ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1467/22 от 25.05.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Бахмутов А.В. Дело № 21-1467/22

РЕШЕНИЕ

25 мая 2022 года г.Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Талинский О.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе должностного лица вынесшего постановление 4 на решение судьи Апшеронского районного суда Краснодарского края от 22 марта 2022 года,

установил:

постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора Краснодарского края 4 от 8 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением представитель 8 по доверенности 3 обратилась в районный суд.

Решением судьи Апшеронского районного суда Краснодарского края от 22 марта 2022 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях 8 состава административного правонарушения, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, должностное лицо вынесшее постановление 4 считает решение судьи районного суда незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В связи с чем, просит его отменить.

В возражениях на апелляционную жалобу адвокат 5 в интересах 8 просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края 6, поддержавшего доводы жалобы, проверив доводы жалобы, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из материалов дела видно, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране лесов 25.12.2021г. в 11 час.35 мин. в квартале 62Б части выдела 45 Гуамского участкового лесничества Апшеронского лесничества при патрулировании лесного фонда, лесного участка, было выявлено самовольное занятие участка лесного фонда 8, который разместил на нем временную металлическую постройку размером 4x5,5м., для осуществления коммерческой деятельности, что является нарушением ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 23 ЛК РФ права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают: из актов государственных органов; из договоров; из судебных решений; по иным основаниям, допускаемым Лесным кодексом.

Права пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда и договора концессии участка лесного фонда; подписания протокола о результатах лесного аукциона; получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, являются не только лесопользователи, но и иные лица, которые ведут хозяйственные и иные работы, включая граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ. составляют действия по самовольному занятию лесного участка, то есть действия, состоящие в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени и других условий. В частности действие может состоять в эксплуатации ресурсов, с нарушением прав иных лиц, имеющих право на общее беспрепятственное использование природных объектов.

Как следует из доводов 8 он не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения в связи с тем, что он никакие объекты на землях лесного фонда не размещал и не использует. Указанные в спорном постановлении объекты были размещены им по договору аренды торгового места, заключенному с ООО «Астарта Девелопмент» от 01.10.2021г. . Указанное юридическое лицо на основании выданной ему бессрочной лицензии на пользование земельным участком недр с видом использования: для образования особо охраняемого геологического объекта «большая и Малая Азишские пещеры». ООО «Астарта Девелопмент» использует в пределах горного отвода и лицензии по недропользованию на основании договоров аренды земельные участки, которые принадлежат на праве собственности ООО «Адыгеятурист».

В свою очередь, ООО «Адыгеятурист» передало принадлежащий ему на праве собственности земельный участок, а так же объект «Подъездная дорога» с кадастровым номером 23:02:0000000:2480 в пользование по договору аренды от 01,02.2020г. на срок по 31.12.2020г. ООО «Астарта Девелопмент».

Договор является бессрочным, с пролонгацией на прежних условиях на новый срок пока ни одна из сторон не заявит о его расторжении (п. 4.1-4.2 договора от 01.02.2020г)

В границах находящегося в собственности земельного участка, принадлежащего ООО «Адыгеятурист» на основании приказов генерального директора ООО «Астарта Девелопмент» от 01.02.2020г. №,13 и 15, организованы торговые места для предоставления их в аренду в целях реализации сувенирной продукции и сопутствующих товаров.

В соответствие с договором аренды торгового места от 01.10.2021г. заключенным с ООО «Астарта Девелопмент», и схемой размещения торговых мест, утвержденной приказом генерального директора ООО «Астарта Девелопмент» от 01.02.2020г. , 8 получил в пользование торговое место . где и разместил принадлежащий ей временный торговый объект. Данные обстоятельства были изложены 8 при составления должностными лицами лесной охраны Апшеронского лесничества протокола в отношении него, но указанные обстоятельства были проигнорированы должностными лицами при составлении, протокола об административном правонарушении, и надлежащая оценка им дана не была, в том числе при вынесении оспариваемом 8 постановления от 01.02.2022г. При документировании административного правонарушения должностными лицами в нарушение действующего законодательства не были установлены на местности границы обследуемого земельного участка, не истребованы документы, свидетельствующие о его принадлежности, а так же указывающие на договорные отношения между 8 и ООО «Астарта Девелопмент», что привело к необоснованному привлечению его к административной ответственности.

Данные доводы 7 подтверждаются представленными в материалы дела документами, а именно: протоколе об административном правонарушении от , в котором месторасположение объекта, поименованного в постановлении должностного лица от 01,02.2022г. не указано, дословно воспроизведено по тексту « при осмотре участка лесного фонда на территории Гуамского участкового лесничества выявлено самовольное занятие лесного участка 8

При этом в протоколе отсутствуют какие-либо отметки о приобщении к нему каких либо актов осмотра, обмера и.т.п. В свою очередь как следует из текста фабулы оспариваемого 8 постановления, должностное лицо 4 указывает. что из материалов дела следует, что факт административного правонарушения выявлен на земельном участке выдела 45 квартала 62Б Гуамского участкового лесничества Апшеронского лесничества. Каким образом, при отсутствии надлежащего факта фиксации в протоколе об административном правонарушении от 25.12.2021г. места совершения 8 должностное лицо пришло к такому выводу, материалы дела не содержат, допустимых доказательств, при которых суд так же может достоверно утверждать данный факт не представлено. Выписки из ЕГРЫ, а равно выписки из лесного реестра материалы дела, представленные административным органом суду не содержат.

Согласно статье 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения.

