ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-150/2017 от 28.03.2017 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕШЕНИЕ

от 28 марта 2017 года, по делу , г. Махачкала

Судья Верховного Суда Республики Дагестан ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на поста­новление заместителя руководителя Кавказского Управления Ростехнадзора (да­лее КУ «Ростехнадзор») ФИО9-Г.Г. от <дата> на решение су­дьи Кировского районного суда г. Махачкала от <дата> по делу об ад­министративном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в отно­шении ведущего инженера отдела строительства Северо-Кавказского филиала ФИО2 «ФИО2» ФИО1,

установил:

Постановлением заместителя руководителя КУ «Ростехнадзор» ФИО5-Г. от <дата> ведущий инженер отдела строительства Северо-Кавказского филиала ФИО2 «ФИО2» ФИО1 при­знан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотрен­ного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. (л.д. 12-15).

ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Махачкалы с жало­бой, в которой просил постановление отменить.

Определением Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> жа­лоба ФИО1 направлена в Кировский районный суд г. Махачкалы для рассмотрения по подсудности.

Решением судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетво­рения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд РД, ФИО1 просит отменить постановление зам. руководителя КУ « Ростехнадзор» от <дата> и решение судьи от <дата>, ссылаясь на их неза­конность, отсутствие его вины в совершении административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал, предста­витель КУ «Ростехнадзора» ФИО6 возражала против удовлетворения жа­лобы.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений, прихожу к следующему.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 ст. 9.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований техниче­ских регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнитель­ной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных тре­бований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том чис­ле при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструк­ция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регули­руется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в со­ответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федера­ции.

2. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объ­ектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуаль­ными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные само­регулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов ка­питального строительства могут выполняться любыми физическими или юридиче­скими лицами.

3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ре­монт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строи­тельство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или тех­ническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и не­сет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требовани­ям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выпол­нять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответ­ствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

3.1. В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, ка­питального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по орга­низации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капиталь­ного строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией сви­детельство о допуске к работам по организации строительства.

3.2. В случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконст­рукции застройщиком или техническим заказчиком могут привлекаться на основа­нии договора юридические лица в качестве лиц, осуществляющих отдельные этапы строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строи­тельство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строи­тельства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительст­ву, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельно­го участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регла­ментов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окру­жающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объ­ектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обя­зано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строитель­ство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственно­го строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, прово­дить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документа­ции, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые под­лежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не присту­пать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недос­татков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материа­лов.

7. Отклонение параметров объекта капитального строительства от про­ектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строитель­ства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчи­ком проектной документации после внесения в нее соответствующих измене­ний в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Фе­дерации федеральным органом исполнительной власти.

9. Требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осу­ществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консер­вации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, государственный строи­тельный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документа­ция которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодек­са либо является модифицированной проектной документацией;

2. Предметом государственного строительного надзора является проверка:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требова­ниям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета исполь­зуемых энергетических ресурсов;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.

3. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом­ исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не уста­новлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного строитель­ного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивиду­альных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от <дата> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и му­ниципального контроля" с учетом следующих особенностей организации и прове­дения проверок:

1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;

2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:

а) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строи­
тельство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Ко­
декса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;

б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предприни­
мателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществ­
ляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа госу­
дарственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, на­
правляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3
статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произо­
шедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных право­
вых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строитель­
ства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений
обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие
нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружаю­
щей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц,
государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение та­
кого вреда;

3) основанием для проведения проверки помимо основания, указанного в
пункте 1 настоящей части, является:

а) программа проверок, разрабатываемая органом государственного строи­
тельного надзора;

б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным пред­
принимателем выданного органом государственного строительного надзора пред­
писания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

6. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования кото­рых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строитель­ства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательст­вом Российской Федерации.

8. Порядок осуществления государственного строительного надзора устанав­ливается Правительством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в период с <дата> по <дата> государственным инспектором отдела государственного строительного надзора по надзору за подъемными сооружениями ФИО7 проведена проверка объекта «Строительство морского пункта пропуска Ма­хачкала» (здание административно-бытового корпуса- далее АБК), расположенно­го по адресу: РД, г. Махачкала, ул. <адрес>, 5, в ходе которой были выявлены нарушения требований Раздела 2, Подраздел 1.1, 67-02-ПЗУ.1, ТОМ 2.1.1 Проектной документации, требований гл. III п. 8 и п. 10 постановления Прави­тельства РФ от <дата> и других.

По результатам проверки был состав­лен Акт проверки от <дата> с указанными в акте нарушениями ( 6 пунк­тов) (л.д. 59-61).

Из материалов дела следует, что внеплановая проверка объекта «Строитель­ство морского пункта пропуска Махачкала» была проведена по распоряжению ВРИО заместителя руководителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ( КУ «Ростехнадзор»), по согласованию с прокурором Прокуратуры Республики Дагестан Тар­хановым З.С. ( л.д. 21,25,26), т.е. порядок проведения проверки, предусмотренный указанной выше нормой права, нарушен не был. Основанием для проведения вне­плановой проверки явилось сообщение госинспектора отдела ГСН и по надзору за ПС ФИО8 об имеющихся трещинах на несущих конструкциях ад­министративно-бытового корпуса (л.д. 19).

