Судья Капустин О.А. Дело № 21-151/2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
5 апреля 2016 года г. Смоленск
Судья Смоленского областного суда Савушкина О.С., при секретаре Соломахиной О.А., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 17 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Фудстар» ФИО2,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды ФИО1 от 21 декабря 2015 г. директор ООО «Фудстар» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде <данные изъяты>.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 17 февраля 2016 года данное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Старший государственный инспектор Смоленской области в области охраны окружающей среды ФИО1 в жалобе на указанное решение просит его отменить, ссылаясь на наличие в действиях директора ФИО2 состава административного правонарушения.
Директор ООО «Фудстар» ФИО2 и должностное лицо о рассмотрении жалобы извещены надлежаще, в судебное заседание не явились.
Исследовав письменные материалы дела и изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Срок подачи рассматриваемой жалобы, установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ пропущен не был.
Из материалов дела усматривается, что в отношении ООО «Фудстар» должностными лицами Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии на основании приказа от 20 октября 2015 года с 02 по 18 декабря 2015 года проведена плановая выездная проверка в целях осуществления регионального государственного экологического надзора за полнотой и своевременностью мер, принимаемых объектом надзора в сфере охраны окружающей среды.
Основной вид деятельности ООО «Фудстар» - деятельность ресторанов и кафе.
Деятельность осуществляется в нежилых помещениях на основании договоров аренды от 18.07.2013 № 2/Д и № 2/ДК, заключенных с ОАО «Смолоблпассажиртранс», и от 27.12.2010 № 3080/11 – с администрацией города Смоленска; используются нежилые помещения, расположенные в зданиях по адресам: <...>
В результате проведенной проверки выявлены нарушения п. 1 ст. 19, ст. 14 Федерального закона № 89 от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления», приказ Минприроды № 30 от 16 февраля 2010 г. «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов»; Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»; Приказ Минприроды РФ от 01 сентября 2011 г. № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».
Согласно акту проверки в ООО «Фудстар»:
- не разработаны паспорта для отходов, относящихся к I классу опасности, - отработанных картриджей печатающих устройств с содержанием тонера менее 7%; утративших потребительские свойства клавиатуры, манипулятора «мышь» с соединительными проводами, мониторов компьютерных жидкокристаллических, системных блоков компьютера;
- не подтвержден класс опасности отходов, относящихся в соответствии Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. № 445, к группе отходов с наименованием «Отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий», класс которых необходимо подтверждать проведением лабораторно-аналитических исследований;
- в журнале, содержащем данные учета в области обращения с отходами, указаны не все отходы, образующиеся в результате ведения хозяйственной деятельности, а только те, на которые составлены паспорта опасных отходов, что искажает экологическую информацию;
- в предоставленном в Росприроднадзор 16 января 2015 года отчете по форме № 2-ТП (отходы) об образовании, использовании и обезвреживании и размещении отходов за 2014 год указаны только те отходы, на которые ООО «Фудстар» разработаны паспорта отходов I -IV классов опасности, без указания отходов образующихся в соответствии с заявленным видом деятельности, а также отходов V класса опасности.;
- в представленном расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 г. выбросы в атмосферный воздух посчитаны по недействующим на тот момент нормативам, т.е. без указания сверхлимитного выброса.
Единоличным исполнительным органом ООО «Фудстар» является директор.
Данную должность на основании приказа от 16 сентября 2013 года занимает ФИО2.
18 декабря 2015 года старший государственный инспектор Смоленской области в области охраны окружающей среды ФИО1 составила в отношении директора ФИО2 протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ, а 21 декабря 2015 года привлекла его к административной ответственности за указанное правонарушение.
Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статья 14 названного закона устанавливает требования к обращению с отходами I - V классов опасности и указывает, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1). Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется (п. 2). На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (п. 3). При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (п. 4).
В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
При проверке дела в порядке ст. 30.6 КоАП РФ судья районного суда, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришел к выводу об отсутствии достаточной совокупности доказательств для установления в действиях директора ООО «Фудстар» состава вменяемого административного правонарушения.
При этом судья правильно с учетом действующего законодательства исходил из того, что факт образования в процессе хозяйственной деятельности общества таких отходов, как картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные; утратившие потребительские свойства клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, мониторы компьютерные жидкокристаллические, системный блок компьютера на момент проведения проверки с очевидностью и бесспорностью не подтверждён; отсутствие доказательств наличия указанных отходов не свидетельствуют о необходимости разработки паспортов на данные виды отходов. В результате проведённой проверки было выявлено образование отходов, относящихся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённых приказом Роспотребнадзора № 445 от 18 июля 2014г. к группе отходов с наименованием «отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий» блока «Отходы потребления производственные и непроизводственные, материалы и изделия, утратившие потребительские свойства, не вошедшие в блоки 1-3.6-9», класс опасности, которых необходимо подтверждать. Однако данные отходы отнесены к V классу опасности, тогда как обязанность подтверждения класса опасности для указанных видов административным органом не обоснована. В ООО «Фудстар» ведётся журнал учёта образования и движения отходов, в который вносятся сведения об отходах, образующихся в результате ведения хозяйственной деятельности общества, на которые составлены паспорта опасных отходов. Сведения на отходы V класса опасности вносятся на основании договоров на вывоз ТБО, все необходимые сведения для заполнения данного журнала, содержатся в данных договорах, а также представлены расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчётный период 4 квартал 2014 года.
Выводы судьи должным образом мотивированы и основаны на материалах дела, а доводы жалобы должностного лица направлены на переоценку выводов судьи, не содержат указания на существенные нарушения процессуальных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении и в соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ не могут являться основанием к отмене решения по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах судья правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения судьи, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 17 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Фудстар» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды ФИО1 - без удовлетворения.
Судья О.С. Савушкина