ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-149/2015 от 23.06.2015 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Цветков А.Н. Дело № 21-149/2015

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Смоленского областного суда Савушкина О.С. при секретаре Костюковой М.Д., рассмотрев жалобу ООО «Х.Р.Р.» на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Смоленской области от 27 января 2015 года и решение судьи Руднянского районного суда Смоленской области от 13 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Смоленской области от 27 января 2015 года ООО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Решением судьи Руднянского районного суда Смоленской области от 13 апреля 2015 года указанное постановление изменено, размер назначенного штрафа снижен с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.

ООО «Х.Р.Р.» обратилось в Смоленский областной суд с жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановление и решение судьи как незаконные, ссылается на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, на нарушение действующего законодательства при проведении дополнительной проверки, на процессуальные нарушения при рассмотрении дела должностным лицом.

Проверив материалы дела, заслушав защитника ООО «Х.Р.Р.» - С.Ю.В.., поддержавшую доводы жалобы, главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Смоленской области Б.А.П.., прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 355 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) основными задачами Федеральной инспекции труда, в том числе, являются обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составлении протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.

Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда регламентируется ст. 229.3 ТК РФ, согласно которой государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, (дата) в ООО «Х.Р.Р.» произошел несчастный случай с формовщицей Н.О.В...

В связи с поступившим извещением о данном несчастном случае прокуратурой Руднянского района совместно с Государственной инспекцией труда в Смоленской области проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в сфере охраны труда ООО «Х.Р.Р.».

По итогам проверки директор общества привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

(дата) в соответствии с требованиями ст. 229.3 ТК РФ заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Смоленской области издал распоряжение от , которым поручил провести расследование несчастного случая, произошедшего (дата) , на его проведение уполномочил Главного государственного инспектора труда Б.А.П. (л.д. 68). Основанием этому послужило адресованное руководителю государственной инспекции труда в Смоленской области письмо директора филиала ГУ-Смоленское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации от (дата) , содержащее просьбу рассмотреть вопрос о правильности установления пострадавшей Н.О.В. 100% ее вины в связи с несчастным случаем, произошедшим (дата) на ООО «Х.Р.Р.» (л.д. 69).

(дата) при осмотре места происшествия несчастного случая главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Смоленской области в ООО «Х.Р.Р.», расположенном по адресу: ..., в цехе хлебопечения установлено, что на тестоделительной машине <данные изъяты> отсутствует предусмотренная конструкцией машины аварийная кнопка «Стоп» (Грибковый выключатель красного цвета()пновлено, что на тестоделительной машине <данные изъяты> отсутствует предусмотренная конструкцией машины аварийная кнопка "8-); имеющиеся кнопки управления тестоделительной машины не имеют обозначений и надписей, поясняющих их функциональное назначение, на толкатель черного цвета нанесена белая краска; на бункере тестоделительной машины <данные изъяты> отсутствует ограждение рабочих органов тестоделительной машины с блокировкой, т.е. нарушены требования пунктов 4.4, 4.17, 4.18, 4.89, 2.27 Правил по охране труда в хлебопекарной и макаронной промышленности, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 июня 2003 года № 896; пункта 5.13 Межгосударственного стандарта. Система стандартов безопасности труда. Оборудование продовольственное. Общие требования безопасности. ГОСТ 12.2124-90 Группа Т58, утвержденного и введенного в действие постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 28 июня 1990 года № 2010; статьи 212 ТК РФ.

(дата) за указанные нарушения Главным государственным инспектором труда (по охране труда) Б.А.П.. в отношении ООО «Х.Р.Р.» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

(дата) ООО «Х.Р.Р.» на основании постановления, вынесенного по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Главным государственным инспектором труда (по охране труда) Б.А.П.., признано виновным по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

С указанным постановлением согласился судья районного суда, указав, что факт совершения административного правонарушения и виновность подтверждаются протоколом об административном правонарушении и предписанием от 27 января 2015 года; снизил размер назначенного штрафа до <данные изъяты> рублей.

Между тем данный вывод судьи сделан без учета положений ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом; доводам жалобы ООО «Хлебокомбинат Руднянского РАЙПО» не дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Проверяя доводы рассматриваемой жалобы ООО «Х.Р.Р.» о нарушении порядка проведения дополнительной проверки, прихожу к выводу о том, что проверка Главным государственным инспектором труда Б.А.П. ООО «Х.Р.Р.» организована и проведена с нарушением действующего законодательства, поскольку обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 229.3 ТК РФ, при которых государственный инспектор труда проводит дополнительное расследование, в данном случае не установлено. Письмо директора филиала ГУ-Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от (дата) , явившееся основанием для проведения проверки, к таковым не относится. Поэтому оснований для проведения инспектором дополнительного расследования не имелось.

Учитывая, что проверка ООО «Х.Р.Р.» организована и проведена с нарушением действующего законодательства, все собранные по делу доказательства являются недопустимыми доказательствами по делу.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п. 3).

При установленных при рассмотрении дела по жалобе обстоятельствах постановление Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Смоленской области от 27 января 2015 года и решение судьи Руднянского районного суда Смоленской области от 13 апреля 2015 года, вынесенные в отношении ООО «Х.Р.Р.» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ являются незаконными и подлежат отмене, а производство по настоящему делу в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

постановление Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Смоленской области от 27 января 2015 года и решение судьи Руднянского районного суда Смоленской области от 13 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении ООО «Х.Р.Р.» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении ООО «Х.Р.Р.» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья О.С. Савушкина