Судья - Шумилова Т.Н. Дело № 21 - 149/2022 |
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение судьи
по делу об административном правонарушении
г. Мурманск | 19 апреля 2022 года |
Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу должностного лица ФИО1 и дополнения к ней на решение судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 30 декабря 2021 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора №03-34/2021 от 4 октября 2021 года должностное лицо - инженер охраны окружающей среды акционерного общества ***» (далее - АО «***», Общество) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 30 декабря 2021 года постановление должностного лица административного органа от 4 октября 2021 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.
В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Мурманский областной суд, ФИО1 просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
Приводя положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028, указывает, что на момент проведения проверки 29 марта 2021 года учет отходов для обобщения по итогам первого квартала 2021 года не завершился.
Утверждает, что учет отходов в Обществе ведется в электронном виде и формируются в таблицы, предусмотренные приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028, по итогам квартала.
Указывает, что сводные данные учета отходов были сформированы по указанным источникам в соответствии с приложениями №№ 2, 3 к Приказу № 1028 после окончания первого квартала - 1 апреля 2021 года, что свидетельствует о том, что на перечисленных объектах учет в области обращения с отходами ведется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Считает, что в ходе проверки должностным лицом административного органа запрашивался учет в области обращения с отходами, сформированный в соответствии с Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 (далее – Приказ № 1028), а иные данные не запрашивались.
Обращает внимание на то, что в материалах дела не имеется доказательств того, что контролирующий орган запрашивал данные учета в области обращения с отходами именно за истекший период 2021 года.
Утверждает, что распорядительным документом руководителя Общества, а также должностной инструкцией инженера по охране окружающей среды она не наделена организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями.
Ссылается на то, что решением Арбитражного суда Мурманской области от 07.02.2022 № А42-5845/2021 предписание административного органа Росприроднадзора, в том числе в части ведения учета отходов за 2021 год с нарушениями требований пункта 1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ и пункта 9 Порядка учета в области обращения с отходами признано недействительным.
Считает, что непредставление данных учета, которые должны обобщаться по итогам квартала, в период, когда квартал не закончился, не означает их отсутствие или не ведение в бумажном и электронном виде, а также не означает о сокрытие информации, и не наносит ущерба охраняемым общественным отношениям, обществу или государству.
В судебное заседание не явились ФИО1, представитель административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 утвержден «Порядок учета в области обращения с отходами» (далее - Порядок № 1028).
Согласно пункту 3 Порядка № 1028 учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории (далее - объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.
Организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц (пункт 6 Порядка № 1028).
Согласно пункту 8 Порядка № 1028 учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов.
В силу пункта 9 Порядка № 1028 учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов. Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Ведение учета в электронном виде осуществляется при условии, что все содержащиеся в нем учетные записи в целях обеспечения их сохранности продублированы на электронных носителях информации, и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель.
Основанием для привлечения инженера охраны окружающей среды АО «***» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то, что в ходе проведения в период с _ _ сотрудниками Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора плановой выездной проверки на основании распоряжения от _ _ * на предмет соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, АО «***», являющееся природопользователем, объекты которого состоят на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), учет в области обращения с отходами за истекший период 2021 года по объектам НВОС №*, который ведется в соответствии с действующим законодательством, не предоставлен.
Проверяя законность привлечения инженера охраны окружающей среды АО «***» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья согласился с выводами должностного лица административного органа.
Однако состоявшиеся по делу акты признать законными нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание совершение противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в неисполнении обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
Признавая инженера охраны окружающей среды АО «***» ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа и судья районного суда исходили из того, что не представление в ходе проведения проверки учета в области обращения с отходами за истекший период 2021 года по спорным объектам, который ведется в соответствии с действующим законодательством, свидетельствует о его отсутствии.
Вместе с тем, доказательств неисполнения ФИО1 должностных обязанностей по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления в материалах административного дела не имеется, в чем именно выразилось нарушение пункта 9 Порядка № 1028, не установлено.
Следует также принять во внимание, что согласно распоряжению врио руководителя Росприроднадзора о проведении проверки от _ _ должностным лицом административного органа запрашивались данные, в том числе об учете образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом отходов.
При этом судом не приняты во внимание подтвержденные материалами дела доводы ФИО1 в жалобе о том, что в ходе проверки юридическим лицом были предоставлены обобщенные данные об учете образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом отходов за 2019 и 2020 годы.
Кроме того, из вышеуказанного распоряжения не следует, что у АО «***» должностным лицом запрашивались данные об учете образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом отходов за текущий период 2021 года.
При этом, ФИО1 как в ходе рассмотрения дела, так и в жалобах последовательно заявляла, что текущий учет в области обращения с отходами ведется по мере образования отходов в таблицах в формате Excel, при заполнении которых количество образованных отходов, автоматически попадает в таблицы обобщенного учета в области обращения с отходами, где согласно заведенным формулам, распределяется по столбцам и строкам обобщенного учета: образовано, утилизировано, обезврежено на собственном предприятии, передано сторонним организациям с целью утилизации, обезвреживания и захоронения. Таблицы обобщенного учета оформлены в соответствии с приложениями №№ 2, 3 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028. Таблицы обобщенного учета формируются по итогам очередного квартала и очередного календарного года.
Поскольку проверка АО «***» закончилась 29 марта 2021 года, т.е. до окончания первого квартала 2021 года, указанная таблица данными за первый квартал 2021 года еще сформирована не была.
Однако вышеуказанные доводы ФИО1, имеющие значение для дела, надлежащей оценки не получили и проверены не были.
При этом следует принять во внимание, что согласно подпункту «б» пункта 12 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028, обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года включают в себя сводные данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями N 2 (таблица 2) и N 3 (таблица 3) к настоящему Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения согласуются с разъяснениями законодательства, изложенными в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Изложенное выше в совокупности свидетельствует о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены обжалуемые акты по настоящему делу об административном правонарушении, и с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правовой позиции выраженной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации не позволяет сделать безусловный вывод о виновности инженера охраны окружающей среды АО «***» ФИО1 в совершении вмененного ей административного правонарушения.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 04 октября 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 30 декабря 2021 года, вынесенные в отношении инженера охраны окружающей среды АО «***» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу ФИО1 - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора № 03-34/2021 от 4 октября 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 30 декабря 2021 года, вынесенные в отношении инженера по охране окружающей среды АО «***» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Мурманского областного суда А.П. Синица