УИД 69RS0014-02-2019-002780-57
Дело № 21-153/2020 судья Колесникова Н.А.
РЕШЕНИЕ
29 июня 2020 г. г. Тверь
Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сенкевич С.С., действующего по доверенности № от 11 октября 2019 г. в интересах Шеляпина Ю.Е., на постановление главного государственного инспектора в Конаковском районе по использованию и охране земель, начальника Конаковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области № от 04 октября 2019 г., решение судьи Конаковского городского суда Тверской области от 25 мая 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шеляпина Юрия Ефимовича,
установил:
постановлением главного государственного инспектора в Конаковском районе по использованию и охране земель, начальника Конаковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее – Управление Росреестра по Тверской области) ФИО1№ от 04 октября 2019 г. Шеляпин Ю.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей (т. 1 л.д. 4-11).
Не согласившись с указанным постановлением, Шеляпин Ю.Е. обжаловал его в Конаковский городской суд Тверской области (т. 1 л.д. 1-3).
Решением судьи Конаковского городского суда Тверской области от
25 мая 2020 г. вышеуказанное постановление № от 04 октября 2019 г. оставлено без изменения, жалоба Шеляпина Ю.Е. – без удовлетворения (т. 2 л.д. 153-165).
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, Сенкевич С.С., действующий в интересах Шеляпина Ю.Е., просит вышеуказанные решения отменить и производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств. В обоснование жалобы указывает, что объекты (бани в количестве 6 штук), возведенные на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, используются Шеляпиным Е.Ю. для собственных нужд, нужд его семьи и рабочих, а не в коммерческих целях. Расположенные на земельных участках мангалы, лодки, шезлонги, арка, оформленная цветами, являются движимым имуществом и к вопросу о размещении бань и беседок не имеют отношения. При этом 65% территории указанных земельных участков засеяны газонной и полевой травой, цветами, что можно отнести к садоводчеству, выращиванию цветочных культур, которые напрямую отнесены к разрешенному виду использования сельскохозяйственных земель.
Полагает, что при принятии решения не было учтено, что Шеляпин Ю.Е. неоднократно обращался в администрацию г. Конаково с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельных участках с кадастровыми номерами № и № путем включения в границы <адрес>. Согласно ответам администрации г. Конаково его заявления будут рассмотрены в соответствии с действующим законодательством и в рамках чего администрацией заключен муниципальный контракт от 02 декабря 2019 г. № 11, согласно которому изменение вида разрешенного использования данных участков включены в работы по этому контракту.
Со ссылкой на ответ начальника землеустройства и мониторинга земель Управления Росреестра по Тверской области № указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № в земли сельскохозяйственных угодий не входят, а потому строительство на землях сельскохозяйственного назначения, не являющихся сельскохозяйственными угодьями, допускается при соблюдении градостроительных регламентов.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером № в собственности администрации г. Конаково, и согласно ответу администрации г. Конаково от 30 октября 2019 г. № на земельном участке с кадастровым номером № разрешено строительство беседок, бань, сараев, кемпингов, на которые не требуется разрешения в случае, если такие сооружения носят вспомогательный характер (т. 2 л.д. 172-173).
В судебное заседание Шеляпин Ю.Е. при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела (т. 2 л.д. 192, 194), не явился, в связи с чем на основании части 2 статьи 25.1, пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, признаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, доводы жалобы, защитника Сенкевич С.С., действующего по доверенности в интересах Шеляпина Ю.Е., поддержавшего жалобу по доводам в ней изложенным, представителя Управления Росреестра по Тверской области Ермишину С.П., критиковавшую доводы жалобы, оснований к отмене состоявшихся по делу решений не усматриваю.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в числе которых - земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1).
Согласно пункту 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. № 540 (далее - Классификатор).
В силу пункта 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков (24 декабря 2014 г.), признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).
