ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2017 года, по делу №, г. Махачкала
Судья Верховного Суда Республики Дагестан ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Кавказского Управления Ростехнадзора (далее КУ «Ростехнадзор») ФИО9-Г.Г. от <дата> на решение судьи Кировского районного суда г. Махачкала от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в отношении ведущего инженера отдела строительства Северо-Кавказского филиала ФИО2 «ФИО2» ФИО1,
установил:
Постановлением заместителя руководителя КУ «Ростехнадзор» ФИО5-Г. от <дата> ведущий инженер отдела строительства Северо-Кавказского филиала ФИО2 «ФИО2» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. (л.д. 12-15).
ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Махачкалы с жалобой, в которой просил постановление отменить.
Определением Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> жалоба ФИО1 направлена в Кировский районный суд г. Махачкалы для рассмотрения по подсудности.
Решением судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РД, ФИО1 просит отменить постановление зам. руководителя КУ « Ростехнадзор» от <дата> и решение судьи от <дата>, ссылаясь на их незаконность, отсутствие его вины в совершении административного правонарушения.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал, представитель КУ «Ростехнадзора» ФИО6 возражала против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений, прихожу к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 ст. 9.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
3.1. В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
3.2. В случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции застройщиком или техническим заказчиком могут привлекаться на основании договора юридические лица в качестве лиц, осуществляющих отдельные этапы строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
7. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
9. Требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией;
2. Предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
3. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от <дата> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:
1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;
2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:
а) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строи
тельство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Ко
декса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;
б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предприни
мателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществ
ляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа госу
дарственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, на
правляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3
статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произо
шедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных право
вых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строитель
ства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений
обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие
нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружаю
щей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц,
государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение та
кого вреда;
3) основанием для проведения проверки помимо основания, указанного в
пункте 1 настоящей части, является:
а) программа проверок, разрабатываемая органом государственного строи
тельного надзора;
б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным пред
принимателем выданного органом государственного строительного надзора пред
писания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
6. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в период с <дата> по <дата> государственным инспектором отдела государственного строительного надзора по надзору за подъемными сооружениями ФИО7 проведена проверка объекта «Строительство морского пункта пропуска Махачкала» (здание административно-бытового корпуса- далее АБК), расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, ул. <адрес>, 5, в ходе которой были выявлены нарушения требований Раздела 2, Подраздел 1.1, 67-02-ПЗУ.1, ТОМ 2.1.1 Проектной документации, требований гл. III п. 8 и п. 10 постановления Правительства РФ от <дата>№ и других.
По результатам проверки был составлен Акт проверки от <дата> с указанными в акте нарушениями ( 6 пунктов) (л.д. 59-61).
Из материалов дела следует, что внеплановая проверка объекта «Строительство морского пункта пропуска Махачкала» была проведена по распоряжению ВРИО заместителя руководителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ( КУ «Ростехнадзор»), по согласованию с прокурором Прокуратуры Республики Дагестан Тархановым З.С. ( л.д. 21,25,26), т.е. порядок проведения проверки, предусмотренный указанной выше нормой права, нарушен не был. Основанием для проведения внеплановой проверки явилось сообщение госинспектора отдела ГСН и по надзору за ПС ФИО8 об имеющихся трещинах на несущих конструкциях административно-бытового корпуса (л.д. 19).
Довод ФИО1 о том, что он не присутствовал во время проведения проверки от <дата>, не имел возможности дать объяснения по поводу нарушений, не состоятелен, т.к. ФИО1 в судебном заседании не отрицал, что он как ведущий инженер отдела строительства Северо-Кавказского филиала ФИО2 « ФИО2» по поручению руководства присутствовал в начале проверки, о проведении которой были заблаговременно извещены, но в последующем он ушел в отпуск и при окончании проверки не присутствовал, следовательно, своим правом на участие в проверке ФИО1 не воспользовался.
