ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-148/20 от 08.07.2020 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Фоменко Е.И.

Дело № 21-148/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В., при секретаре Чуйковой Ю.В. рассмотрел 8 июля 2020 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Озерновский горно-металлургический комбинат» адвоката Гайдаенко П.А. на решение судьи Карагинского районного суда Камчатского края от 3 марта 2020 года, которым постановлено:

«Постановление заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО1 от 18 июля 2019 года о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Озерновский горно-металлургический комбинат» с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу на постановление – без удовлетворения».

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - должностное лицо Ростехнадзора) от 18 июля 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Озерновский горно-металлургический комбинат» (далее по тексту – ООО «Озерновский ГМК», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Основанием для привлечения ООО «Озерновский ГМК» к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выявленные в ходе проведения внеплановой выездной проверки должностными лицами Дальневосточного управления Ростехнадзора в отношении ООО «Озерновский ГМК» нарушения части 2 статьи 2, абзаца 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», выразившиеся в эксплуатации ООО «Озерновский ГМК» опасного производственного объекта «Лабораторная установка по обогащению добываемой золотосодержащей руды», не зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов, осуществлении работ по обогащению руды в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности.

Не согласившись с вынесенным должностным лицом контролирующего органа постановлением защитник Гайдаенко П.А. обратился в Карагинский районный Камчатского края суд с жалобой, рассмотрев которую, судья постановил указанное решение.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд в интересах ООО «Озерновский ГМК», защитник Гайдаенко П.А. просит постановление должностного лица, решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Указывает, что в рамках договора от 1 января 2019 года, заключенного ООО «Озерновский ГМК» и АО «СиГМА», Общество выполняет комплекс работ по технологическому исследованию руды на лабораторной установке. Обогащение руды является элементом технологического исследования. Опытная лабораторная установка является объектом временного строительства, в настоящее время проводятся пуско-наладочные работы. Общество неоднократно обращалось в Ростехнадзор для регистрации опытной лабораторной установки, Ростехнадзор отказывал по различным основания, в том числе, из-за отсутствия возможности регистрации объекта как капитального. Также указывает, что ООО «Озерновский ГМК» не осуществляло строительство опасного производственного объекта, строительство лабораторной установки осуществлял иной подрядчик. Также полагает, что поскольку 21 декабря 2018 года Обществу было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в котором указано о необходимости получения лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта, срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации истек. Указывает, что срок исполнения предписания продлен до мая 2020 года, в связи с чем, срок исполнения указанных в предписании требований еще не наступил.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитников Гайдаенко П.А. и СтёпинойО.В., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет административную ответственность по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту – Федеральный закон № 116-ФЗ) опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Абзацем 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Из материалов дела следует, что должностными лицами Дальневосточного управления Ростехнадзора на основании распоряжения от 24 апреля 2019 года, получившим согласование прокуратуры Камчатского края, в период с 29 апреля 2019 года по 31 мая 2019 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Озерновский ГМК», по результатам которой составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № от 31 мая 2019 года (далее по тексту – Акт проверки) (т.1 л.д. 18-46).

Согласно Акту проверки ООО «Озерновский ГМК» на основании договора комплексного оказания услуг (выполнения работ) по отработке Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края от 15 мая 2017 года эксплуатирует опасные производственные объекты «Карьер», II класса опасности, «Склад», IV класса опасности, зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов. ООО «Озерновский ГМК» в соответствии с требованиями нормативных документов в области промышленной безопасности согласовало в Дальневосточном управлении Ростехнадзора Планы развития горных работ, которыми Обществу согласованы объемы добычи руды: 2018 год – 74909 т ; 1-е полугодие 2019 года – 264715 т. Планами развития горных работ на 2018, 2019 года переработка добытой руды не предусмотрена, в связи с отсутствием зарегистрированного в установленном порядке объекта переработки (обогащения) руды, а также лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности – эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектом I, II, III класса опасности. По результатам анализа геолого-маркшейдерской документации установлено, что ООО «Озерновский ГМК» в 2018 году, а также в период с января по апрель 2019 года осуществляло работы по переработке руды в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности и без регистрации опасного производственного объекта обогащения цветных металлов в государственном реестре опасных производственных объектов.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и впоследствии его привлечения к административной ответственности.

