ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-152/20 от 24.09.2020 Липецкого областного суда (Липецкая область)

6

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Долгова С.А. Дело № 21-152/2020

Р Е Ш Е Н И Е

24 сентября 2020 года город Липецк

Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г.Липецка от 14 августа 2020 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания",

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 10 июня 2020 года ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Согласно постановлению, в нарушение пункта 3 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пунктов 4-6 "Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду", утвержденного приказом Минприроды России от 4 марта 2016 года №66, ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания" не провело в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду на полигоне твердых бытовых отходов по адресу: <адрес>, и не предоставило до 15 января 2020 года отчет о результатах мониторинга в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора.

Решением судьи Октябрьского районного суда г.Липецка от 14 августа 2020 года постановление отменено с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе старший государственный инспектор Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 просит отменить решение судьи, настаивая на привлечении ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания" к административной ответственности. Доводы жалобы сводятся к обоснованию недоказанности факта консервации полигона твердых бытовых отходов, как необходимого условия, соблюдение которого погашает обязанность проводить мониторинг и предоставлять соответствующий отчет.

Выслушав старшего государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, поддержавшего жалобу, возражения руководителя ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания" ФИО2 и представителя предприятия по доверенности ФИО3, изучив материалы дела, признаю обжалуемое решение подлежащим отмене.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Собранные доказательства не являются достаточными для вывода об отсутствии состава вмененного административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 3 статьи 12 указанного Закона на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с "Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду", утвержденным приказом Минприроды России от 4 марта 2016 года № 66, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов (пункт 2).

Порядок мониторинга предназначен для использования собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальными органами и подведомственными организациями, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, заинтересованными в получении данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов (далее - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов) в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (пункт 4).

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа мониторинга) (пункт 5).

Результаты мониторинга оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным (пункт 6).

Действие Порядка мониторинга не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, в частности, на объектах размещения отходов, выведенных из эксплуатации (в том числе рекультивированных или законсервированных в соответствии с установленным порядком (пункт 3).

Как видно из материалов дела, на основании решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи в хозяйственное ведение ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» было передано государственное имущество - первая очередь полигона для твердых бытовых отходов, находящееся по адресу: <адрес> (кадастровый номер ).

В состав указанного объекта недвижимого имущества входят: карта №<данные изъяты> площадью застройки <данные изъяты> кв.м, дезинфицирующая ванна <данные изъяты> площадью застройки <данные изъяты> кв.м, подъездная автодорога <данные изъяты><данные изъяты>

Вывод судьи районного суда о прекращении эксплуатации указанного полигона твердых бытовых отходов, как об обстоятельстве, погашающем обязанность проводить мониторинг и предоставлять отчет, основан только на документации о несостоявшемся в июле 2018 года аукционе на право заключения договора его аренды с целью централизованного сбора и захоронения твердых коммунальных отходов <данные изъяты>

С таким выводом согласиться нельзя, поскольку аукцион проводился с целью эксплуатации полигона по назначению, как действующего объекта для размещения твердых бытовых отходов.

Соответственно, сам по себе факт признания аукциона несостоявшимся не свидетельствует о юридическом и (или) физическом выведении полигона их эксплуатации.

Согласно выписке из ЕГРН, указанный полигон учтен как действующий объект размещения твердых бытовых отходов <данные изъяты>

Представленная ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания" выкопировка из реестра содержит следующие сведения: "Полигон не эксплуатируется. Консервация с 2019 года" <данные изъяты>

Вместе с тем, какие-либо доказательства фактической консервации полигона отсутствуют, и согласно поступившему в Липецкий областной суд сообщению заместителя начальника Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 21 сентября 2020 года, Управление не располагает документами о консервации объекта с кадастровым номером: .

Кроме того, вышеуказанная отметка о консервации полигона с 2019 года не позволяет определить и время прекращения эксплуатации (консервации) полигона, что также имеет существенное значение, поскольку мониторинг должен проводиться за период, предшествующий выведению полигона из эксплуатации (консервации), в том числе, если такой период составляет менее одного года.

Действующим законодательством установлен специальный порядок выведения объектов размещения отходов из эксплуатации и их консервации.

В частности, соответствующие правила предусмотрены ГОСТ Р 56598-2015 (раздел 7 "Требования к закрытию и рекультивации полигонов"), приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15 сентября 2016 года №614 "Об исключении объектов размещения отходов из государственного реестра объектов размещения отходов", СП 2.1.7.1038-01 (пункты 5.8,5.9,5.10,5.12), однако применительно к вопросу о соблюдении данных правил доказательства и сведения истребованы не были, и юридическая оценка действиям ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания" не дана.

Довод представителей ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания" о том, что предприятие не является эксплуатантом полигона, и в этой связи не обязано проводить мониторинг и предоставлять отчет, признается несостоятельным, поскольку положения вышеприведенных нормативных актов в соответствующей части распространяются на собственников объектов размещения отходов, а также на лиц, во владении или в пользовании которых они находятся.

Поскольку все обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного рассмотрения дела не установлены, с учетом оставшегося срока давности (статья 4.5 КАП РФ) обжалуемое решение подлежит отмене с направлением дела в тот же суд на новое рассмотрение в порядке главы 30 КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Октябрьского районного суда г.Липецка от 14 августа 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания" отменить.

Дело направить в тот же суд на новое рассмотрение в порядке главы 30 КоАП РФ.

Судья Букреев Д.Ю.