В судебном заседании ФИО1 не отрицал, что недостатки, указанные в Акте проверки от <дата>, имели место, однако часть из них устранена, а недостатки, указанные в п.п. 3,4, внесены в рабочий проект, поэтому проведение государственной экспертизы в части внесенных в проект изменений не требовалось, работа на кране вблизи с электроустановками согласована с ОАО «РЖД», имеются наряды-допуски, имеется протокол лабораторных исследований от <дата>, подтверждающий допустимые величины ЭПМ на СК «Новотек» по ул. <адрес>, 5, что при строительстве АБК они обоснованно отклонились от утвержденного проекта, переместив стену АБК еще на 10 метров дальше от высоковольтной линии. Принадлежащей ОАО « РЖД».
Однако указанные доводы ФИО1 не состоятельны, поскольку необходимость проведения государственной экспертизы при внесении изменений в утвержденный проект предусмотрена п. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, при этом согласование отклонений от утвержденного проекта только с техническим заказчиком или владельцем высоковольтных линий не освобождает должностных лиц застройщика от административной ответственности, предусмотренной ст. 9.4 ч.1 КоАП РФ.
Доводы ФИО1 о том, что асбестовые трубы не были использованы при прокладке высоковольтных линий, что работы в охранной зоне ВЛ проводятся с использованием механизмов без нарушения технических правил и требований, также не состоятельны, т.к. допустимыми доказательствами они не подтверждаются.
Доводы жалобы ФИО1 о том, что за часть нарушений, указанных в акте проверки от <дата>, ответственность должен нести застройщик (ОАО « Чиркей-ГЭСстрой), что предусмотрено государственным контрактом от <дата> (п.<дата> и др.), также не могут быть приняты во внимание. Указанным государственным контрактом предусмотрена также обязанность государственного заказчика ФИО2 «ФИО2» контролировать безопасность строительства и соблюдение строительных регламентов, технических требований. Кроме того, указанная обязанность заказчика предусмотрена также п.2 и п. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно указанным нормам права, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В совокупности указанные нормы опровергают доводы ФИО1 об отсутствии вины технического заказчика и, в частности, его вины в установленных при проверке недостатках.
Доводы ФИО1 о том, что он не должен отвечать за указанные недостатки, поскольку ответственным за осуществление контроля при выполнении работ по государственному заказу от <дата> назначен начальник отдела по административной работе Уральского филиала ФИО2 Ю.М. на основании приказа от <дата>, не состоятелен.
В деле имеется приказ по ФИО2 «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФИО2), согласно которому ответственным за осуществление строительного контроля указанного объекта был назначен в том числе ведущий инженер отдела по строительству ФИО1амзат ФИО4 ( л.д. 11), поэтому независимо от привлечения других лиц к административной ответственности за допущенные при строительстве нарушения, ФИО1 является должностным лицом ФИО2 « ФИО2»(ст. 2.4 КоАП РФ), несущим ответственность за указанные нарушения, т.е. является субъектом данного административного правонарушения.
Из протокола об административном правонарушении от <дата> следует, что ФИО1 явился на составление протокола по уведомлению №/<адрес>-В/6.3 от <дата>, переданное ему по месту работы, но от подписи в протоколе отказался, о чем указано в протоколе от <дата> (л.д. 3-6).
Из постановления о назначении административного наказания от <дата> в отношении ФИО1 также следует, что ФИО1 участвовал при составлении протокола, подписал его с оговоркой об отсутствии его вины и наличии вины ОАО « ЧиркейГЭСстрой» ( л.д. 3-8).
Следовательно, порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушен.
В решении суда от <дата> не указано, что ФИО1 принимал участие при рассмотрении дела в районном суде, однако в жалобе на это решение и в судебном заседании ФИО1 не отрицал, что его жалоба в районном суде была рассмотрена с его участием, он давал объяснения по делу, представлял доказательства.
С учетом изложенного также прихожу к выводу, что права ФИО1 при рассмотрении дела районным судом не были нарушены, дело рассмотрено с его участием.
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
5) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
6) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление и пр.
Поскольку оснований для отмены решения районного судьи не имеется, оно подлежит оставлению без изменения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е ШИЛ:
Решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Дагестан ФИО3