»), ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>, юридический адрес: <данные изъяты>

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением Ногинского городского суда Московской области от 27 мая 2020 года вышеуказанное постановление должностного лица органа административной юрисдикции оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными по делу актами, законный представитель ОАО «<данные изъяты>» Назаров В.М. их обжаловал, просил отменить, производство по делу прекратить.

Будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, законный представитель ОАО «<данные изъяты>» в судебное заседание Московского областного суда не явился, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы, не заявил. Считаю возможным рассмотреть жалобу защитника в отсутствие законного представителя ОАО «<данные изъяты>».

Жалоба подана в срок предусмотренный ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ, поскольку оспариваемое решение обществом получено 04 июня 2020 года, а жалоба подана-14 июня 2020 года.

Проверив материалы дела по доводам жалобы, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Часть 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 КоАП РФ, в виде административного штрафа для юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что должностным лицом Министерства экологии и природопользования Московской области 22 января 2020 года составлен протокол № 04/32/1157/2019 об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, согласно которому 28 ноября 2019 года в 10 часов 00 минут по адресу: <данные изъяты>, место сбора ливневых вод в реку Васса (географические координаты выпуск 1 – СШ 55.5222, ВД 38.2650; выпуск 2 – СШ 55.5231, ВД 38.2639) ОАО «<данные изъяты>» допустило нарушение правил охраны водных объектов. А именно: на основании решения на пользование водным объектом ОАО «<данные изъяты>» осуществляет сброс сточных вод в реку Лавровка. Сбрасываемые воды проходят очистку на очистных сооружениях механической очистки (ЛОС). Специалистом Министерства экологии и природопользования Московской области совместно с представителем ФГБУ «<данные изъяты>» 05 и 10 декабря 2019 года проведен отбор проб сточных вод с территории ОАО «<данные изъяты>» в реку Лавровка в местах сброса. По результатам лабораторных исследований проб сточных вод установлены превышением ПДК по нефтепродуктам 0,39 мг/дм3 (ПДК 0,05), взвешенным веществам 12,2 мг/дм3 (ПДК 7,19).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО «<данные изъяты>» к административной ответственности по настоящему делу.

Судья Ногинского городского суда Московской области с выводами должностного лица органа административной юрисдикции согласилась.

Вместе с тем, выводы должностного лица Министерства экологии и природопользования Московской области и судьи городского суда не учитывают следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 указанного Кодекса.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 ст. 8.13 данного кодекса.

Частью 1 статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований законодательства в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Частью 4 статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 6 статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в п. 6 настоящей статьи (п. 7 ст. 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор (пункт 5.1).

В соответствии с пунктом 4 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08 мая 2014 года № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре», федеральный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 14 сентября 2010 года № 407 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Московской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» ОАО «<данные изъяты>» (адрес: <данные изъяты>; ИНН <данные изъяты>) включено в список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Московской области, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Согласно п. 12.2.1 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 апреля 2013 года № 277/12, Министерство уполномочено осуществлять региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

В соответствии с Порядком организации и осуществления регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 18 октября 2018 года № 763/37, региональный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Московской области.

Из системного толкования вышеприведенных положений следует, что должностное лицо органа исполнительной власти Московской области не имело полномочий составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении объекта, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю, поскольку ОАО «<данные изъяты>» является объектом, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, и в данном случае дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Ногинский завод топливной аппаратуры» подлежало возбуждению и рассмотрению уполномоченными должностными лицами Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, то есть территориального органа Росприроднадзора.

Таким образом, протокол № 04/32/1157/2019 об административном правонарушении от 22 января 2020 года по настоящему делу составлен неуполномоченным должностным лицом.

В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом является нарушением требований ст. 28.3 КоАП РФ, влекущим признание его недопустимым доказательством.

С учетом изложенного, принятые по данному делу об административном правонарушении акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении ОАО «Ногинский завод топливной аппаратуры» подлежит прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 29.11, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области Бондарева С.Н. № 04/32/1157/2019 от 27 января 2020 года и решение судьи Ногинского городского суда Московской области от 27 мая 2020 года в отношении ОАО «<данные изъяты>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых было принято постановление.

Судья Е.В. Нарыжная