ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1502/2022 от 30.06.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья Борзов Д.С. Дело

РЕШЕНИЕ

ФИО 30 июня 2022 года

Судья ФИО областного суда Беляев Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "СП "Автобан" ФИО на постановление должностного лица –старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИОФИО от и решение судьи Луховицкого районного суда ФИО от по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.26 Закона ФИО от -ОЗ «Кодекс ФИО об административных правонарушениях», в отношении юридического лица - ООО "СП "Автобан",

при секретаре ФИО,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением должностного лица – старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИОФИО от юридическое лицо - ООО "СП "Автобан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного, предусмотренного ч. 1 ст. 6.26 Закона ФИО от -ОЗ «Кодекс ФИО об административных правонарушениях», и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Луховицкого районного суда ФИО от указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

На указанные акты защитником ООО "СП "Автобан" ФИО подана жалоба, в которой поставлен вопрос об их отмене по мотивам незаконности.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, суд второй инстанции не находит оснований для отмены вынесенных по делу актов.

Частью 1 ст. 6.26 Закона ФИО от -ОЗ "Кодекс ФИО об административных правонарушениях" установлена ответственность за нарушение порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории ФИО .

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ, приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Грунт - это любая горная порода или почва, а также твердые отходы производственной и хозяйственной деятельности человека, представляющие собой многокомпонентную систему, изменяющуюся во времени, и используемые как основание, среда или материал для возведения зданий и инженерных сооружений. Классификация грунтов указана в ГОСТ 25100-2020 «Межгосударственный стандарт. Грунты. Классификация», к грунтам относится и плодородный слой почвы.

Согласно ч. 16 ст. 56 Закона ФИО от -ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в ФИО ", юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории ФИО , или физические лица при осуществлении обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, обязаны соблюдать требования, установленные порядком обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории ФИО , утверждаемым уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти ФИО специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории ФИО в сфере охраны окружающей среды (далее - Порядок обращения с отходами строительства и сноса). Перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, до объектов их обработки, обезвреживания, утилизации и размещения осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Порядком обращения с отходами строительства и сноса на основании разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, выданного исполнительным органом государственной власти ФИО специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории ФИО в сфере охраны окружающей среды. Процедура, порядок выдачи и форма разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, устанавливаются уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти ФИО специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории ФИО в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии ст. 14 Закона ФИО от -ОЗ «Об отходах производства и потребления в ФИО », юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность приводит к образованию отходов или связана с обращением с ними, обязаны:

а) осуществлять деятельность по обращению с отходами только при наличии разрешительной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) принимать необходимые организационно-технические и технологические меры по уменьшению образования отходов посредством более рационального использования первичного сырья и использования (применения) малоотходных технологических процессов и производств;

в) обеспечивать эффективное повторное использование отходов, а также соблюдать установленный порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);

г) определять и документировать свойства и состав отходов, класс их опасности в соответствии с действующими санитарными и другими правилами, стандартами и методиками;

д) обеспечивать полный сбор, соответствующее хранение и предотвращение уничтожения, порчи отходов, имеющих ресурсную ценность, выполнять мероприятия по специальному складированию, консервации и безопасному хранению указанных отходов, которые временно не используются;

е) разрабатывать за счет собственных средств технологии и рекомендации по сбору и использованию образующихся отходов производства и потребления, в том числе собственной продукции, утерявшей потребительские свойства при эксплуатации;

ж) возмещать в полном объеме причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу граждан вред, нанесенный в результате деятельности в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) обеспечивать профессиональную подготовку и повышение квалификации лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности

и) в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом центральный исполнительный орган государственной власти ФИО в сфере обращения с отходами и органы местного самоуправления муниципальных образований ФИО

к) получать разрешение на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, при их образовании и последующей транспортировке самостоятельно или с привлечением подрядных организаций до объектов обработки, обезвреживания, утилизации и размещения.