В силу части 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ одной из обязанностей собственников земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из приведенных выше положений следует, что целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может быть использован им только в соответствии с установленным назначением. Отклонение от этих признаков в процессе использования земли указывает на совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 12 августа 2019 г. с 10 часов 00 минут до 10 часов 45 минут на основании распоряжения Управления Росреестра по Тверской области № от 20 июня 2019 г. должностным лицом Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области проведена внеплановая документарная и выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства РФ Шеляпиным Ю.Е. в отношении земельного участка с кадастровым номером № категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м и земельного участка с кадастровым номером № категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м (т. 1 л.д. 38-41).
По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен Акт № от 12 августа 2019 г., из содержания которого следует, что на указанных земельных участках расположены хозяйственные постройки, а именно: на земельном участке с кадастровым № расположены 2 деревянных двухэтажных строения; на земельном участке с кадастровым номером № расположены 4 деревянных двухэтажных строения, 4 беседки, скамейки, шезлонги и береговые укрепления (пирс) – т. 1 л.д. 62-65.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления государственным инспектором в Конаковском районе по использованию и охране земель, ведущим специалистом-экспертом Конаковского отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО2 протокола об административном правонарушении от 18 сентября 2019 г. (т. 1 л.д. 18-21) и вынесения постановления от 04 октября 2019 г. о привлечении Шеляпина Ю.Е. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ (т. 1 л.д. 4-11).
При рассмотрении жалобы заявителя судья городского суда пришел к выводам о доказанности факта нарушения Шаляпиным Ю.Е. норм земельного законодательства, законности и обоснованности постановления должностного лица административного органа и отказал Шеляпину Ю.Е. в удовлетворении жалобы об отмене приведенного постановления должностного лица.
Вопреки доводам жалобы не соглашаться с вышеизложенными мотивированными и обоснованными выводами оснований не усматриваю.
Факт совершения Шеляпиным Ю.Е. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно:
постановлением администрации Конаковского района Тверской области об образовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения № от 17 декабря 2014 г. (т. 2 л.д. 76-78);
выпиской из ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером № (дата присвоения номера 02 сентября 2014 г.), расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» (т. 1 л.д. 34-36);
копией договора аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка, от 22 декабря 2014 г., заключенного между администрацией Конаковского района (арендодатель) и коллективным хозяйством «Шошинское» из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, предоставленного в целях: для ведения сельского хозяйства (пункт 1.1 договора) - т. 2 л.д. 112-119;
копией договора цессии от 13 февраля 2015 г., заключенного между коллективным хозяйством «Шошинское» и Шеляпиным Ю.Е. из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, предоставленного в целях: для ведения сельского хозяйства (т.1 л.д. 54-56);
выпиской из ЕГРП от 29 мая 2019 г. на земельный участок с кадастровым номером № (дата присвоения номера 01 сентября 2014 г.), расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» (т. 1 л.д. 31-33);
копией договора купли-продажи доли земельного участка (<данные изъяты> долей), заключенного между Коллективным хозяйством «Шошинское» и Шеляпиным Ю.Е. от 13 февраля 2015 г. с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства (пункт 1 договора) – т. 2 л.д. 59-61;
свидетельством о государственной регистрации права от 27 марта 2015 г., согласно которому земельный участок с кадастровым номером № принадлежит Шеляпину Ю.Е. на праве собственности (запись №) – т. 1 л.д. 53;
распоряжением заместителя руководителя Управления Россреестра по Тверской области № от 20 июня 2019 г. о проведении внеплановой проверки в рамках государственного земельного надзора (т. 1 л.д. 12-14);
актом проверки от 12 августа 2019 г. № со схематическим чертежом и обмером границ земельного участка, с фоторотаблицами согласно которых, на земельном участке с кадастровым номером № расположены 2 деревянных двухэтажных строения, на земельном участке с кадастровым номером № расположены 4 деревянных двухэтажных строения, 4 беседки, скамейки, шезлонги и береговые укрепления (пирс), что не соответствует разрешенному виду использования данных участков – для ведения сельского хозяйства (т.1 л.д. 62-65, 66-67, 68-75);
CD-диском с фототаблицами земельных участков с кадастровыми номерами № и № (т. 2 л.д. 142);
предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 12 августа 2019 г. №, выданным Шеляпину Ю.Е. (т.1 л.д. 76-78);
протоколом об административном правонарушении от 18 сентября 2019 г. №, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ в отношении Шеляпина Ю.Е., составленным с участием защитника Данилкиной В.А., действующей по доверенности от 10 августа 2019 г. № (т.1 л.д. 87-90), а также иными доказательствами.
