ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 21-150/2018 г.
Судья Никифорова И.Б.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Липецкого областного суда Жукова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке жалобу АО «Раненбург-комплекс» на решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 03 августа 2018 года, которым постановлено:
Постановление административной комиссии Чаплыгинского муниципального района Липецкой области № 140-18 от 15 июня 2018 года, которым юридическое лицо ЗАО «Раненбург-комплекс» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.14 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, учитывая повторность привлечения за аналогичное правонарушение - оставить без изменения, а жалобу представителя АО «Раненбург комплекс» ФИО1 - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела,
У С Т А Н О В И Л А :
Постановлением административной комиссии Чаплыгинского муниципального района Липецкой области № 140-18 от 15 июня 2018 года ЗАО «Раненбург-комплекс» было привлечено к административной ответственности по ст.5.14 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
АО «Раненбург-комплекс», не согласившись с указанным постановлением, обратилось с жалобой в Чаплыгинский районный суд Липецкой области.
Решением судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 03 августа 2018 года постановление административной комиссии Чаплыгинского муниципального района Липецкой области от 15 июня 2018 года оставлено без изменения, жалоба АО «Раненбург-комплекс» - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, АО «Раненбург-комплекс» просит об отмене постановления административной комиссии Чаплыгинского муниципального района Липецкой области от 15 июня 2018 года, решения судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 03 августа 2018 года, ссылаясь на то, что:
с января 2016 года юридического лица - ЗАО «Раненбург-комплекс» не существует, согласно записи в ЕГРЮЛ от 13.01.2016 г., ГРН № наименование юридического лица- АО «Раненбург-комплекс»;
предписание об устранении нарушений правил благоустройства территории городского поселения город Чаплыгин Липецкой области от 25 мая 2018 года адресовано не юридическому лицу АО «Раненбург-комплекс», а должностному лицу - генеральному директору АО «Раненбург-комплекс» ФИО2;
согласно уведомлению для составления протокола об административном правонарушении вызывалось должностное лицо юридического лица- генеральный директор ФИО2;
протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица составлен незаконно, поскольку юридическое лицо не было уведомлено надлежащим образом о дате его составления;
суд не дал правовой оценки протоколам осмотра места административного правонарушения от 07.06.2018 г. и протоколу об административном правонарушении от 07.06.2018г.; в материалах дела имеются два протокола об административном правонарушении, один протокол без номера от 07.06.2018 г., второй протокол под №132 от 07.06.2018 г.;
в протоколе осмотра места административного правонарушения от 07.06.2018 г. нет упоминания ни о ЗАО «Раненбург-комплекс», ни о АО «Раненбург-комплекс», ни о генеральном директоре ФИО2; неясно, как суд определил, что протокол имеет какое-либо отношение к правонарушению, вменяемому ЗАО «Раненбург-комплекс»;
в протоколе осмотра места административного правонарушения от 07.06.2018 г. указано, что осмотр начат в 11 ч. 00 мин., окончен в 11 ч. 30 мин. место осмотра: <...>, однако ФИО2 приглашали на составление протокола по иному адресу: <...> д.24;
суд в своем решении незаконно сослался на постановление по делу об административном правонарушении от 14 декабря 2017 года, поскольку оно не имеет никакого отношения к данному делу;
должностным лицом допущены существенные процессуальные нарушения при уведомлении и составлении протоколов об административном правонарушении и осмотра, влекущие отмену, принятых по делу постановлений и прекращение производства.
Выслушав представителя АО «Ранненбург-комплекс» ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, возражения против жалобы представителя административной комиссии Чаплыгинского муниципального района ФИО4, допросив в качестве свидетеля лицо, вынесшее предписание и составившее протокол об административном правонарушении ФИО5, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административная ответственность по статье 5.14 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях наступает за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний органа местного самоуправления об устранении нарушений правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
В силу ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования.
Постановлением администрации городского поселения города Чаплыгина Липецкой области Российской Федерации № 9 от 15.01.2018 года утвержден Порядок осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства территории городского поселения город Чаплыгин Липецкой области (далее Порядок) (л.д.51).