Установив на основании собранных по делу доказательств, получивших надлежащую правовую оценку, что ООО «Озерновский ГМК» эксплуатировало опасный производственный объект «Лабораторная установка по обогащению добываемой золотосодержащей руды», не зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов, осуществляло работы по обогащению руды в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности должностное лицо административного органа и судья Карагинского районного суда Камчатского края пришли к обоснованному выводу о нарушении Обществом приведенных выше требований части 2 статьи 2, абзаца 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Выводы о наличии состава указанного административного правонарушения основаны на исследованных и приведенных в постановлении доказательствах, которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Доводы жалобы о том, что регистрация объекта «Лабораторная установка по обогащению добываемой золотосодержащей руды» в государственном реестре опасных производственных объектов и получение лицензии не требуется, поскольку опытная лабораторная установка является объектом временного строительства, в настоящее время проводятся пуско-наладочные работы, приемка объектов еще не осуществлялась, являются необоснованными.

В соответствии с пунктом 5 Приложения 1 Федерального закона № 116-ФЗ объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых, относятся к категории опасных производственных объектов.

Согласно классификации опасных производственных объектов, приведенной в Приложении 2 Федерального закона № 116-ФЗ, для объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых, установлен III класс опасности.

Поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении достоверно установлено, что ООО «Озерновский ГМК» в 2018 году, а также в период с января по апрель 2019 года осуществляло работы по переработке руды посредством опасного производственного объекта «Лабораторная установка по обогащению добываемой золотосодержащей руды», Обществом подлежали исполнению требования Федерального закона № 116-ФЗ, Федерального закона № 99-ФЗ в части регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов и получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности.

По указанным выше обстоятельствам не принимаются доводы жалобы, что ООО «Озерновский ГМК» в рамках договора с АО «СиГМА» выполняет комплекс работ по технологическому исследованию руды на лабораторной установке, владельцем лицензии на право пользования недрами является АО «СиГМА», поскольку из материалов дела следует, что работы по обогащению полезных ископаемых велись ООО «Озерновский ГМК» с использованием опасного производственного объекта «Лабораторная установка по обогащению добываемой золотосодержащей руды».

Факты обращения ООО «Озерновский ГМК» в Ростехнадзор с целью регистрации опытной лабораторной установки и последующих отказов в регистрации правового значения не имеют, поскольку в отсутствие лицензии и регистрации опасного производственного объекта Общество не могло осуществлять деятельность, связанную с переработкой (обогащением) руды в нарушение действующих нормативно-правовых актов в области промышленной безопасности, при этом ООО «Озерновский ГМК» не было лишено права обжалования отказов в регистрации в установленном законом порядке.

Доводы жалобы об истечении срока привлечения к административной ответственности, поскольку временем совершения административного правонарушения является 21 декабря 2018 года, были предметом рассмотрения судьи районного суда и им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется. Должностное лицо Ростехнадзора и судья районного суда правильно исходили из того, что временем совершения административного правонарушения по настоящему делу будет являться день его обнаружения должностным лицом, уполномоченным составить протокол об этом правонарушении, то есть 31 мая 2019 года - дата составления акта по результатам проверки.

Доводы жалобы защитника направлены на переоценку правильных выводов судьи, в связи, с чем не могут являться основанием к отмене решения по делу об административном правонарушении.

При проверке дела в полном объёме не выявлено нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену решения судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Карагинского районнного суда Камчатского края от 3 марта 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Озерновский горно-металлургический комбинат» оставить без изменения, а жалобу защитника адвоката Гайдаенко П.А.– без удовлетворения.

Судья О.В. Чаднов