ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1547/19 от 20.08.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья Волчихина М.В. дело №21-1547/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красногорск,

Московская область 20 августа 2019 года

Судья Московского областного суда Суханова И.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБУ СОШ «Горки» ФИО1, действующей на основании доверенности, на решение Видновского городского суда Московской области от 27 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Горки»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Московской области в области охраны окружающей среды ФИО2<данные изъяты> от <данные изъяты> юридического лица – Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Горки» (далее – ГБОУ СОШ «Горки», Учреждение) было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.

Решением начальника Управления государственного экологического надзора Министерства экологии и природопользования Московской области ФИО3 от 24 апреля 2019 года постановление должностного лица от 26 февраля 2019 года оставлено без изменения.

Решением Видновского городского суда Московской области от 27 июня 2019 года указанное выше акты оставлены без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Не согласившись с решением городского суда, защитник юридического лица ФИО1 принесла жалобу, в которой просила решение городского суда отменить, указывая на необходимость применения положений ст. 2.7 КоАП РФ, так как ФГБОУ СОШ «Горки» нарушив вмененные ему требования закона, действовало в состоянии крайней необходимости. В случае признания наличия в действиях Учреждения состава административного правонарушения, просит о снижении размера назначенного административного штрафа.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника Жердева Д.Е., суд второй инстанции оснований для отмены решения по делу об административном правонарушении не усматривает.

Из материалов дела следует, что <данные изъяты> в 15 часов 00 минут по адресу: <данные изъяты>А, в ходе рассмотрения материалов Видновской городской прокуратуры Московской области от 07 декабря 2018 года №26ВХ-41780 по вопросу проверки достоверности сведений, представленных для получения права пользования недрами (лицензия на водопользование) допущено нарушение, а именно: пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

В ходе проверки установлено, что на территории ФГБУ СОШ «Горки» находится артезианская скважина, которая обеспечивает водой жилые дома на территории Ленинского и Домодедовского района.

На момент осмотра установлено, что ВЗУ расположен в одноэтажном здании состоящего из трех помещений. В основном помещении расположены два центробежных насоса в рабочем состоянии. Во втором помещении находится скважина с глубинным насосом, в рабочем состоянии. В третьем помещении расположена электрощитовая с распределительным щитком. Водозаборная скважина находится на балансе образовательного учреждения.

Санитарная зона вокруг здания огорожена забором, территория освещается. На территории имеются два резервуара с водой, люки резервуаров закрыты на замки.

Таким образом, ФГБУ СОШ «Горки» допущено нарушение требований ст.11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. №2395-1 «О недрах», а именно: пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

По данному факту в отношении юридического лица было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно ст.11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Вопреки доводам жалобы, вина юридического лица в совершении вмененного правонарушения, как обоснованно и мотивированно указал городской суд, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении; протоколом об осмотре; копией паспорта разведочно-эксплуатационной скважины на воду №1; перечнем недвижимого имущества закрепляемого на праве оперативного управления за ГОУ; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; выпиской из ЕГРЮЛ и иными доказательствами, оцененными судом в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, в связи с чем, суд второй инстанции считает привлечение юридического лица к ответственности правомерным и обоснованным.

Решения суда и должностного лица по жалобе, постановление по делу об административном правонарушении основаны на материалах дела, мотивированы, не противоречат положениям КоАП РФ.

Сроки давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены в соответствии с требованиями ст.4.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что артезианская скважина находится на балансе Учреждения, которое осуществляет пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

При этом у ФГБУ СОШ «Горки» имелась возможность для соблюдения требований законодательства по получению соответствующей лицензии. Доказательств обратному не представлено, равно как не представлено и сведений, свидетельствующих о принятии юридическим лицом всех зависящих от него мер, в том числе подготовка и направление документов для получении лицензии на право пользования недрами, для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, действия ФГБУ СОШ «Горки» по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ квалифицированы правильно, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями законодательства в области природопользования, а доводы жалобы аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки и были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.

Обстоятельства, при которых Учреждением было совершено данное административное правонарушение, и его действия не отвечают условиям, при наличии которых согласно ст. 2.7 КоАП РФ возникает состояние крайней необходимости.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ, процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта, не установлено, оснований для отмены по доводам жалобы не имеется.

Вместе с тем довод жалобы о назначении ФГБОУ СОШ «Горки» чрезмерно сурового наказания заслуживает внимания.

На основании ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3 ст.4.1 КоАП РФ).

В силу ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

Санкцией ч.1 ст.7.3 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Учреждения, не установлено.

Таким образом, с учетом характера и обстоятельств совершенного ФГБУ СОШ «Горки» противоправного деяния, имеются основания для применения положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, назначении Учреждению наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.

Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Московской области в области охраны окружающей среды ФИО2 №202045/75/2018 от 26 февраля 2019 года, решение начальника Управления государственного экологического надзора Министерства экологии и природопользования Московской области ФИО3 от 24 апреля 2019 года и решение Видновского городского суда Московской области от 27 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Горки» – изменить, снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей до 400 000 (четырехсот тысяч) рублей, в остальной части постановление, решение должностного лица, решение городского суда – оставить без изменения, жалобу – удовлетворить частично.

Судья подпись И.Н. Суханова

Копия верна.

Судья: секретарь: