Дело № 21-151 Судья – Фадеева Г.Г. |
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение судьи
по делу об административном правонарушении
город Мурманск | 11 мая 2017 года |
Судья Мурманского областного суда Маляр А.А., рассмотрев жалобу законного представителя акционерного общества «Ковдорский горно-обогатительный комбинат» ФИО1 на решение судьи Ковдорского районного суда Мурманской области от 16 марта 2017 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Мурманской области по делу об административном правонарушении от 01 февраля 2017 года № * юридическое лицо – акционерное общество «Ковдорский горно-обогатительный комбинат» (далее – АО «Ковдорский ГОК», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей.
Данное постановление обжаловано АО «Ковдорский ГОК» в судебном порядке.
Решением судьи Ковдорского районного суда Мурманской области от 16 марта 2017 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба АО «Ковдорский ГОК» - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, законный представитель АО «Ковдорский ГОК» ФИО1 просит решение судьи и постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие события и состава административного правонарушения, а также истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Приводит довод о том, что административным органом не доказано использование прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны реки Можель с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Указывает, что водоохранная зона реки Можель отмечена в графических материалах приложения к решению о предоставлении водного объекта в пользование от _ _ сентября 2014 года, водоохранные зоны водных объектов, находящихся в зоне влияния АО «Ковдорский ГОК», определены и согласованы уполномоченными органами проектом «Нормативов допустимых сбросов веществ и микрообранизмов» (приложение № 4), согласно которому водоохранную зону реки Можель хвостохранилище не затрагивает.
Утверждает, что хвостохранилище используется как гидротехническое сооружение и техногенное месторождение, что соответствует положениям части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, допускающим такую эксплуатацию в границах водоохранных зон.
Отмечает, что первое и второе поле хвостохранилища образованы до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, который применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Считает, что срок давности привлечения к административной ответственности истек, поскольку проект первого поля хвостохранилища создан в 1958 году, второго поля хвостохранилища - в 1972 году, в список объектов накопленного экологического ущерба хвостохранилища включены в 2013 году, в 2012-2016 годах в отношении АО «Ковдорский ГОК» проводились плановые проверки, которыми нарушение водоохраной зоны реки Можель не было установлено.
В судебное заседание не явились законный представитель юридического лица АО «Ковдорский ГОК», защитники Чемаров А.Ю., Марюткин М.В., Мурманский межрайонный природоохранный прокурор, представитель административного органа Управления Росприроднадзора по Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья областного суда, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В силу статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1).
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2).
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров (пункт 2 части 4).
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса (часть 11).
В границах водоохранных зон запрещаются размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов (пункт 2 части 15).
В силу части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации данные ограничения распространяются и на прибрежные защитные полосы.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1).
В силу пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах также водоохранных зон.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой Мурманской области в период с _ _ мая по _ _ июня 2016 года в отношении АО «Ковдорский ГОК» проведена проверка соблюдения Обществом требований в области охраны окружающей среды, установлено, что АО «Ковдорский ГОК» осуществляет деятельность в сфере добычи и обогащения руд редких металлов, добычи минерального сырья для химических производств и производства удобрений, подготовки участков для горных работ.
В результате хозяйственной деятельности АО «Ковдорский ГОК» на основании разрешения на эксплуатацию от _ _ октября 2013 года № * использует хвостохранилище на реке Можель, созданное в соответствии с проектным заданием от 1957 года, паспорт гидротехнического сооружения от _ _ апреля 1978 года, согласно которому оно расположено в долине р. Можель.
Согласно декларации безопасности гидротехнических сооружений хвостохранилища (2 поле) АО «Ковдорский ГОК» - хвостохранилище (2 поле) предназначено для складирования отходов комплексной переработки бадделеит-апатит-магнетитовой руды и отходов переработки хвостов мокрой магнитной сепарации 1 поля хвостохранилища, класс опасности хвостов – 4.
На основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от _ _ сентября 2014 года № * при осуществлении уставной деятельности осуществляет сброс сточных вод в реку Можель по выпуску № 6 с использованием водоотводящих сооружений: сброс осветленных фильтрационных вод и излишков из прудка второго поля хвостохранилища обогатительного комбината, поверхностных вод с водосборной площади после механической очистки во вторичном отстойнике осуществляется через выпуск № 6 по отводному каналу, совпадающему со старым руслом р. Можель (пункт 8 названного Решения).
В соответствии с пояснительной запиской к проектному заданию «Хвостовое хозяйство» (хвостохранилище на р. Можель) АО «Ковдорский ГОК (декабрь 1957 года), рассмотрено два варианта складирования хвостов в долине р. Можель - в нижнем створе в 3-х км от устья р. Можель (объем хвостохранилища составляет 54 млн. куб. при сроке эксплуатации 30 лет); в верхнем створе в 1,1 км выше первого створа (конечная отметка заполнения хвостохранилища 282 м, объем составляет 29 млн.куб.м, при сроке эксплуатации 16 лет).
На данных условиях площадки для складирования хвостов согласованы заключением государственного санитарного инспектора.
