ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-14/21 от 04.02.2021 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Шегида Е.А. Дело № 21-14/21

Р Е Ш Е Н И Е

4 февраля 2021 года город Липецк

Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев жалобу директора филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в г.Грязи ФИО1 на постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области ФИО2 от 2 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение судьи Грязинского городского суда Липецкой области от 14 декабря 2020 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя управления – начальника отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области ФИО2 № 048/04/9.21-965/2020 от 2 ноября 2020 года директор филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в г.Грязи ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Решением судьи Грязинского городского суда Липецкой области от 14 декабря 2020 года постановление оставлено без изменения.

В жалобе директор филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в г.Грязи ФИО1 просит отменить постановление и решение, указывая на малозначительность правонарушения.

Выслушав возражения представителя по доверенности должностного лица, вынесшего постановление - ФИО3, изучив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица и (или) решения судьи.

В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013г.N1314) (далее – Правила).

Согласно п.2 Правил под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения. При этом заявителем является юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта сети газораспределения или реконструкцию объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности. Исполнителем является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта34 настоящих Правил, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.

Правилами также предусмотрено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (п.59).

По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) (п.60).

Мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной (пп. «б» п. 97).

Исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении.Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017г. N713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения" (пп. «б» п. 98).

Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами (п. 104).

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (п. 6).

Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23).

Согласно Техническому регламенту система газоснабжения является одной из систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и включается в состав здания или сооружения.

Согласно п.4 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010г. N870) его положения не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.

В пункте 2 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 N613 указано, что сеть газопотребления жилых зданий – это единый комплекс, включающий в себя наружные (вводные газопроводы) и внутренние газопроводы, сооружения и технические устройства, в том числе бытовое газоиспользующее оборудование, внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме и в домовладениях, внутриквартирное газовое оборудование, размещенное в границах одного жилого здания.

На основании собранных доказательств, которым дана надлежащая оценка, по делу правильно установлено, что между АО «Газпром газораспределение Липецк» и ФИО7 19.02.2020 г. заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения, расположенного по адресу: <адрес>, приложением к которому являются технические условия от 19.02.2020 г.

Пунктом 7 договора предусмотрено, что заявитель обязан разработать на основании технических условий проектную документацию (в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации) о создании сети газопотребления от точки (точек) подключения (технологического присоединения) до газоиспользующего оборудования.

Согласно п.12 договора порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга устанавливаются в следующем порядке: заявитель предоставляет исполнителю проектную документацию на регистрацию; уведомляет исполнителя о начале работ; предоставляет доступ для мониторинга выполнения технических условий в период строительно-монтажных работ в согласованные с исполнителем сроки, но не позднее 14 дней до подключения.

04.08.2020г. ФИО8, действующим на основании доверенности в качестве представителя ФИО7, в адрес АО «Газпром газораспределение Липецк» было подано заявление о проведении 05.08.2020 г. в 10:00 ч. мониторинга выполнения заявителем выданных технических условий в соответствии с пп. «б» п. 98 Правил.

04.08.2020 г. поступил ответ о невозможности приступить 05.08.2020 г. к осуществлению мониторинга выданных технических условий в связи с тем, что заявителем не выполнены пункты 7, 12 договора от 19.02.2020, а именно: заявителем не представлена в Общество проектная документация о создании сети газопотребления от точки подключения до газоиспользующего оборудования.

05.08.2020 г. ФИО8 направлено письмо о неправомерном требовании предоставления в адрес Общества проектной документации газификации жилых домов, а также о том, что поскольку пунктом 12 договора не определен порядок и механизм уведомления исполнителя о начале работ, отправленное по электронной почте сообщение от 04.08.2020 г. о явке представителя Общества для проведения мониторинга выданных ТУ считать уведомлением о начале и окончании работ по объекту и дату проведения мониторинга считать прежней, 05.08.2020 г. в 10:00 ч.

На вышеуказанное письмо ФИО8 от АО «Газпром газораспределение Липецк» получил отказ приступить 05.08.2020 г. к осуществлению мониторинга выданных технических условий, также со ссылкой на п. 7 и п. 12 заключенного договора.

Не согласившись с таким отказом, ФИО8, направил в Липецкое УФАС России заявление (вх. № 472-3 от 05.08.2020 г.) о неправомерных действиях АО «Газпром газораспределение Липецк» в лице филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в г. Грязи в части несоблюдения пп. «б» п. 98 Правил.

Исходя из содержания вышеприведенных норм разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения, в том числе систем газоснабжения, проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не является обязательной для объектов индивидуального строительства.

Исходя из того, что ФИО9 является заказчиком подключения к системе газоснабжения индивидуального жилого дома в границах собственного земельного участка, выраженный в письме исполнителя от 4 августа 2020 года отказ от проведения мониторинга выданных технических условий в связи с непредоставлением проектной документации о создании сети газопотребления от точки подключения до газоиспользующего оборудования правильно признан не соответствующим требованиям законодательства.

В соответствии с пунктом 2.18 должностной инструкции директор филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в г.Грязи ФИО1 обязан, в частности, организовывать и контролировать работу по технологическому присоединению объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

При установленных обстоятельствах вывод о наличии состава вмененного административного правонарушения является правильным.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления должностного лица и (или) решения судьи, не допущено.

Административное наказание назначено в пределах санкции и срока давности, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.

Оснований для признания административного правонарушения малозначительным в данном случае не имеется.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Довод жалобы о малозначительности правонарушения признается несостоятельным, поскольку оно было связано с исполнением публичного договора юридическим лицом, что обусловливает особый подход к соблюдению прав контрагентов, и для заявителя (заказчика) ФИО7 были созданы существенные препятствия в период исполнения договора, выразившиеся, в том числе, в возможном несении безосновательных расходов на составление проектной документации.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области ФИО2 № 048/04/9.21-965/2020 от 2 ноября 2020 года, и решение судьи Грязинского городского суда Липецкой области от 14 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Судья Букреев Д.Ю.