Судья Богданова В.В. Дело №21-146/2016
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
29 августа 2016 года г. Псков
Судья Псковского областного суда Рубанов Р.В.,
при секретаре Михайловой С.Ю.,
рассмотрев жалобу представителя АО «ТАНДЕР» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Пскова №62 от 27 апреля 2016 года и на решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 31 мая 2016 года по делу в отношении АО «ТАНДЕР» об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Пскова №<данные изъяты> от 27 апреля 2016 года юридическое лицо- АО «ТАНДЕР» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Решением судьи Псковского городского суда от 31 мая 2016 года, принятым по жалобе АО «ТАНДЕР», вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Псковский областной суд, представитель АО «ТАНДЕР» ФИО1 выражает несогласие с выводами судьи Псковского городского суда об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу, вывод о наличии в деянии АО «ТАНДЕР» нарушения правил пожарной безопасности в отношении продажи крепких спиртных напитков на стационарном объекте, расположенном на первом этаже многоквартирного жилого дома, находит неправомерным. Ставит вопрос об изменении принятых по делу актов в этой части, а также в части назначенного наказания с применением положений пункта 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, установленного санкцией части 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Заслушав Представителя АО «ТАНДЕР» ФИО1 и представителя ГУ МЧС России по Псковской области ФИО2, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьёй 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (часть 1), в том числе в частности предъявляемым к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам (часть 4), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как видно из материалов дела, 07 и 21 апреля 2016г. государственным инспектором г. Пскова на основании распоряжения ОНД и ПР г. Пскова ГУ МЧС России по Псковской области от 03 марта 2016 года №<данные изъяты> была проведена плановая проверка помещений магазина «Магнит», принадлежащего АО «ТАНДЕР» и расположенного по адресу г. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, дом <данные изъяты>.
При этом в ходе осмотра помещений магазина были выявлены нарушения требований части 3 статьи 4, части 18 статьи 134 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", подпункта «б» пункта 115 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, и пункта 7.4 СНиП 21-01-97*, пунктов 4.2.1, 4.2.4, 7.1.11, 7.2.6 СП 1.13130.2009, выразившиеся в осуществлении продажи легковоспламеняющейся и горючей жидкости (водки) на объекте класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3 (на первом этаже многоквартирного жилого дома), в отсутствии противопожарных дверей складских помещений, отделяющих другие помещения, в не предоставлении сертификата на облицовку стен торгового зала материалами соответствующего класса пожарной опасности, в отсутствии второго эвакуационного выхода из торгового зала, в несоответствии предъявляемым требованиям ширины прохода между колонной и стеллажом с бытовой химией.
По результатам проведенной проверки должностным лицом госпожнадзора был составлен Акт №<данные изъяты> от 21.04.2016 и два протокола об административных правонарушениях, по части 1 и части 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вышеизложенные обстоятельства по доводам жалобы не оспариваются.
Вопреки доводам жалобы, оснований для признания протокола осмотра помещения магазина и акта надзорной проверки недопустимыми доказательствами, как полученными с нарушением требований законодательства, не имеется.
Из материалов дела видно, что уведомление о проведении плановой надзорной проверки по вышеуказанному адресу с копией распоряжения о проведении плановой проверки заблаговременно были направлены обществу.
В ходе проверки и осмотра помещений присутствовал представитель общества, уполномоченный надлежащей доверенностью, который замечаний по результатам осмотра в протоколе осмотра и акте проверки не заявил, копия акта проверки ему была вручена.
Таким образом, последовательность, сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, установленные разделом III Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375, надзорным органом были соблюдены.
При таких обстоятельствах отсутствие видеозаписи и фотофиксации выявленных нарушений не дают оснований для выводов о том, что акт проверки и протокол осмотра помещений содержат недостоверные сведения о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности.
Участие в осмотре помещения в качестве понятых работников АО «ТАНДЕР» само по себе не может служить основанием для выводов об их личной заинтересованности в исходе настоящего дела. Иных каких-либо данных, которые свидетельствовали бы об этом, из материалов дела не следует.
