ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-151/2022 от 01.06.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 21-151/2022 судья Орёл Ю.А.

69RS0036-01-2021-006195-77

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тверь 01 июня 2022 года

Судья Тверского областного суда Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Московского районного суда г. Твери от 24 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО «КРИКС» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО2 от 20 декабря 2021 года директор ООО «КРИКС» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

20 декабря 2021 года в отношении директора ООО «КРИКС» ФИО1 вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Московского районного суда г. Твери от 24 февраля 2022 года постановление должностного лица от 20 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО «КРИКС» ФИО1 и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 20 декабря 2021 года оставлены без изменения, жалоба директора ООО «КРИКС» ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что не согласен с выявленными при проверки должностным лицом нарушениями. Должностным лицом не выполнены требования КоАП РФ, обеспечивающие создание надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства, что повлекло нарушение процессуальных прав заявителя и не позволило в полном объеме установить фактические обстоятельства дела. Ссылаясь на ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ считает, что суд невнимательно рассмотрел доводы жалобы и не проверил дело в полном объеме.

Проверив материалы дела в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав директора ООО «КРИКС» ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Как следует из материалов дела, в период с 24 ноября 2021 года по 26 ноября 2021 года при проведении плановой выездной проверки, на основании решения о проведении плановой проверки Центрального управления Ростехнадзора от 18 ноября 2021 года, выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, принадлежащих ООО «КРИКС» - «Сеть газопотребления ООО «КРИКС».

26 ноября 2021 года в 15 часов 00 минут по адресу: юридическим лицом – ООО «КРИКС» допущены нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации вышеуказанного опасного производственного объекта, установленных ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, и иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности, а именно:

1. имеется отслоение и шелушение лакокрасочного покрытия наружного надземного газопровода, оборудования УГРШ;

2. не проводится техническое обслуживание и ремонт внутренних газопроводов и автоматика безопасности котельной (договором с АО «Газпром газораспределение Тверь» от 19 октября 2015 года данные виды работ не предусмотрены, собственная газовая служба на предприятии отсутствует);

3. не представлены технические (эксплуатационные) инструкции по режиму работы и безопасной эксплуатации наружных, внутренних газопроводов и газового оборудования котельной.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 06 декабря 2021 года уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении в отношении директора ООО «КРИКС» ФИО1 по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 20 декабря 2021 года начальником отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО2 вынесено постановление , которым директор ООО «КРИКС» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, а также вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Судья районного суда, проверяя законность и обоснованность оспариваемых постановления и представления должностного лица, пришел к выводу о наличии в действиях директора ООО «КРИКС» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Вместе с тем с постановленными по делу решениями нельзя согласиться по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения директора ООО «КРИКС» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, явилось нарушение обязательных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 6 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года , организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», должны:

выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;

обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией;

хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации;

в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие вправе для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления задействовать подрядную организацию.

Нарушение названного пункта Правил вменено заявителю в связи с выявленным отслоением и шелушением лакокрасочного покрытия наружного надземного газопровода, оборудования УГРШ.

Между тем, данный пункт не устанавливает никаких требований к состоянию лакокрасочного покрытия газопроводов. Должностным лицом административного органа не приведено никаких нормативных требований, из которых бы следовало, что отслоение и шелушение лакокрасочного покрытия не допускается.

Кроме того, не доказан сам факт наличия отслоения и шелушения лакокрасочного покрытия. Какие-либо бесспорные доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, Управлением не представлено надлежащих, полученных с соблюдением процессуальных требований, доказательств вмененного нарушения, что свидетельствует о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Кроме того, директору ООО «КРИКС» ФИО1 вменено нарушение, выразившееся в непредставлении технических (эксплуатационных) инструкций по режиму работы и безопасной эксплуатации наружных, внутренних газопроводов и газового оборудования котельной.

Согласно объяснениям директора ООО «КРИКС» ФИО1 соответствующая инструкция имеется и была представлена проверяющему в ходе проведения проверки, однако ее наличие в процессуальных документах не отражено.

