ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-149/2022 от 13.04.2022 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0014-01-2021-019676-10

Дело № 21-149/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

13 апреля 2022 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Управления Росгвардии по Тюменской области Ф. на решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 9 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 20.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника Управления специальной связи по Тюменской области ФИО1,

установил:

Постановлением начальника Управления Росгвардии по Тюменской области Ф. от 06.12.2021, начальник Управления специальной связи по Тюменской области – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» (далее по тексту также - ФГУП «ГЦСС») ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 20.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, поскольку ФИО1 допущено нарушение требований частей 3, 4 статьи 12 Федерального закона от13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии».

ФИО1 обратился с жалобой в районный суд, в которой просил указанное постановление отменить, поскольку боевое ручное стрелковое оружие выдавалось фельдъегерям исключительно в целях обеспечения сохранности отправлений, содержащих относящиеся к государственной тайне сведения и предметы, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также изделия из них, денежные знаки Российской Федерации и иностранную валюту. При этом законодательство Российской Федерации не содержит нормы, которой запрещено перевозить наркотические средства с иными видами отправлений и грузов, в том числе с грузами, которые требуют обеспечения сохранности с использованием боевого ручного стрелкового оружия (секретная корреспонденция, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, денежные знаки Российской Федерации, иностранная валюта).

Решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 9 февраля 2022 года постановление начальника Управления Росгвардии по Тюменской области Ф. от 06.12.2021 отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Управление Росгвардии по Тюменской области.

С данным решением не согласен начальник Управления Росгвардии по Тюменской области ФИО2, который в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи районного суда отменить, постановление от 06.12.2021 оставить без изменения. Указывает, что материалы дела не содержат доказательств (документов) того, что доставка груза с наркотическими средствами и психотропными веществами осуществлялась совместно с другими специальными грузами. Также из решения суда следует исключительно то, что работники ФГУП «ГЦСС» 05.07.2021; 09.08.2021; 25.10.2021 осуществляли доставку грузов с наркотическими средствами и психотропными веществами.

На жалобу начальника Управления Росгвардии по Тюменской области поступили возражения лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении ФИО1 судьи районного суда законным и обоснованным, а доводы жалобы начальника Управления Росгвардии по Тюменской области удовлетворению не подлежащими.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела вышестоящим судом извещены, лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, начальник Управления Росгвардии по Тюменской области Ф. в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав представителя начальника Управления Росгвардии по Тюменской области Ф. – ФИО3, просившего об удовлетворении жалобы, заслушав защитника ФИО1 – Калинкина И.С., просившего в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 ст. 20.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил использования оружия и патронов к нему - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулирует Федеральный закон от13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» (далее по тексту также - Федеральный закон №150-ФЗ).

Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации), Сберегательный банк Российской Федерации, Главный центр специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, а также иные юридические лица с особыми уставными задачами, за исключением частных охранных предприятий, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по охране объектов производства и хранения оружия, боеприпасов, боевой техники, особо опасных экологических производств, природы и природных ресурсов, мест изготовления и хранения денежных средств и ценностей, добычи, переработки и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, других особо важных объектов, а также при транспортировании особо опасных грузов, оружия, боеприпасов, боевой техники, денежных средств и ценностей, дипломатической почты, корреспонденции, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, и грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне (часть 3 статьи 12 Федерального закона №150-ФЗ).

Отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия используются в качестве служебного юридическими лицами с особыми уставными задачами. Использование указанного оружия в иных, не предусмотренных федеральным законом целях запрещается (часть 4 статьи 12 Федерального закона №150-ФЗ).

Из устава ФГУП «ГЦСС» следует, что к целям его деятельности отнесено обеспечение организации, функционирования и развития службы специальной связи в интересах государственной безопасности и обороны, укрепление экономического потенциала Российской Федерации, сохранение государственной, служебной коммерческой и иной охраняемой законом тайны (пункт 2.1.1). Предприятие является организацией федеральной почтовой связи и обеспечивает вид почтовой связи - специальную связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи (пункт 2.2). Основной вид деятельности Предприятия (предмет деятельности) - оказание услуг специальной связи, включая прием, обработку, хранение, перевозку, доставку (вручение) отправлений и грузов, содержащих: - сведения и материалы, относящиеся к государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законодательством Российской Федерации тайне; - драгоценные металлы и драгоценные камни от мест добычи до потребителей, изделия из них; - иные ценные и особые грузы органов государственной власти, учреждений, организаций, предприятий и других юридических лиц; - денежные знаки Российской Федерации и иностранную валюту; - корреспонденцию избирательных комиссий при проведении выборов и референдумов в Российской Федерации; - мобилизационную корреспонденцию (пункт 2.3).

В то же время, наряду с основным видом деятельности Предприятие также осуществляет иные виды деятельности (пункт 2.4), включая перевозку и хранение наркотических средств и психотропных веществ (подпункт 2.4.6).

Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, приказом врио начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тюменской области от 26.10.2021 предусмотрено проведение плановой выездной проверки в отношении Управления специальной связи по Тюменской области – филиала ФГУП «Главный центр специальной связи», осуществляющего деятельность на территории Тюменской области.