В силу п.п. 1.2, 5.2, 5.3, 5.9 Порядка обращения с ОССиГ на территории ФИО , утв. ФИО от -РМ (далее Порядок), установленный порядок обязателен для исполнения всеми юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, в результате деятельности которых образуются отходы строительства, сноса зданий и сооружений и грунтов (ОССиГ) или осуществляющих деятельность в области обращения с ОССиГ на территории ФИО . Порядок подлежит применению в процессе обращения с ОССиГ на всех этапах технологического цикла, от образования до вовлечения извлекаемых вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот в качестве сырья (п.1.2).

Перемещение ОССиГ по территории ФИО осуществляется отходоперевозчиками на основании разрешения на перемещение ОССиГ, получаемого в соответствии с пунктом 8.1 раздела 8 настоящего Порядка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3.7.1 пункта 3.7 раздела 3 настоящего Порядка. Отходопроизводитель, отходополучатель вправе самостоятельно осуществлять перемещение ОССиГ при наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (при перемещении отходов III-IV классов опасности).

Перемещение ОССиГ в рамках разрешения на перемещение ОССиГ подтверждается электронным талоном, сформированным лицом, получившим разрешение на перемещение ОССиГ в соответствии с подпунктом 3.7.2 пункта 3.7 раздела 3 настоящего Порядка либо лицом, указанным в разрешении на перемещение ОССиГ, выданном в соответствии с подпунктом 8.1.4 пункта 8.1 раздела 8 настоящего Порядка в личном кабинете ИС Электронный талон ОССиГ, с указанием:

даты перемещения ОССиГ;

адреса объекта образования ОССиГ;

вида транспортного средства, его государственного регистрационного знака, вместимости кузова (м3);

вида или группы однородных ОССиГ (с указанием кодов ФККО) и объема перемещаемого ОССиГ;

адреса станции перегруза ОССиГ (при направлении ОССиГ на станцию перегруза ОССиГ в соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 раздела 3 настоящего Порядка) либо наименования отходополучателя и адреса объекта приема (переработки) ОССиГ.

При интеграции ИС Электронный талон ОССиГ с государственными информационными системами Правительства Москвы формирование электронного талона в рамках разрешения на перемещение ОССиГ, выдаваемого в соответствии с подпунктом 8.1.4 пункта 8.1 раздела 8 настоящего Порядка, в ИС Электронный талон ОССиГ осуществляется в автоматическом режиме с использованием необходимой для формирования электронного талона информации, содержащейся в указанных системах.

Электронный талон формируется на дату, в которую планируется осуществить перевозку ОССиГ, и подлежит учету (погашению) отходополучателем незамедлительно после приема ОССиГ на объекте приема (переработки) ОССиГ или станции перегруза ОССиГ.

(в ред. ФИО МО от -РМ)

Электронный талон считается просроченным (недействующим) в случае его непогашения с 5 часов 00 минут суток, следующих за указанной в нем датой действия (п. 5.2)

Для перемещения ОССиГ требуются:

разрешение на перемещение ОССиГ (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3.7.1 пункта 3.7 раздела 3 настоящего Порядка);

электронный талон;

паспорт отходов I-IV классов опасности на перемещаемый вид ОССиГ (при перемещении ОССиГ III-IV класса опасности) или материалы отнесения отходов к V классу опасности (при перемещении ОССиГ V класса опасности);

лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (при перемещении отходов III-IV классов опасности);

сопроводительная документация для перемещения и передачи ОССиГ, оформленная в соответствии с правилами перевозки грузов, с указанием объема (количества) ОССиГ, цели и места назначения их транспортирования (товарно-транспортные накладные, акты приема-передачи и др.) (п. 5.3).