В соответствии с п.2.1 Порядка контроль за исполнением Правил, а также выдачу Предписаний осуществляет глава города Чаплыгина и работники администрации города Чаплыгина, наделенные полномочиями по выдаче предписаний и составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с распоряжением главы администрации города Чаплыгина.
Согласно п.3.1 Порядка, в случае выявления в ходе мониторинга благоустройства города Чаплыгина нарушений Правил, не предусмотренных статьями 5.1-5.13 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом администрации города Чаплыгина незамедлительно выносится Предписание в пределах полномочий, определенных пунктом 2.1 Порядка.
На основании п.4.1 Порядка, глава города Чаплыгина или должностное лицо, составившее предписание, не позднее трех рабочих дней после истечения срока, установленного в предписании для устранения нарушения, осуществляет контроль за выполнением предписания, для чего проводит повторный осмотр территории на предмет устранения ранее выявленных и указанных в Предписании нарушений Правил.
В соответствии с п.4.3 Порядка, в случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении по статье 5.14 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении лица, ответственного за исполнение предписания к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, 07.06.2018 года зам.главы администрации г.Чаплыгина ФИО5 в отношении ЗАО «Раненбург-комплекс» составлен протокол об административном правонарушении по ст.5.14 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, согласно которому, юридическому лицу вменяется не исполнение предписания от 25 мая 2018 года, которым на него возложена обязанность осуществить ремонт ограждения земельного участка <адрес>, окос, уборку прилегающей территории, ремонт фасада здания <адрес>.
Копия протокола получена генеральным директором общества ФИО2 08.06.2018 года, что подтверждается ее подписью (л.д.100)
Постановлением административной комиссии Чаплыгинского муниципального района Липецкой области № 140-18 от 15 июня 2018 года ЗАО «Раненбург-комплекс» привлечено к административной ответственности по ст.5.14 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях за не исполнение предписания от 25 мая 2018 года.
Суд, признавая законным постановление административной комиссии Чаплыгинского муниципального района Липецкой области № 140-18 от 15 июня 2018 года, исходил из того, что ЗАО «Раненбург-комплекс» и АО «Раненбург-комплекс» одно и тоже юридическое лицо, вина которого в совершении данного правонарушения доказана, и процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении не допущено, постановление вынесено уполномоченным должностным лицом.
С указанным выше выводом суда в части установления вины юридического лица нельзя согласиться по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП Липецкой области состоит в умышленном неисполнении или несвоевременном исполнение предписаний органа местного самоуправления об устранении нарушений правил благоустройства территорий поселений и городских округов, то в рамках данного административного дела подлежали выяснению обстоятельства, касающиеся законности вынесенного предписания и возможности его исполнения юридическим лицом, которые не были проверены ни административной комиссией, ни районным судом.
Исходя из положения п.3.1 Порядка осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства территории городского поселения город Чаплыгин Липецкой области, предписание уполномоченным должностным лицом администрации города Чаплыгина может быть вынесено только в случае выявления в ходе мониторинга благоустройства города Чаплыгина нарушений Правил, за которые не предусмотрена административная ответственность по статьям 5.1-5.13 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.
Как следует из содержания предписания от 25 мая 2018 года, в нем идет речь об устранении нарушений Правил благоустройства территории городского поселения город Чаплыгин Липецкой области, принятых решением сессии Совета депутатов городского поселения г.Чаплыгин Липецкой области № 139 от 26.10.2017 г., а именно: осуществить ремонт ограждения земельного участка по <адрес>, окос, уборку прилегающей территории, ремонт фасада здания по <адрес>.
Пунктом 5.5. Правил благоустройства предусмотрены требования к содержанию ограждений (заборов).
Так в силу пп.5.5.1. не допускается отклонение ограждения от вертикали. Запрещается дальнейшая эксплуатация ветхого и аварийного ограждения, а также отдельных элементов ограждения без проведения срочного ремонта, если общая площадь разрушения превышает двадцать процентов от общей площади элемента либо отклонение ограждения от вертикали может повлечь его падение.