В материалы дела представлена копия инструкции по режиму работы и безопасной эксплуатации наружных, внутренних газопроводов и газового оборудования котельной ООО «КРИКС», утвержденной директором Общества 21 января 2021 года, а также лист ознакомления с производственной инструкцией, где имеются подписи ответственных должностных лиц заявителя, выполненные 21 и 22 января 2021 года, что свидетельствует о фактическом наличии инструкции на момент проведения проверки, вследствие чего, вменение данного нарушения директору ООО «КРИКС» ФИО1 является необоснованным.

Также директору ООО «КРИКС» ФИО1 вменено нарушение, связанное с непроведением технического обслуживания и ремонта внутренних газопроводов и автоматика безопасности котельной (договором в АО «Газпром газораспределение Тверь» от 19 октября 2015 года данные виды работ не предусмотрены, собственная газовая служба на предприятии отсутствует).

Пунктом 6 Правил (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) установлено, что организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии.

В случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие вправе для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления задействовать подрядную организацию.

Вывод о несоблюдении данного требования сделан должностным лицом административного органа лишь на том основании, что Обществом не заключен договор с подрядной организацией на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления.

Вместе с тем, Управлением не принято во внимание и оставлено без должной оценки то, что в отличие от ранее действовавших Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года , утративших силу с 01 января 2021 года, обязывавших эксплуатирующую организацию заключить договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ (пункт 9), действующие в период проведения проверки и в настоящее время Правила указывают на наличие у эксплуатирующей организации права заключить такой договор, но не обязывают к этому, вследствие чего объективные данные, свидетельствующие о несоблюдении директором ООО «КРИКС» ФИО1 положений пункта 6 Правил по делу не установлены.

В материалах проверки отсутствуют сведения о том, что какое-либо оборудование, включенное в состав ОПО, находится в неисправном состоянии или в состоянии, требующем ремонта.

В судебном заседании директор ООО «КРИКС» ФИО1 пояснил, что необходимые работы по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования общество выполняет собственными силами. В материалы дела представлен трудовой договор от 19 октября 2015 года, заключенный между ООО «КРИКС» и ФИО3, принятым на должность инженера КИП и Авт, прошедшим проверку знаний Правил безопасности, безопасных приемов и методов работы, производственных инструкций и допущенным аттестационной комиссией ГАОУ ДПО Тверской области «Учебный центр службы занятости» к техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования, газопроводов, трубопроводов пара и горячей воды промпредприятии в качестве слесаря с правом выполнения газоопасных работ согласно производственной инструкции (протокол от 29 сентября 2021 года). Ранее указанное лицо также было допущено к выполнению указанных работ (удостоверение , выданное на основании протокола экзаменационной комиссии от 08 октября 2012 года ).

В Обществе имеется утвержденный руководителем график технического осмотра, ТО и ТР газового оборудования, УГРШ, газопроводов на 2021 год, предусматривающий выполнение всех необходимых работ по текущему ремонту и техническому обслуживанию газового оборудования (ежемесячно, ежедневно или раз в 2 дня - в зависимости от вида работ).

Фактическое выполнение данного графика подтверждено журналом учета технического обслуживания и ремонта оборудования котельной (начат 01 июня 2018 года) и оперативным журналом котельной (начат 01 июня 2018 года, окончен 24 декабря 2021 года), где отражены все виды выполняемых работ и результаты их выполнения.

Кроме того, на проведение отдельных видов работ (режимно-наладочных испытаний котлов) Общество заключило договор подряда от 11 января 2021 года со специализированной организацией ООО МП «Интеграл».

Учитывая отсутствие доказательств фактического невыполнения директором ООО «КРИКС» ФИО1 пункта 6 Правил № 531, а также то обстоятельство, что с 01 января 2021 года данные Правила не обязывают эксплуатирующую организацию заключить договор на техническое обслуживание с подрядной организацией, суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, которые послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

В силу положений части 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, постановление и представление должностного лица, решение судьи районного суда, вынесенные в отношении директора ООО «КРИКС» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, законными и обоснованными признать нельзя, они подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые акты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО2 от 20 декабря 2021 года и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 20 декабря 2021 года, решение судьи Московского районного суда г. Твери от 24 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО «КРИКС» ФИО1 отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены обжалуемые акты.

Судья Е.А. Каширская