Довод ФИО1 о том, что он не присутствовал во время проведения проверки от <дата>, не имел возможности дать объяснения по поводу нарушений, не состоятелен, т.к. ФИО1 в судебном заседании не отрицал, что он как ведущий инженер отдела строительства Северо-Кавказского филиала ФИО2 « ФИО2» по поручению руководства присутствовал в начале провер­ки, о проведении которой были заблаговре­менно извещены, но в последующем он ушел в отпуск и при окончании проверки не присутствовал, следовательно, своим правом на уча­стие в проверке ФИО1 не воспользовался.

В судебном заседании ФИО1 не отрицал, что недостатки, указан­ные в Акте проверки от <дата>, имели место, однако часть из них устранена, а недостатки, указанные в п.п. 3,4, внесены в рабочий проект, поэтому проведение государственной экспертизы в части внесенных в проект изменений не требова­лось, работа на кране вблизи с электроустановками согласована с ОАО «РЖД», имеются наряды-допуски, имеется протокол лабораторных исследований от <дата>, подтверждающий допустимые величины ЭПМ на СК «Новотек» по ул. <адрес>, 5, что при строительстве АБК они обоснованно отклонились от утвержденного про­екта, переместив стену АБК еще на 10 метров дальше от высоковольтной линии. Принадлежащей ОАО « РЖД».

Однако указанные доводы ФИО1 не состоятельны, поскольку необходи­мость проведения государственной экспертизы при внесении изменений в утвержденный проект предусмотрена п. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, при этом согласование отклонений от утвержденного проекта только с техническим заказчиком или владельцем высоковольтных линий не освобождает должностных лиц застройщика от административной ответственности, предусмотренной ст. 9.4 ч.1 КоАП РФ.

Доводы ФИО1 о том, что асбестовые трубы не были использованы при прокладке высоковольтных линий, что работы в охранной зоне ВЛ проводятся с исполь­зованием механизмов без нарушения технических правил и требований, также не состоя­тельны, т.к. допустимыми доказательствами они не подтверждаются.

Доводы жалобы ФИО1 о том, что за часть нарушений, указанных в акте проверки от <дата>, ответственность должен нести застройщик (ОАО « Чиркей-ГЭСстрой), что предусмотрено государственным контрактом от <дата> (п.<дата> и др.), также не могут быть приняты во внимание. Указанным государственным кон­трактом предусмотрена также обязанность государственного заказчика ФИО2 «ФИО2» контролировать безопасность строительства и соблюдение строительных регла­ментов, технических требований. Кроме того, указанная обязанность заказчика преду­смотрена также п.2 и п. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно указанным нормам права, строительный контроль проводится лицом, осу­ществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, ка­питального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании до­говора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной доку­ментации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капи­тального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляю­щим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществле­ния строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), дол­жен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конст­рукций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документа­ции. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен про­водиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопас­ность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документаци­ей, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопас­ностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения со­ставляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей ин­женерно-технического обеспечения.

В совокупности указанные нормы опровергают доводы ФИО1 об отсутст­вии вины технического заказчика и, в частности, его вины в установленных при проверке недостатках.

Доводы ФИО1 о том, что он не должен отвечать за указанные недостат­ки, поскольку ответственным за осуществление контроля при выполнении работ по го­сударственному заказу от <дата> назначен начальник отдела по административ­ной работе Уральского филиала ФИО2 Ю.М. на основании прика­за от <дата>, не состоятелен.

В деле имеется приказ по ФИО2 «Дирекция по строительству и эксплуатации объ­ектов Росграницы» (ФИО2), согласно которому ответственным за осуще­ствление строительного контроля указанного объекта был назначен в том числе ведущий инженер отдела по строительству ФИО1амзат ФИО4 ( л.д. 11), поэтому не­зависимо от привлечения других лиц к административной ответственности за допущен­ные при строительстве нарушения, ФИО1 является должностным лицом ФИО2 « ФИО2»(ст. 2.4 КоАП РФ), несущим ответственность за указанные нарушения, т.е. является субъектом данного административного правонарушения.

Из протокола об административном правонарушении от <дата> следует, что ФИО1 явился на составление протокола по уведомлению /<адрес>-В/6.3 от <дата>, переданное ему по месту работы, но от подписи в протоколе отказался, о чем указано в протоколе от <дата> (л.д. 3-6).

Из постановления о назначении административного наказания от <дата> в отношении ФИО1 также следует, что ФИО1 участвовал при состав­лении протокола, подписал его с оговоркой об отсутствии его вины и наличии вины ОАО « ЧиркейГЭСстрой» ( л.д. 3-8).

Следовательно, порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушен.

В решении суда от <дата> не указано, что ФИО1 принимал уча­стие при рассмотрении дела в районном суде, однако в жалобе на это решение и в судеб­ном заседании ФИО1 не отрицал, что его жалоба в районном суде была рас­смотрена с его участием, он давал объяснения по делу, представлял доказательства.

С учетом изложенного также прихожу к выводу, что права ФИО1 при рас­смотрении дела районным судом не были нарушены, дело рассмотрено с его участием.

Согласно ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановле­ние по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих реше­ний:

5) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

6) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное на­казание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого выне­сено постановление и пр.

Поскольку оснований для отмены решения районного судьи не имеется, оно подле­жит оставлению без изменения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е ШИЛ:

Решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> оста­вить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Верховного суда

Республики Дагестан ФИО3