ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1494/2021 от 07.10.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Пудовкина Е.С. д.№ 21-1494/2021

РЕШЕНИЕ

г.Самара 07 октября 2021 года

Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьева Ю.А. на решение судьи Промышленного районного суда г.Самары от 19 мая 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ в отношении ООО «Вторчермет НЛМК Поволжье»

установил

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьева Ю.А. № 51 от 04 февраля 2021 года юридическое лицо ООО «Вторчермет НЛМК Поволжье» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей, за то, что при постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (код объекта 36-0163-001372-П) умышленно исказили категорию риска объекта, нарушив п.п.7, 4 постановления Правительства РФ от 31.12.2020 года № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Решением судьи Промышленного районного суда г.Самары от 19 мая 2021 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьев Ю.А. просит решение отменить, приводя доводы о его незаконности.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Дмитриеву О.В., поддержавшую доводы жалобы, защитника ООО «Вторчермет НЛМК Поволжье» Кудашкину С.В., возражавшую против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела 04.02.2021 года ООО «Вторчермет НЛМК Поволжье» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ за то, что при постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (код объекта 36-0163-001372-П) умышленно исказили категорию риска объекта, нарушив п.п.7, 4 постановления Правительства РФ от 31.12.2020 года № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», указав категорию риска объекта IV, при наличии в составе выбросов вещества II класса опасности, а именно марганца и его соединений, что подтвердило 7.12.2020 года при подаче заявления об актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре.

Судья Промышленного районного суда г.Самары по результатам рассмотрения 19 мая 2021 года жалобы указанное постановление отменил, производство по делу прекратил на основании п.6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Принимая это решение, судья районного суда исходил из того, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении названного лица дела об административном правонарушении, имели место 29.12.2016 года, следовательно, на момент вынесения 04.02.2021 года должностным лицом постановления о назначении административного наказания срок давности привлечения к административной ответственности истек.

Между тем указанный вывод суда первой инстанций не учитывают следующее.

В соответствии с положениями части 1 ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Пунктом 6 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды установлено, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами ц индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

В соответствии с пунктом 9 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.

Из материалов дела видно и прямо указано в постановлении 07.12.2020 года ООО «Вторчермет НЛМК Поволжье» обратилось с заявлением об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в связи с проведением инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (л.д.81, 82-85), по результатам актуализации выдано свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающее среду (код объекта 36-0163-001372-П, IV категория негативного воздействия на окружающую среду (л.д.87).

В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня подачи заявления об актуализации сведений - 07 декабря 2020 года и по состоянию на даты вынесения постановлений должностным лицом и судьей районного суда не истек.

Содержащийся в решении судьи Промышленного районного суда г.Самары вывод о том, что при исчислении срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления истек, является неправильным.

В соответствии с положениями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, согласно которой судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, при рассмотрении настоящей жалобы прихожу к выводам об отсутствии в действиях ООО «Вторчермет НЛМК Поволжье» состава административного правонарушения по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу п. 1 ст. 69.2 данного Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Объекты негативного воздействия на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п. 1 ст. 4.2 данного Закона). Отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III, IV категорий осуществляется в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

При включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий". В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и Гили) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 69 Закона об охране окружающей среды).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, согласно пункту 17 которого основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах "а" - "и", "м", "н" и "п" пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно пункту 5 Правил в заявке о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду указываются в том числе сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта; сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат; сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов.

Анализ вышеприведенных норм во взаимосвязи между собой позволяет сделать вывод, что указание категории объекта не является обязательным.

В пункте 11 Письма Росприродзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» даны разъяснения по вопросу о порядке присвоения категории объектам НВОС.

Согласно п.11 указанного Письма в заявке указывается декларируемая категория объекта НВОС. В соответствии с п. 4 ст. 4.2 Закона присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

В Правилах-572 не предусмотрено, что объекту НВОС присваивается именно та категория, которая была задекларирована в заявке. На основании п. 24 Правил-572, в случае, если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.

В случае если территориальный орган Росприроднадзора в ходе рассмотрения информации о хозяйственной деятельности, указанной в заявке, пришел к выводу, что объект НВОС не соответствует декларируемой категории, то в реестр и в свидетельство вносится та категория объекта НВОС, которая соответствует его хозяйственной деятельности и уровню негативного воздействия. Хозяйствующий субъект при этом должен быть уведомлен о том, что эксплуатируемому им объекту НВОС присвоена категория, отличная от той, которая была им задекларирована, с указанием соответствующих пунктов Критериев, на основании которых было принято такое решение.

Таким образом, правильное указание категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, возложено на территориальный орган Росприроднадзора.

Кроме того, указание категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не содержится в перечне сведения для обязательного внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах "а" - "и", "м", "н" и "п" пункта 5 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При изложенных выше обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьева Ю.А. № 51 от 04 февраля 2021 года и решение судьи Промышленного районного суда г.Самары от 19 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ в отношении ООО «Вторчермет НЛМК Поволжье», подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях ООО «Вторчермет НЛМК Поволжье», состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.7, 309.9 КоАП РФ, судья

решил

Решение судьи Промышленного районного суда г.Самары от 19 мая 2021 года и постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьева Ю.А. № 51 от 04 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ в отношении ООО «Вторчермет НЛМК Поволжье», отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Ушмудьева Ю.А. – удовлетворить частично.

В соответствии со ст. 30.13 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова

.