Председательствующий по делу Дело № 7-21-153/2016
судья Санданова Д.Б.
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Забайкальского краевого суда Карабельский А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите 25 апреля 2016 года жалобу представителя директора ООО «ТракИмпорт» ФИО1 – ФИО2 на решение судьи Читинского районного суда Забайкальского края от 12 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, в отношении директора ООО «ТракИмпорт» Рулевского В,В.,
установил:
постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае № 76-15/447 от 24 ноября 2015 года директор ООО «ТракИмпорт» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Читинского районного суда Забайкальского края от 12 февраля 2016 года вышеназванное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением, представитель директора ООО «ТракИмпорт» ФИО1 – ФИО2 обратился с жалобой, в которой просит решение судьи отменить, принять по делу новое решение, которым постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав представителя Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю ФИО3, прихожу к следующему.
Согласно ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в силу части 4 статьи 5 которого единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 названного Федерального закона установлено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение положений вышеназванных норм Центральным Банком Российской Федерации утверждена вступившая в силу с 01.10.2012 Инструкция № 138-И, главой 9 которой установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам) на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки.
Согласно пункту 1.5 Инструкции № 138-И справка о подтверждающих документах отнесена к форме учета по валютным операциям.
В соответствии с пунктом 9.1 Инструкции № 138-И при исполнении обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту иным способом, отличным от исполнения обязательств в виде расчетов.
По смыслу данного пункта, иным способом, отличным от исполнения обязательств в виде расчётов является любой другой способ платежа отличный от операций перевода средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации резидентом в пользу нерезидента, или поступления средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в пользу резидента от нерезидента.
Как усматривается из материалов дела, по контракту № МСR-0314 от 30.03.2014 стороны 01.10.2014 оформили акт приёма-передачи векселя, согласно которому компания Novotrade Group Limited передала, а ООО «ТракИмпорт» приняло, в счёт оплаты услуг по контракту № МСR-0314 простой вексель Сберегательного банка России, выданный 05.09.2013 на сумму <данные изъяты>.
Следовательно, Общество в качестве средства платежа в безналичной форме использовало вексель, что относится к валютным операциям.
Согласно требованиям пункта 9.2.1 Инструкции № 138-И справка о подтверждающих документах и документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту, предоставляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска товаров, проставляемых должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней.
В силу пункта 9.2.2 Инструкции ЦБ РФ № 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представляются резидентом в Банк паспорта сделки в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
Таким образом, учитывая дату оформления акта приёма-передачи векселя – 01.10.2014, справку о подтверждающих документах и указанный акт в качестве документа, свидетельствующего об исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту, надлежало Обществу представить в уполномоченный банк не позднее 25.11.2014. Однако названные документы были представлены лишь 12.03.2015, то есть с нарушением срока на 68 дней (более чем на 30 дней).
Согласно ст. 25 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты, нарушившие положения актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом следует понимать, в том числе, руководителя и других работников иных организаций, совершивших административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Согласно уставу ООО ТракИмпорт», руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества – директором ФИО1 (л.д. 68).
У ФИО1 имелась возможность предоставить формы учета и отчетности в установленные сроки по проведенной валютной операции.
Таким образом, директором ООО «ТракИмпорт» ФИО1, на которого возложена обязанность по предоставлению необходимых документов, совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Вина ФИО1 в совершении данного административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 10.11.2015; актом приёма-передачи векселя от 10.10. 2014; копией векселя № 0114108 серия ВД; ведомостью банковского контроля по ПС от 17.04.2014; контрактом МСR от 30.03.2014 и дополнительными соглашениями к нему; справками о подтверждающих документах (от 12.03.2015); информацией Банка России о признаках нарушений валютного законодательства за март 2015.
Довод жалобы о том, что у Общества не возникла обязанность предоставлять справку, поскольку расчёты производились исключительно способом, указанным в контракте, а в силу п. 9.1 и 9.2.2 Инструкции обязанность по предоставлению документов возложена только в случае, если расчета по контракту произведён иным способом, подлежит отклонению.
В силу статьи 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» данный федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 140 ГК РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
При этом согласно статье 862 ГК РФ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (пункт 1). Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в пункте 1 настоящей статьи (пункт 2).
Согласно ст. 815 ГК РФ вексель удостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в нем плательщика (переводной вексель) уплатить по наступлении срока определенную сумму денег держателю.
Вексель не входит в указанный в ст. 862 ГК РФ перечень форм расчетов, однако осуществление расчетов в безналичной форме путем использования векселей не противоречит законодательству.
Как указывалось выше, по смыслу пункта 9.1 Инструкции № 138-И, способом, отличным от исполнения обязательств в виде расчётов является любой другой способ платежа отличный от операций перевода средств в иностранной валюте, а не способ расчёта по договору купли-продажи, произведённый сторонами фактически и при этом совпадающий (либо отличный от него) с видом расчёта, указанным в контракте, как ошибочно полагает представитель ФИО1
Данных, указывающих на отсутствие необходимости предоставлять подтверждающие документы, материалы дела не содержат.
Обстоятельств, исключающих согласно статьям 2.9 и 24.5 КоАП РФ производство по делу, и которые могли бы являться основанием для отмены вынесенных по делу об административном правонарушении судебных актов, не установлено.
Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюден.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае № 76-15/447 от 24 ноября 2015 года, решение Читинского районного суда Забайкальского края от 12 февраля 2016 года оставить без изменения, жалобу представителя директора ООО «ТракИмпорт» ФИО1 – ФИО2 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст.30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья Забайкальского краевого суда А.А. Карабельский