Представленные доказательства оценены должностным лицом административного органа и судьей городского достаточности, в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что на землях сельскохозяйственного назначения, не входящих в состав сельскохозяйственных угодий, допускается строительство при соблюдении градостроительных норм, основаны на неверном толковании действующего законодательства, и потому подлежат отклонению.
Исходя из системного толкования положений пункта 2 части 1 статьи 40, пункта 2 статьи 77 ЗК РФ, пунктов 1, 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство на землях сельскохозяйственного назначения, не являющихся сельскохозяйственными угодьями, допускается при соблюдении требований градостроительного законодательства, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным видом использования.
Достоверных доказательств того, что Шеляпиным Ю.Е. требования действующего законодательства были соблюдены, не имеется.
Доказательств того, что постройки, возведенные на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, в соответствии с Классификатором содержание вида разрешенного использования - сельскохозяйственное использование включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, используются для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства, не представлено.
Ответы, направленные в адрес Шеляпина Ю.Е. на его обращения начальником землеустройства и мониторинга земель Управления Росреестра по Тверской области № (т. 1 л.д. 37) и заместителем главы администрации г. Конакова от 30 октября 2019 г. № (т. 1 л.д. 174-176), в силу статьи 26.2 КоАП РФ допустимо и достоверно обстоятельства законного возведения построек на землях сельскохозяйственного назначения не подтверждают.
Доводы заявителя о том, что указанные строения используются Шеляпиным Ю.Е. в личных нуждах, нуждах его семьи и рабочих, не свидетельствуют о незаконности постановленных по делу решений, поскольку указанные обстоятельства правового значения для правильной квалификации инкриминируемого Шеляпину Ю.Е. правонарушения не имеют.
Ссылка подателя жалобы на то, что 65% земель используются под садоводчество и выращивание цветочных культур, не опровергает факт нарушения Шаляпиным Ю.Е. требований земельного законодательства.
То обстоятельство, что Шеляпин Ю.Е. неоднократно обращался в администрацию г. Конаково с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельных участках с кадастровыми номерами № и №, а также заключение муниципального контракта от 02 декабря 2019 г. № не указывает на отсутствие в действиях Шеляпина Ю.Е. вмененного правонарушения, выявленного 12 августа 2019 г. уполномоченными должностными лицами по результатам проверки соблюдения земельного законодательства. Данные о том, что на 12 августа 2019 г. категория указанных земельных участков изменялась в установленном порядке, отсутствуют.
Доводы жалобы, что земельный участок с кадастровым номером № в собственности администрации Конаковского района, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу статьи 42 ЗК РФ Шеляпин Ю.Е., не являющийся собственником земельного участка, но владеющий им на законных основаниях, обязан использовать его в соответствии с его целевым назначением.
Иные доводы настоящей жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение законность привлечения Шеляпина Ю.Е. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Несогласие заявителя с такой оценкой не является достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа и судьей городского суда допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода должностного лица и судьи городского суда о доказанности вины Шеляпина Ю.Е. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Административное наказание назначено Шеляпину Ю.Е. в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Шеляпина Ю.Е. вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Порядок привлечения Шеляпина Ю.Е. к административной ответственности соблюден.
Таким образом, оснований для отмены принятых по делу решений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора в Конаковском районе по использованию и охране земель, начальника Конаковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области № от 04 октября 2019 г., решение судьи Конаковского городского суда Тверской области от 25 мая 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в отношении Шеляпина Ю.Е. оставить без изменения, жалобу защитника Сенкевич С.С., действующего по доверенности в интересах Шеляпина Ю.Е., – без удовлетворения.
Судья И.В. Яшина