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Применительно к отношениям связанным с договором аренды, ч. 1 ст. 9 ЛК РФ предусмотрено, что право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 71 ЛК РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;

3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 ЛК РФ для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду.

Исходя из разъяснений в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

Согласно отдельным положениям ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из оспариваемого 8 постановления, ему вменено использование участка лесного фонда в квартале 62Б части выдела 45 Гуамского участкового лесничества Апшеронского лесничества без документов, предусмотренных действующим законодательством (договора аренды лесного участка), то есть самовольно.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на административный орган, составивший протокол.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Согласно ст. 29.1. КоАП РФ должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы: правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

В силу ст. 29.4. КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Вместе с тем, указанные требования ст.ст. 29.1. и 29.4 КоАП РФ должностным лицом административного органа выполнены не были.

Часть 2 статьи 8 ГК РФ определяет, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Из выписки из ЕГРН от 27.12.2019г. следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:02:0000000:2480 по адресу: Краснодарский край, принадлежит на праве собственности с 27.12.2019г. АО «Адыгеятурист».

Так же из выписки из ЕГРН от 20.12.2019г. следует, что АО «Адыгеятурист» владеет на праве бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 23:02:0000000:2478 площадью 12 300 кв.м., право владения на которое зарегистрировано 20.12.2019г.

Договором от 01.02.2020г. , заключенным между двумя хозяйствующими субъектами подтвержден факт передачи АО «Адыгеятурист» в аренду за плату ООО «Астарта Девелопмент» земельного участка с кадастровым номером 23:02:0000000: 2480 по адресу: Краснодарский край, - Сооружения дорожно - мостового хозяйства «Подъездная дорога», которая расположена в границах принадлежащего АО «Адыгеятурист» на праве бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:2478 площадью 12 300 кв.м.. При этом переданная в аренду Подъездная дорога находится в собственности АО «Адыгеятурист».

Исходя из положений статьи 26.1. КоАП РФ административным органом при производстве по делу об административном правонарушении должен быть установлен конкретный факт, образующий событие административного правонарушения, при этом должны быть установлены место, время, событие и виновное лицо, что подлежит отражению в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу. Также указанный факт должен быть подтвержден допустимыми, относимыми и достаточными доказательствами.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Как следует из представленных 8 документов, он 01.10.2021г. заключил с ООО «Астарта Девелпмент» возмездный договор аренды торгового места , расположенного в границах Сооружения дорожно-мостового хозяйства «подъездная дорога» с кадастровым номером 23:02:0000000: 2480 по адресу: Краснодарский край, , Большая Азишская пещера.

Таким образом, в оспариваемом постановлении и протоколе об административном правонарушении от 25,12.2021г. месторасположение земельного участка, имеющего привязки к местности и объекту недвижимости (постройка) размером 4x5.5м., установлена 8 в соответствие с договором аренды торгового места, заключенным с ООО «Астарта Девелпмент», с согласия собственника земельного участка с кадастровым номером 23:02:0000000: 2480 по адресу: Краснодарский край, , Сооружения дорожно-мостового хозяйства «Подъездная дорога», которая расположена в границах принадлежащего АО «Адыгеятурист» на праве бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:2478 площадью 12 300 кв.м. Законность установки 7 постройки административным органом надлежащими доказательствами опровергнута не была.

Доказательств, свидетельствующих о том, что указанные договора были расторгнуты или признаны недействительными в установленном законом порядке материалы дела не содержат, следовательно, в силу договорных обязательств 7 был вправе осуществлять деятельность на земельном участке в соответствие с договором аренды торгового места от 01.10.2021г., и его действия не могут быть квалифицированы как противоправные и направленные на самовольное занятие земель, т.е. пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

В силу положений частей 1-2, 4 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от N 218-ФЗ (последняя редакция) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В кадастр недвижимости в частности вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); 2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; 3) описание местоположения объекта недвижимости.

Факт того, что объект недвижимости (постройка) размером 4x5.5м., который использовался 8, расположен не в границах земельного участка, находящегося в собственности АО «Адыгеятурист», и в аренде у ООО «Астарта Девелопмент», материалы дела, представленные административным органом, не содержат.

В протоколе об административном правонарушении от а равно в оспариваемом постановлении не указан кадастровый номер земельного участка, где был обнаружен факт самовольного занятия земельного участка. Постановление административного органа составлено в нарушение положений об осуществлении государственного лесного контроля, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2007г. , а так же в нарушение Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного контроля, утвержденного приказом ФИО1 от 12.04.2016г. Документы, представленные в материалах административного дела, оформлены в нарушение приказа Рослесхоза от N 405 "Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и государственного контроля (надзора)".

В силу положений ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Судом верно установлено, что факт самовольного занятия участка, в том числе использования части земельного участка с кадастровым номером 23:02:0000000: 2480 и 23:02:0000000:2478, где располагалось торговое место 8, не установлен, а на момент проверки должностными лицами достоверно данный факт не установлен и не подтвержден, действия указанного лица не образует состава вмененного 8 административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, вследствие чего, а постановление должностного лица административного органа о назначении административного наказания от 01.02.2022г. отмене за отсутствием в действиях 7 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Несогласие с выводами судьи в оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку несогласие с выводами, сделанными по итогам оценки доказательств, само по себе не указывает на нарушение судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда

решил:

решение судьи Апшеронского районного суда Краснодарского края от 22 марта 2022 года, оставить без изменения, жалобу должностного лица вынесшего постановление 4 – без удовлетворения.

Судья О.Л. Талинский