Нарушением порядка перемещения ОССиГ являются:

перемещение ОССиГ без разрешения на перемещение ОССиГ (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3.7.1 пункта 3.7 раздела 3 настоящего Порядка) и (или) электронного талона;

перемещение ОССиГ на транспортном средстве, которое не указано в электронном талоне;

перемещение ОССиГ в объеме, превышающем объем, указанный в электронном талоне;

перемещение видов ОССиГ, отличных от указанных в электронном талоне;

перемещение ОССиГ с нарушением срока действия электронного талона;

нарушение требований о передаче мониторинговой информации о параметрах движения и местоположении транспортного средства, используемого для перевозки ОССиГ в РНИС ФИО (п. 5.9).

Согласно п. 3.7.2 Порядка, разрешение на перемещение ОССиГ получают:

отходопроизводитель, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющий функции застройщика на объекте образования ОССиГ, а в случае осуществления работ по контракту (договору) в рамках Федерального закона N 44-ФЗ или Федерального закона № 223-ФЗ - генерального подрядчика (подрядчика), либо осуществляющий деятельность по сбору ОССиГ на станции перегруза ОССиГ согласно условиям, предусмотренным подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 настоящего раздела.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.26 КоАП МО, являются установленный порядок обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории ФИО .

Из материалов дела следует, что в 08 часов 21 минут, на а/д М-5 "Урал", 136 км +415 м, ООО "СП "Автобан", с использованием транспортного средства "МАН", г.р.з. Н348АА750, осуществило перемещение отходов строительства зданий и сооружений, в том числе грунтов (далее ОССиГ), без электронного талона ОССиГ, что является нарушением ч.16 ст. 56 Закона ФИО от -ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в ФИО ", ст. 14 Закона ФИО от -ОЗ «Об отходах производства и потребления в ФИО », п.п. 5.2, 5.3 и 5.9 Порядка обращения с ОССиГ на территории ФИО , утв. ФИО от -РМ.

По данному факту ООО "СП "Автобан" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.26 Закона ФИО от -ОЗ "Кодекс ФИО об административных правонарушениях".

По смыслу ст.2.6.1 КоАП РФ, к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

На основании изложенного, суд второй инстанции полагает, что обжалуемое решение суда мотивировано, законно и обоснованно, в судебном заседании дана оценка представленным по делу доказательствам и законности вынесенного по делу постановления органа административной юрисдикции, судебное решение не противоречит требованиям КоАП РФ, а следовательно, оснований для его отмены не усматривается.

Городским судом правомерно отмечено, что материалами дела подтверждена вина ООО «СП «Автобан», как собственника транспортного средства, допустившего нарушение установленной скорости движения, что объективно следует из имеющихся в деле доказательств, а именно: из сведений о зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах; фотоматериалов; выгрузки из РНИС по транспортному средству; выгрузки из АИС электронный талон; свидетельства о поверке средства измерения; свидетельства об утверждении типа средства измерений; приказа о продлении срока действия типа средства измерений; копии государственного контракта от .

В соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Согласно примечанию к ст. 1.5 КоАП РФ, положение ч. 3 данной статьи о том, что лицо не должно доказывать свою невиновность не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, в случае фиксации их работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, т.е. бремя доказывания лежит на лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Между тем, доказательств, свидетельствующих о том, что в момент фиксации правонарушения транспортное средство находилось во владении иного лица, ООО «СП «Автобан» в суд представлено не было.

В судебном заседании второй инстанции защитник общества поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Несогласие генерального заявителя с оценкой, данной собранными по делу доказательствами, равно как и несогласие с судебным решением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.

Иных доводов, содержащих правовые аргументы, влияющие на выводы судов, в жалобе не приведено

Административное наказание ООО «СП «Автобан» назначено в пределах санкции ч. 1 ст. ст. 6.26 Закона ФИО -ОЗ «Кодекс ФИО об административных правонарушениях».

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену либо изменение решения суда, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 29.11, 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление должностного лица – старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИОФИО от и решение судьи Луховицкого районного суда ФИО от по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.26 Закона ФИО от -ОЗ «Кодекс ФИО об административных правонарушениях», в отношении юридического лица - ООО "СП "Автобан" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "СП "Автобан" ФИО, - без удовлетворения.

Судья

Р.В. Беляев