В силу статьи 2 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, являются нормативным правовым актом, регулирующим вопросы пожарной безопасности, принятым согласно положению ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Подпункт б) пункта 115 вышеуказанных Правил противопожарного режима в Российской Федерации запрещает осуществлять продажу легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, если объекты организаций торговли размещены в зданиях, не являющихся зданиями класса функциональной пожарной опасности Ф3.1, определенного в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
При этом под горючими веществами (жидкостями) согласно подпункту «в» пункта 1 Приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» понимаются жидкости, способные возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Согласно справочнику «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средств их тушения» под редакцией А.Я. Корольченко (М.Асс.»Пожнаука» 2004) раствор, содержащий 40% этилового спирта, в данном случае водка, относится к легковоспламеняющимся и горючим жидкостям, так как имеет температуру вспышки менее 28 градусов С и способен самостоятельно гореть после удаления источника зажигания.
Подпункт «а» пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" относит к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф3.1 здания организаций торговли, а подпункт «в» части 1 статьи 32 этого Закона многоквартирные жилые дома относит к классу функциональной пожарной опасности Ф1.3.
Вместе с тем, оснований не согласиться с доводом жалобы о том, что оборот алкогольной продукции регулируется положениями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", не имеется.
Часть 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ предусматривает перечень объектов, на которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции, к которым объекты торговли, расположенные в зданиях многоквартирных домов, не относятся. Нормативными актами Псковской области запрет на продажу крепких спиртных напитков на таких объектах также не наложен.
Кроме того, заслуживают внимания и доводы жалобы о том, что принятым после вступления в законную силу Правил противопожарного режима в Российской Федерации Сводом правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденным Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288, конкретизируются ограничения противопожарного режима в отношении объектов торговли, расположенных в зданиях многоквартирных домов.
Так требования противопожарного режима к объектам жилого и общественного назначения классов функциональной пожарной опасности Ф1 - Ф4 регулируются разделом 5 СП 4.13130.2013.
В частности, пунктом 5.1.3 СП 4.13130.2013 предусмотрено исключение в отношении продажи на объектах торговли, расположенных в жилых и общественных зданиях, горючих газов (ГГ), легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ), бытовой химии и строительных материалов с наличием ГГ, ЛВЖ в мелкой расфасовке, как это установлено подразделом 5.5.
Подразделом 5.5.3 СП 4.13130.2013 в свою очередь установлено, что на неспециализированных объектах торговли обращение товаров с наличием ГГ и ЛВЖ допускается в мелкой расфасовке, максимальная вместимость потребительской тары для которой должно составлять для ЛВЖ с температурой вспышки в закрытом тигле от 23 до 61 °C - не более 5 л.
При таких обстоятельствах доводы жалобы об отсутствии в действиях АО «ТАНДЕР» нарушения правил пожарной безопасности в отношении продажи водки в емкостях до 5 литров на стационарном объекте, расположенном на первом этаже многоквартирного жилого дома, являются обоснованными, что влечет изменение обжалуемого судебного решения в указанной части.
Вместе с тем, с учетом положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ по совокупности выявленных административных правонарушений обществу назначено минимальное административное наказание, установленное санкцией части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы вправе снизить назначенное юридическому лицу административное наказание в виде штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, только в исключительных случаях, с учетом его затруднительного материального и финансового положения, однако таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.
Таким образом, оснований для снижения назначенного обществу административного наказания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч. 1 ст.30.7, ч.3 ст. 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Пскова №<данные изъяты> от 27 апреля 2016 года и решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 31 мая 2016 года изменить, исключив нарушение АО «ТАНДЕР» подпункта б) пункта 115 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
В остальной части постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Пскова №<данные изъяты> от 27 апреля 2016 года и решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 31 мая 2016 года оставить без изменения, жалобу представителя АО «ТАНДЕР» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Псковского областного суда (подпись) Р.В. Рубанов
Копия верна: Судья Р.В. Рубанов