На момент проведения прокурорской проверки срок эксплуатации составил 36 лет, что превышает согласованный срок, при этом хвостохранилище (поле № 2) площадью 157,35 м? и хвостохранилище (поле №1) площадью 640 м? включены в перечень объектов накопленного экологического ущерба, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 29 марта 2013 года № 139-ПП/5.
Река Можель зарегистрирована в государственном водном реестре за номером * длиною 12 км, но в связи с размещением АО «Ковдорский ГОК» хвостохранилища на водном объекте, фактическая длина водотока реки Можель сокращена на 6 км, что подтверждено исследованиями ФГУП «***».
Ширина водоохраной зоны реки Можель составляет 100 метров, ширина прибрежной защитной полосы реки Можель – не менее 30 метров, что согласуется с параметрами, указанными в решении о предоставлении водного объекта в пользование от _ _ сентября 2014 года № *.
Река Можель впадает в реку Нижняя Ковдора (правый приток), площадь водосбора составляет 47,2 кв.км, при длине водного объекта равной 12 км, она с 1 км от устья зарегулирована системой отстойников АО «Ковдорский ГОК», с 8 км от устья сохраняется естественный режим реки, что подтверждается информацией ФГБУ «***».
Исток реки Можель находится в точке с координатами: ***, затем до 8 км от устья река Можель протекает в естественном режиме, а в первичный отстойник АО «Ковдорский ГОК» (поле № 1) река попадает в точке с координатами: ***, во вторичный отстойник, находящийся в 1,5 км от устья реки Можель (место впадения в реку Ковдора), река Можель впадает в точке с координатами: *** (поле № 2).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения Мурманским межрайонным природоохранным прокурором _ _ июня 2016 года в отношении Общества производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением должностного лица Управления Росприроднадзора по Мурманской области _ _ февраля 2017 года к административной ответственности.
Анализируя нарушения ограничений хозяйственной и иной деятельности при использовании прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны реки Можель, выявленные в ходе проверки, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что действия АО «Ковдорский ГОК» образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы о наличии в действиях АО «Ковдорский ГОК» события и состава инкриминируемого ему административного правонарушения подтверждаются исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные доводы о том, что хвостохранилища не затрагивают водоохранную зону реки Можель являлись предметом тщательной проверки судьи районного суда и обоснованно отклонены, путем соотнесения координат истока реки, отстойников АО «Ковдорский ГОК» и координат места накопленного экологического ущерба – хвостохранилище (поле 2, площадь 640 га), хвостохранилище (поле 1, площадь 157,35 га), установленных Постановлением Правительства Мурманской области от 29 марта 2013 года №139-ПП/5, топографической картой местности, представленной ФГУП «***».
Нахождение хвостохранилища в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе подтверждено вступившим в законную силу решением Ковдорского районного суда Мурманской области от 30 сентября 2016 года, которым на АО «Ковдорский ГОК» в числе прочего возложена обязанность разработать мероприятия по восстановлению прибрежной защитной и водоохраной зоны реки Можель, расположенной в границах хвостохранилища.
Доводы жалобы об отсутствии обязанности соблюдать установленные Водным кодексом Российской Федерации ограничения в отношении введенного до вступления его в законную силу в эксплуатацию хвостохранилища освобождение Общества от административной ответственности не влекут, поскольку на момент обнаружения административного правонарушения АО «Ковдорский ГОК» использовало хвостохранилище в хозяйственной деятельности, размещая в нем отходы, что обязывало его соблюдать действующее законодательство.
Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов определено частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, при этом срок эксплуатации, на основании которых согласованы площадки для складирования хвостов, истек.
Ссылка на то, что хвостохранилище используется как гидротехническое сооружение и техногенное месторождение, что допускается положениями части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, об отсутствии состава административного правонарушения не свидетельствует.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, к числу которых отнесено размещение объектов размещения отходов.
Исходя из положений пункта 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, а также положений статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" размещение отходов включает их хранение и захоронение, к специально оборудованным сооружениям, предназначенным для размещения отходов, относится хвостохранилище.
АО «Ковдорский ГОК» допускает размещение отходов комплексной переработки бадделеит-апатит-магнетитовой руды и отходов переработки хвостов мокрой магнитной сепарации в хвостохранилище, которое расположено в границах прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны реки Можель, что влечет административную ответственность по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению ограничений при использовании прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему административном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении АО «Ковдорский ГОК» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено правомочным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Нарушение АО «Ковдорский ГОК» водоохранного законодательства установлено в ходе проверки Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры _ _ июня 2016 года, на момент вынесения обжалуемого постановления срок давности не истек.
Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения и иных обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы по существу не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались судьей районного суда, эти доводы получили надлежащую правовую оценку в решении судьи, не согласиться с которой оснований не имеется.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу судьей не установлено и в жалобе не приведено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
При таком положении постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Мурманской области по делу об административном правонарушении от 01 февраля 2017 года № *, решение судьи Ковдорского районного суда Мурманской области от 16 марта 2017 года оставить без изменения, жалобу законного представителя акционерного общества «Ковдорский горно-обогатительный комбинат» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда А.А. Маляр