ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-14/19 от 30.01.2019 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Деготь Н.Е.

№ 21-14/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

30.01.2019

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Чижикова И. П. на постановление ведущего специалиста - эксперта отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Карелия от 25.09.2018, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Чижикова И. П.,

установил:

постановлением ведущего специалиста - эксперта отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике К.. - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Карелия от 25.09.2018 Чижиков И.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19.11.2018 постановление по делу оставлено без изменения, жалоба на постановление - без удовлетворения.

С постановлением должностного лица и решением судьи не согласен Чижиков И.П., в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что правонарушение является длящимся, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня его обнаружения. Правонарушение фактически выявлено в декабре 2014 г. Кроме того, в течение 2014-2017 гг. предприятие предоставляло статистическую отчетность по форме 2-ТП (отходы) в административный орган, в связи с чем срок давности привлечения к ответственности истек. Проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение (далее - ПНООЛР) на день составления акта проверки уже был разработан и направлен на утверждение. Разработка ПНООЛР отдельно на площадку КОС противоречит положениям приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50. Описание события правонарушения, изложенное в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу, различается.

Заслушав Чижикова И.П., поддержавшего и дополнившего доводы жалобы ссылкой на нарушение порядка проведения проверки, представителя административного органа (...) оставившую вопрос об удовлетворении жалобы на усмотрение судьи, проверив дело, проверив дело, прихожу к следующему.

В соответствии с ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 22, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции, действующей на день совершения вменяемого правонарушения (далее - Закон) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают ПНООЛР в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.п. 5, 7 и 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (далее - Порядок) юридические лица обязаны представлять в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также ПНООЛР, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора. Датой утверждения является дата принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Основанием привлечения Чижикова И.П. к административной ответственности послужили выявленные 20.06.2018 в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения от те обстоятельства, что начальник отдела экологии и лицензирования Чижиков И.П. как должностное лицо (...) ответственное за обращение с отходами, исполняя свои обязанности по адресу: г. Петрозаводск, (...) допустил нарушения ст. 22, 24 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 18 Закона. Так, юридическое лицо осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на основании лицензии от 17.08.2016. Вместе с тем, у данного предприятия ПНООЛР не согласован с территориальным органом Росприроднадзора (направленный в 2018 г. ПНООЛР не согласован, что подтверждается письмом от 15.06.2018 № 02-01-2718).

Судья при пересмотре постановления полагал о доказанности состава административного правонарушения.

Вместе с тем, из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.

В рамках настоящего дела привлекается к административной ответственности должностное лицо, в связи с чем подлежит доказыванию его вина в форме умысла или неосторожности.

Чижиков И.П. 15.11.2016 приступил к выполнению трудовых обязанностей и был ознакомлен с должностной инструкцией, согласно которой он организует работы по подготовке сведений, необходимых для разработки ПНООЛР, контролирует наличие и своевременное получение разрешительных документов предприятия.

В феврале 2018 г. Чижикову И.П. руководством передано для проведения дальнейшей работы письмо административного органа о регистрации объекта размещения отходов.

Письмом от 28.04.2018 (...) направило в Управление Росприроднадзора по Республике Карелия заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. К письму прилагались документы на 434 листах, оформленные под руководством Чижикова И.П. (л.д. 113), в том числе ПНООЛР на 427 листах, копии лицензии, платежного поручения и доверенности. Документы поступили в административный орган 03.05.2018.

Письмом от 15.06.2018 Управление Росприроднадзора по Республике Карелия отказало в установлении лимитов размещения отходов, изложив ряд замечаний к форме и содержанию представленных документов (л.д. 62-64). Сведений о своевременном направлении данного письма в дело не представлено.

Таким образом, ко дню проведения проверки Чижиков И.П. провел объемную работу по подготовке ПНООЛР и направлению его в уполномоченный орган, а после отказа уполномоченного органа в установлении лимитов и до проведения проверки у Чижикова И.П. объективно отсутствовало время, необходимое для продолжения работы над проектом. Данные обстоятельства не учтены административным органом и судьей в ходе производства по настоящему делу, в то же время они вызывают неустранимые сомнения в виновности Чижикова И.П. в совершении вменяемого ему правонарушения, при доказанности такового.

Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 09.01.2019 по делу (...) вступившим в законную силу, по заявлению (...) установлено, что Общество в нарушение ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее - Закон № 294-ФЗ) не было уведомлено о проведении проверки на основании распоряжения не позднее, чем за 3 рабочих дня до ее проведения; и в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 20 указанного закона проверка проведена с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок.

Поскольку в основу обжалуемого постановления положены результаты проверки, проведенной с грубым нарушением законодательства о государственном контроле, на основании ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ, ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ собранные в ходе нее доказательства следует признать недопустимыми.

При таких обстоятельствах и с учетом позиции представителя административного органа вменяемый Чижикову И.П. состав административного правонарушения нельзя признать доказанным в установленном КоАП РФ порядке. В связи с этим обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление ведущего специалиста - эксперта отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Карелия от 25.09.2018, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Чижикова И. П. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Судья

С.В. Щепалов