ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-148 от 21.02.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Дементьева О.С. Дело № 21-148

РЕШЕНИЕ

21 февраля 2018 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.,

при секретаре Камендровском С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 11 декабря 2017 года и исполняющего обязанности начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями (далее - ГТС) по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 30 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора муниципального казенного учреждения (далее - МКУ) «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» ФИО1,

установил:

постановлением и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС по Саратовской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 30 августа 2017 года , оставленным без изменения решением судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 11 декабря 2017 года, директор МКУ «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере
2000 рублей.

Административное правонарушение выразилось в том, что в ходе внеплановой выездной проверки МКУ «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» на основании распоряжения заместителя руководителя
Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 08 августа года , при эксплуатации котельных выявлены нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года
№ 6, допущенные должностным лицом учреждения - директором ФИО1

В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, что и в первоначальной жалобе в районный суд. Полагает, что Ростехнадзор не уполномочен проводить проверку готовности теплоснабжающих организаций к отопительному сезону, поскольку такая проверка осуществляется органами местного самоуправления. Кроме того, указывает, что учреждение не является владельцем электроустановок, в связи с чем привлечение ФИО1 к административной ответственности за нарушение Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей является незаконным.

Директор МКУ «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» ФИО1 в судебном заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не представил, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3
статьи 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ПТЭТЭ), согласно пункту 1.7 которых ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель назначаются распорядительным документом руководителя организации из числа управленческого персонала и специалистов организации (пункт 2.1.2 ПТЭТЭ). Для непосредственного выполнения функций по эксплуатации тепловых энергоустановок руководитель организации назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и его заместителя из числа управленческого персонала или специалистов, со специальным теплоэнергетическим образованием, после проверки знаний настоящих Правил, правил техники безопасности и инструкций (пункт 2.2.2 ПТЭТЭ).

Эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом (пункт 2.1.1 ПТЭТЭ). Специалисты должны иметь соответствующее их должности образование, а рабочие - подготовку в объеме требований квалификационных характеристик. С целью предупреждения аварийности и травматизма в организации следует систематически проводить работу с персоналом, направленную на повышение его производственной квалификации (пункт 2.3.1 ПТЭТЭ). При этом пункт 2.3.8 ПТЭТЭ предусматривает обязательные формы работы с различными категориями работников, в частности, проверка знаний правил, норм по охране труда, правил технической эксплуатации.

Согласно пункту 3.3.4 ПТЭТЭ обязательные осмотры зданий и сооружений тепловых энергоустановок проводятся 2 раза в год (весной и осенью) смотровой комиссией, состав и сроки проведения обследования назначаются руководителем организации.

В процессе пусконаладочных испытаний и на их основе устанавливается режим работы котлов и другого оборудования котельной установки и разрабатываются режимные карты. Режимные карты по эксплуатации котлов, утвержденные техническим руководителем организации, должны находиться на щитах управления(пункт 5.3.4 ПТЭТЭ).

В силу пунктов 2.8.1, 3.1.3 ПТЭТЭ при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе документы, в том числе технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей. В каждой организации, эксплуатирующей тепловые установки, составляется и постоянно хранятся, в том числе паспорта на каждое здание и сооружение.

В организациях составляются инструкции по эксплуатации металлических дымовых труб. При этом наблюдения за состоянием металлических дымовых труб при их эксплуатации организовываются с установленной в пункте 3.3.14 ПТЭТЭ периодичностью, в частности, инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации - один раз в 3 года в период летнего отключения котлов.

При эксплуатации тепловых сетей поддерживаются в надлежащем состоянии пути подхода к объектам сети, а также дорожные покрытия и планировка поверхностей над подземными сооружениями, обеспечивается исправность ограждающих конструкций, препятствующих доступу посторонних лиц к оборудованию и к запорно-регулирующей арматуре (пункт 6.2.3 ПТЭТЭ).