Из дела об административном правонарушении усматривается, что в соответствии с договорами оказания услуг по доставке наркотических средств и психотропных веществ, заключенным Управлением специальной связи по Тюменской области - филиалом ФГУП «ГЦСС» с рядом учреждений, включая АО МСЧ «Нефтяник», ООО «Медицинский центр охраны здоровья «Миромед», филиал ФГБНУ «Томский НИМЦРАН» (Тюменский кардиологический центр), ООО «Медицинский центр «Олимп», ООО «Стоматологическая поликлиника № 3», Управлением специальной связи по Тюменской области - филиалом ФГУП «ГЦСС» вынесен ряд приказов О назначении лиц, ответственных за перевозку наркотических средств и психотропных веществ, послуживших основанием к фактическому осуществлению перевозок наркотических средств и психотропных веществ.

Так, из акта проверки от 03.12.2021 следует, что в ходе проверки выявлено нарушение частей 3, 4 статьи 12 Федерального закона № 150-ФЗ, а именно: согласно записям в книге выдачи и приема оружия и патронов №641/9/1-298 (запись № 735) 05.07.2021 в 09:20 часов Ц. было получено боевое оружие - пистолет ПМ 9мм <.......> и патроны к нему, которое было сдано 05.07.2021 в 21:25 часов. Ц. в 10:20 часов 05.07.2021 по реестру № 50 от 05.07.2021 принял в ГКУ ТО «Фарма», расположенного по адресу: <...>, три ценные посылки с наркотическими средствами и психотропными веществами. Согласно записям в книге выдачи и приема оружия и патронов № 441 (запись № 195) 09.08.2021 в 08:32 часов У. было получено боевое оружие -пистолет ПМ 9 мм <.......> и патроны к нему, которое было сдано 09.08.2021 в 14:35 часов. Фельдъегерь У. в 09:10 часов 09.08.2021 по реестрам № 63, 64, 65, 66 от 09.08.2021 принял в ГКУ ТО «Фарма», расположенном по адресу: г. Тюмень, улица Велижанская, дом №77, стр. 3, четыре ценные посылки с наркотическими средствами и психотропными веществами для дальнейшей их доставки в соответствии с договорами. Согласно записям в книге выдачи и приема оружия и патронов № 441 (запись № 1083) 25.10.2021 в 08.41 часов О. было получено боевое оружие - пистолет ПМ 9 мм <.......> и патроны к нему, которое было сдано 25.10.2021 в 19:40 часов. Фельдъегерь О. в 11.05 часов 25.10.2021 по реестрам № 89, 90, 91, 92 от 25.10.2021 принял в ГКУ ТО «Фарма», расположенном по адресу: г. Тюмень, улица Велижанская, дом №77, стр. 3, шесть ценных посылок с наркотическими средствами.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении начальника Управления специальной связи по Тюменской области - филиала ФГУП «ГЦСС» ФИО1 протокола об административном правонарушении от 03.12.2021 о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.12 КоАП РФ. В названном протоколе также отражено, что ФИО1 допустил нарушение требований частей 3 и 4 статьи 12 Федерального закона № 150-ФЗ, а именно не обеспечил контроль за порядком получения оружия, допустил использование работниками Управления специальной связи по Тюменской области - филиала ФГУП «ГЦСС» полученного во временное пользование боевого ручного стрелкового оружия в иных, не предусмотренных федеральным законом целях, а именно для оказания услуг по доставке наркотических средств и психотропных веществ.

Начальник Управления Росгвардии по Тюменской области ФИО2, указывая на нарушение начальником Управления специальной связи по Тюменской области – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» ФИО1 требований частей 3, 4 ст. 12 Федерального закона № 150-ФЗ, постановлением от 06.12.2021, привлёк указанное лицо к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 20.12 КоАП РФ.

Судья районного суда, отменяя оспариваемым решением от 9 февраля 2022 года вышеуказанное постановление должностного лица административного органа от 06.12.2021 и возвращая дело должностному лицу на новое рассмотрение, исходил из недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено данное постановление, поскольку из материалов дела усматривается, что грузы, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, Управление специальной связи по Тюменской области — филиалом ФГУП «ГЦСС» перевозились совместно с отправлениями с грифом «секретно», вследствие чего выдача боевого оружия сотрудникам предприятия, начальником которого является ФИО1, производилась в связи с перевозкой по маршрутам специальной связи отправлений с грифом «секретно», при отсутствии в законодательстве Российской Федерации запрета на перевозку отправлений с грифом «секретно» совместно с наркотическими средствами, психотропными веществами. При этом, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении оценки данным обстоятельствам не дано, что противоречит задачам производства по делам об административных правонарушениях, определяемым ст. 24.1 КоАП РФ.

Нахожу данный вывод судьи районного суда обоснованным, поскольку в материалах дела доказательств, опровергающих его правомерность, не имеется. При этом, вопреки доводам жалобы в Тюменский областной суд, обязанность по доказыванию обстоятельств, повлекших привлечение виновного лица к административной ответственности, нормами КоАП РФ возложена на административный орган и его соответствующее должностное лицо, в то время, как в силу требований части 3 ст. 1.5 указанного Кодекса, лицо, привлекаемое к административной ответственности, по общему правилу доказывать свою невиновность не обязано.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судьи районного суда, в материалы дела не представлено.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены, в то время, как приведенные в жалобе в вышестоящий суд доводы, выводы судьи районного суда не опровергают.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, определяемый частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 20.12 КоАП РФ в настоящее время не истёк, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана оценка, соответствующая требованиям ст. 26.11 указанного Кодекса, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии оснований к отмене постановления должностного лица административного органа и квозвращению дела на новое рассмотрение в Управление Росгвардии по Тюменской области, вследствие чего оснований к отмене решения судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу начальника Управления Росгвардии по Тюменской области ФИО2 оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко