судья Юдина Л.И. дело № 21-150/2018
Р Е Ш Е Н И Е
<...> 19 июля 2018 года
Судья Брянского областного суда Богородская Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Прудникова Н.С., действующего в интересах ГАУЗ «Брянская городская больница № 1», на постановление руководителя территориального органа Росздравнадзора по Брянской области от 23 марта 2018 года № 3/18 и решение судьи Бежицкого районного суда гор.Брянска от 01 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного автономного учреждения здравоохранения «Брянская городская больница № 1» ( далее - ГАУЗ «Брянская городская больница № 1»),
У С Т А Н О В И Л :
постановлением руководителя территориального органа Росздравнадзора по Брянской области ФИО3 от 23 марта 2018 года № 3/18, ГАУЗ «Брянская городская больница № 1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 31 000 руб.
Решением судьи Бежицкого районного суда гор.Брянска от 01 июня 2018 года указанное постановление о привлечении ГАУЗ «Брянская городская больница № 1» к административной ответственности оставлено без изменения.
Защитник Прудников Н.С., действующий в интересах ГАУЗ «Брянская городская больница № 1», обратился в Брянский областной суд с жалобой, в которой просит отменить постановление руководителя территориального органа Росздравнадзора по Брянской области от 23 марта 2018 года № 3/18 и решение судьи районного суда от 01 июня 2018 года, ссылаясь на их незаконность и необоснованность. Считает, что срок давности привлечения ГАУЗ «Брянская городская больница № 1» к административной ответственности в данном случае истек.
В судебном заседании защитник Прудников Н.С., действующий в интересах ГАУЗ «Брянская городская больница № 1», доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель территориального органа Росздравнадзора по Брянской области – ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения ФИО4 против удовлетворения жалобы возражал, полагает, что оснований для отмены принятых по делу актов не имеется, считает их законными и обоснованными.
Выслушав объяснения защитника ГАУЗ «Брянская городская больница № 1» Прудникова Н.С., представителя территориального органа Росздравнадзора по Брянской области ФИО4, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании приказа руководителя территориального органа Росздравнадзора по Брянской области ФИО1 от 28 февраля 2018 года № П32-58/18 территориальным органом Росздравнадзора по Брянской области проведена внеплановая, выездная проверка в отношении ГАУЗ «Брянская городская больница № 1» по исполнению предписания № 39 от 14 июля 2017 года.
Согласно акту проверки от 14 марта 2018 года № 48 (л.д.9-10), в нарушение пункта 13 Приложения № 9 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 ноября 2012 года № 572н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» в структуре перинатального центра отсутствует бактериологическая лаборатория. Имеется оборудование, отсутствует лицензия для проведения данного вида работ (услуг). ГАУЗ «Брянская городская больница № 1» ежемесячно заключает договоры на проведение диагностических бактериологических, бактериологических на особо опасные инфекции, вирусологических, паразитологических, молекулярно- биологических, серологических, санитарно-бактериологических исследований, а также на чувствительность к антибиотикам (пункт № 4 предписания от 14 июля 2017 года № 39).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления начальником отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения территориального органа Росздравнадзора по Брянской области ФИО2 протокола от 14 марта 2018 года № 9/18 об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГАУЗ «Брянская городская больница № 1».
Постановлением руководителя территориального органа Росздравнадзора по Брянской области ФИО1 от 23 марта 2018 года № 3/18 ГАУЗ «Брянская городская больница № 1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 31 000 руб.
Судья районного суда согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях ГАУЗ «Брянская городская больница № 1» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав, что ГАУЗ «Брянская городская больница № 1» было предупреждено об ответственности за неисполнение предписания государственного органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения, срок исполнения предписания являлся разумным и достаточным для принятия мер, направленных на исполнение требований предписания, каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения ГАУЗ «Брянская городская больница № 1» в установленный срок требований предписания в материалах дела не имеется, заявителем не представлено, не представлены также сведения о своевременном обращении заявителя о продлении сроков исполнения предписания, право оспорить предписание реализовано заявителем не было. Административное наказание назначено ГАУЗ «Брянская городская больница № 1» в пределах санкции части 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статей 3.1,3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Вместе с тем, состоявшиеся по делу акты нельзя признать законными по следующим основаниям.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Учитывая, что часть 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, и объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору), в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за указанное административное правонарушение составляет два месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения предписания.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 03 июня 2009 года, ред. от 06 июля 2016 года), постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2016 года № 8-АД16-10 и др.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении в отношении ГАУЗ «Брянская городская больница № 1», сроком исполнения предписания от 14 июля 2017 года № 39 является 14 января 2018 года ( л.д.13-15).
Следовательно, срок давности привлечения указанного юридического лица к административной ответственности, установленный частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начал исчисляться с 15 января 2018 года и истек 14 марта 2018 года.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Таким образом, в нарушение приведенных норм должностное лицо территориального органа Росздравнадзора по Брянской области рассмотрело настоящее дело об административном правонарушении, признав ГАУЗ «Брянская городская больница № 1» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 23 марта 2018 года за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Допущенные нарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ГАУЗ «Брянская городская больница № 1» были оставлены без внимания и надлежащей оценки судьей районного суда.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление руководителя территориального органа Росздравнадзора по Брянской области от 23 марта 2018 года № 3/18 и решение судьи Бежицкого районного суда гор.Брянска от 01 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГАУЗ «Брянская городская больница № 1» подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6 и ФИО7», лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
постановление руководителя территориального органа Росздравнадзора по Брянской области от 23 марта 2018 года № 3/18 и решение судьи Бежицкого районного суда гор.Брянска от 01 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного автономного учреждения здравоохранения «Брянская городская больница № 1» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного автономного учреждения здравоохранения «Брянская городская больница № 1» прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Брянского областного суда Н.А.Богородская