Предохранительные клапаны должны иметь табличку с указанием: давления срабатывания клапана; срока проведения испытания; срока следующего проведения испытания (пункт 5.3.25 ПТЭТЭ).

Установка обратных клапанов предусмотрена пунктом 9.1.36 ПТЭТЭ.

В силу пункта 1.3 ПТЭТЭ электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года № 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - ПТЭЭП), которые имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.

ПТЭЭП распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В. Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно.

Согласно пункту 2.12.17 ПТЭЭП проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем - по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования.

Потребитель обязан, в том числе укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом (пункт 1.2.2 ПТЭЭП). Для каждой электроустановки должны быть составлены однолинейные схемы электрических соединений для всех напряжений при нормальных режимах работы оборудования, утверждаемые 1 раз в 2 года ответственным за электрохозяйство потребителя (пункт 1.5.18 ПТЭЭП). В соответствии с пунктом 2.2.16 ПТЭЭП применение плавких некалиброванных вставок не допускается.

Из материалов дела следует, что в период с 14 по 25 августа 2017 года на основании распоряжения заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 08 августа 2017 года проведена проверка в отношении МКУ «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания», расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, поселок Дубки, эксплуатирующего 29 котельных на территории Саратовского района Саратовской области, директором которого является ФИО1 (принят на должность распоряжением главы администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 17 мая 2016 года ).

В ходе проверки установлено, что в нарушение приведенных выше обязательных требований в области эксплуатации тепловых энергоустановок:

- не представлен приказ о назначении заместителя, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок;

- эксплуатация тепловых энергоустановок котельной и тепловых сетей ведется неподготовленным персоналом (не представлены документы, подтверждающие прохождение проверки знаний ПТЭТ у персонала учреждения);

- не представлены акты весеннего осмотра котельных и тепловых сетей;

- не представлены режимные карты котлов котельных;

- не представлены технические паспорта котельных и тепловых сетей;

- не представлены документы о проведении инструментально-визуального обследования состояния дымовых труб;

- доступ к участкам тепловой сети от котельных рабочих поселков Соколовый, Красный Октябрь, поселков Дубки (центральная), Расково затруднен из-за поросли кустарника;

- на предохранительных клапанах котлов котельной рабочего поселка Соколовый, поселков Дубки (центральная), Дубки (школьная), Усть-Курдюм нет таблички с указанием давления срабатывания, срока проведения испытания, срока проведения следующего испытания;

- не установлены обратные клапаны на сетевых и подпитывающих насосах котельных поселка Дубки (школьная);

- не представлен протокол профилактических испытаний электрооборудования ВРУ - 04 кВ, ЦК № 11;

- не укомплектована средствами защиты ВРУ - 0,4 кВ, ЦК № 11;

- отсутствует однолинейная схема электроснабжения в ВРУ - 0,4 кВ, ЦК № 11;

- установлена некалиброванная плавкая вставка в ВРУ - 0,4 кВ, котельная поселка Усть-Курдюм.

Факт совершения директором МКУ «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» ФИО1 вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, и его вина подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела об административном правонарушении доказательств. Противоречий представленные документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у должностного лица реальной возможности соблюдать предусмотренные законом требования в области эксплуатации тепловых энергоустановок и электроустановок в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.

С учетом изложенных обстоятельств судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, и законности постановления и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС по Саратовской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 30 августа 2017 года .

Данные выводы правильно основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Административное наказание назначено должностному лицу ФИО1 по минимуму санкции статьи 9.11 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статей 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, его личности, имущественного положения, обстоятельств, при отсутствии обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, отвечает принципу справедливости и целям административного наказания.

Доводы жалобы сводятся к неправильному толкованию ее автором норм действующего законодательства, на существо постановленного по делу судебного акта не влияют, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении судьи.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем оснований к отмене или изменению обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Саратовского районного суда Саратовской области от
11 декабря 2017 года и постановление исполняющего обязанности начальника
отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 августа
2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального казенного учреждения «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 -
без удовлетворения.

Судья Г.А. Желонкина