В силу пп.5.5.2. ограждение должно содержаться в чистоте и порядке собственниками (правообладателями) земельного участка, на котором данное ограждение установлено. Мойка производится по мере загрязнения, ремонт, окрашивание ограждения и его элементов производится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Пунктом 5.6.Правил благоустройства предусмотрены требования к содержанию объектов капитального строительства и объектов инфраструктуры.
Так в силу пп. 5.6.1. местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и иные подобные разрушения должны устраняться, не допуская их дальнейшего развития.
Согласно Кодексу Липецкой области об административных правонарушениях ответственность за ненадлежащее содержание ограждений предусмотрена статьей 5.1; за нарушение установленных органами местного самоуправления требований по содержанию и ремонту фасадов- статьей 5.2.
Таким образом, за указанные в предписании нарушения Правил благоустройства в части требований по содержания ограждений и фасадов зданий предусмотрена административная ответственность по статьям 5.1 и 5.2 КоАП Липецкой области, что исключает возможность вынесения по этим нарушениям предписания.
Исходя из вышеизложенного, в этой части предписание нельзя признать законным, поэтому не может быть и ответственности за неисполнение предписания в этой части.
Отсутствует вина юридического лица и в неисполнении предписания в части обязанности осуществить окос и уборку прилегающей территории.
Действительно в силу пп. 4.11.3. Правил благоустройства собственники (правообладатели) территорий (участков) с зелеными насаждениями обязаны:
производить комплексный уход за газонами, систематический покос газонов и иной травянистой растительности на территории муниципальных образований, а также за пределами муниципальных образований на территории, прилегающей к объектам.
В соответствии с пп. 5.7.1. Юридические лица (индивидуальные предприниматели) и физические лица обязаны обеспечивать содержание зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в их собственности, владении или пользовании и прилегающей территории, а также осуществлять контроль за состоянием соответствующих зеленых насаждений, обеспечивать их удовлетворительное состояние и развитие.
Однако из предписания не ясно, на какой именно территории надлежало произвести окос и убрать мусор, так как не указан кадастровый номер земельного участка, его границы.
Указание в предписании только адреса земельного участка – <адрес> также не позволяет установить место нахождение территории, на которой необходимо осуществить окос и убрать мусор. ФИО5- лицо, вынесшее предписание и составившее протокол об административном правонарушении, допрошенный в качестве свидетеля в Липецком областном суде, также подтвердил, что в предписании речь шла не о всем земельном участке, а только о той части территории, которая прилегает к земельному участку, принадлежащему АО «Раненбург-комплекс», однако границы этой территории нигде не отражены.
К материалам дела приобщены только протокол осмотра и фотографии, на которых зафиксированы результаты проверки исполнения предписания на 07.06.2018 г.
Поскольку в предписании не указана точно территория, на которой надлежало осуществить окос и убрать мусор, и отсутствуют какие-либо иные доказательства (акты, фотографии и т.п.), из которых бы на момент вынесения предписания 25.05.32018 г. можно было бы установить эту территорию, ее принадлежность юридическому лицу, а также нахождение на ней нескошенной травы и мусора, то при таких обстоятельствах вывод административной комиссии и судьи районного суда о наличии вины юридического лица в неисполнении данного предписания в этой части нельзя признать правильным.
Так как, исходя из протокола об административном правонарушении (л.д.99) в вину юридическому лицу не вменялось не направление в администрацию городского поселения г.Чаплыгин информации об исполнении данного предписания, а по иным, указанным в предписании обязанностям, вина юридического лица отсутствует, то постановление административной коллегии и решение судьи Чаплыгинского районного суда подлежат отмене.
Отсутствие вины юридического лица свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, а следовательно, является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
С учетом вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
Постановление административной комиссии Чаплыгинского муниципального района Липецкой области № 140-18 от 15 июня 2018 года о привлечении ЗАО «Раненбург-комплекс» к административной ответственности по ст.5.14 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, и решение судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 03 августа 2018 года,принятое по жалобе на данное постановление, отменить. Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения
Судья Н.Н. Жукова