Судья Ашуркова А.П. дело № 21-1559/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя МБУ г.о. Сызрань «Благоустройство» Антиловой И.В. на решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 28 сентября 2018 года, которым оставлено без изменения постановление главного государственного инспектора в г.о. Сызрань и м.р. Сызранский по использованию и охране земель Казаковой Е.Г. от 06 сентября 2018 г. о привлечении юридического лица МБУ г.о. Сызрань «Благоустройство» к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора в г.о. Сызрань и м.р. Сызранский по использованию и охране земель Казаковой Е.Г. от 06.09.2018 г. юридическое лицо МБУ г.о. Сызрань «Благоустройство» привлечено к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель МБУ г.о. Сызрань «Благоустройство» по доверенности Антилова И.В. обратилась в суд с жалобой, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
По результатам рассмотрения жалобы, 28 сентября 2018 года Сызранским городским судом Самарской области вынесено указанное выше решение.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, представитель МБУ г.о. Сызрань «Благоустройство» по доверенности Антилова И.В. ссылается на незаконность и необоснованность привлечения МБУ г.о. Сызрань «Благоустройство» к административной ответственности, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. Кроме того, указывает на допущенные при производстве по делу процессуальные нарушения, и полагает, что при рассмотрении жалобы не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. При этом в обоснование своей жалобы указывает, что юридическое лицо не является субъектом правонарушения, поскольку не наделено правом распоряжения земельными участками для погребения умерших. В соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельный участок с кадастровым номером 63:08:0110004:1 находится в муниципальной собственности и числится в составе муниципальной казны, проект границ данного земельного участка утвержден постановлением Администрации, однако фактическая площадь земельного участка, используемого для кладбища «Фомкин сад», составляет 448398,0 кв.м., т.к. к указанному земельному участку пригорожен земельный участок без кадастрового номера площадью 73140,0 кв.м., который относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Также заявитель полагает, что истек срок давности привлечения к административной ответственности. Просит состоявшиеся по делу постановление административного органа и решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав доводы представителя МБУ г.о. Сызрань «Благоустройство» Антиловой И.В. в поддержание жалобы, возражения представителя Управления Росреестра Самарской области Ахмадулина С.В., прихожу к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст.2.1 КоАП РФ).
Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ч.1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
В силу ст. 25 Земельного кодекса РФ права, на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК. возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ к правоустанавливающим документам на земельный участок относятся документы, которые закрепляют основания возникновения гражданских прав и обязанностей, и оформленные с учетом требований (особенностей) земельного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Согласно ст. 7.1 КоАП РФ Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объект правонарушения – общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона правонарушения представляет собой активные действия по: самовольному занятию земельного участка, которое выражается в фактическом завладении земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.; использованию земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Данное правонарушение имеет формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования собственно на земельный участок; на хозяйственную деятельность в пределах его границ.
Правоустанавливающие документы на земельный участок закреплены в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
Право на земельный участок возникает с момента регистрации прав на него, если иное не установлено законом. Государственная регистрация земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Осуществление хозяйственной и иной деятельности основывается на правовом режиме земель, который предусмотрен ЗК РФ.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом. Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из представленных материалов дела и установлено судом первой инстанции, при проведении проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в том числе в части исполнения требований земельного законодательства на территории кладбища «Фомкин сад», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:08:0110004:1 площадью 375258,0 кв.м., местоположением: Самарская область, г. Сызрань, Фомкин сад, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объектом коммунального хозяйства «кладбище Фомкин сад», основанием для которой послужили поступившие от заместителя прокурора г.Сызрани Самарской области материалы проверки в рамках исполнения поручения прокуратуры самарской области от 03.10.2017 г., было установлено, что фактическая площадь земельных участков, используемых дл размещения кладбища «Фомкин сад» составляет 448398,0 кв.м. Таким образом, к земельному участку с кадастровым номером 63:08:0110004:1 площадью 375258,0 кв.м. примыкает земельный участок без кадастрового номера площадью 73140.0 кв.м., права на использование земельного участка отсутствуют, документы о правах на земельный участок на оформлялись.
Также, согласно сведениям Государственного фонда данных, Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права на земельный участок площадью 73140,0 кв.м., без кадастрового номера, по адресу: Самарская область, г, Сызрань, район Фомкин сад, для размещения кладбища, не оформлены.
Таким образом, земельный участок площадью 73140,0 кв.м., без кадастрового номера, используется без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок, чем нарушены требования ст. ст. 25 и 26 Земельного кодекса РФ.
Согласно имеющихся сведений земельные участки - с кадастровым номером 63:08:0110004:1 площадью 375258,0 кв.м., местоположением: Самарская область, г. Сызрань, Фомкин сад, и земельный участок площадью 73140,0 кв.м.. без кадастрового номера, по адресу: Самарская область, я. Сызрань, район Фомкин сад, являются землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Занятый МБУ «Благоустройство» г.о. Сызрань земельный участок без кадастрового номера площадью 73140,0 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, в районе «Фомкин сад», для кладбища, не сформирован, сведения о нем в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, кадастровая стоимость его не определена.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Указанные обстоятельства дела и вина МБУ «Благоустройство» г.о. Сызрань в совершении данного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами. В свою очередь, доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по недопущению выявленного правонарушения суду апелляционной инстанции не представлено.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются вышеуказанными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Ссылка заявителя в жалобе на истечение срока давности привлечения МБУ «Благоустройство» г.о. Сызрань к административной ответственности является ошибочной, поскольку совершенное административное правонарушение относится к длящимся, выявлено административным органом 01.08.2018 года, постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица вынесено 06.09.2018 г., таким образом, срок давности привлечения МБУ «Благоустройство» г.о. Сызрань к административной ответственности соблюден.
Доводы, приведенные в жалобе заявителя о том, что МБУ «Благоустройство» г.о. Сызрань субъектом вмененного правонарушения не является, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств относительно обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с процессуальным законом, а потому не могут служить поводом к отмене судебного решения.
Вопреки доводам жалобы, суд всесторонне, полно и объективно рассмотрел дело в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях, тщательно исследовал все доказательства, представленные сторонами, дал им надлежащую оценку, указав мотивы и основания, по которым им приняты во внимание одни доказательства и отвергнуты другие доказательства.
В целом доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Административное наказание МБУ «Благоустройство» г.о. Сызрань назначено в пределах санкции ст.7.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения МБУ «Благоустройство» г.о. Сызрань к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу постановления административного органа и решения судьи, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ :
Постановление главного государственного инспектора в г.о. Сызрань и м.р. Сызранский по использованию и охране земель Казаковой Е.Г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 06 сентября 2018 г., предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ в отношении МБУ г.о. Сызрань «Благоустройство» и решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 28 сентября 2018 года оставить без изменения.
Жалобу представителя МБУ г.о. Сызрань «Благоустройство» Антиловой И.В. - без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков