ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-155/20 от 17.09.2020 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 21-155/2020 г.

Судья Ермолаев А.А.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Липецкого областного суда Жукова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке жалобу главы администрации городского поселения города Данков ФИО1 на решение судьи Данковского городского суда Липецкой области от 13 августа 2020 года, которым постановлено:

Жалобу ФИО1 о признании незаконным постановления от 09.06.2020 о привлечении заявителя к ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в 15 000 рублей оставить без удовлетворения.

Постановление госинспектора Данковского, Лебедянского и Краснинского районов Липецкой области по пожарному надзору ФИО2 от 09.06.2020 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ- без изменения.

Исследовав материалы дела, судья

УСТАНОВИЛА:

Постановлением государственного инспектора Данковского, Лебедянского и Краснинского районов Липецкой области по пожарному надзору от 09.06.2020 года глава администрации городского поселения города Данков ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Решением судьи Данковского городского суда Липецкой области от 13 августа 2020 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба главы администрации городского поселения города Данков ФИО1- без удовлетворения.

В жалобе глава администрации городского поселения города Данков ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и решение Данковского городского суда Липецкой области от 13 августа 2020 года, ссылаясь на то, что:

государственным инспектором не предоставлено данных о том, какие именно здания на территории г.Данкова не обеспечено пожарными гидрантами;

территория города обеспечена гидрантами в соответствии с предъявляемыми требованиями;

администрация г. Данкова не имеет правовых оснований для установки пожарных гидрантов на водопроводных сетях, которые переданы Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области;

должностным лицом, ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения является заместитель главы администрации, что отражено в его должностной инструкции.

Выслушав объяснения защитника ФИО1 по доверенности ФИО3, поддержавшей доводы жалобы, возражения против жлобы должностного лица, вынесшего постановление ФИО2, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 и частями 3 - 8 статьи 20.4 данного Кодекса.

Частью 2 вышеуказанной статьи устанавливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В этой же статье дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. п. 8, 9 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно статье 19 Федерального закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Правительством Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

В силу пункта 19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.

Пунктом 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Пунктом 1 ст. 63 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Согласно п. 2 ст. 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В силу ст. 62 Федерального закона N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (п. 3).

В соответствии со ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. ч. 2, 3 ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ).

Согласно пункту 8.6 "СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 178), Пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части.

Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Допускается установка гидрантов на тупиковых линиях водопровода с учетом указаний п. 8.4 и принятием мер против замерзания воды в них.

Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более указанной в п. 9.11 по дорогам с твердым покрытием.

Расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов по ГОСТ 8220.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения плановой выездной проверки в отношении администрации городского поселения города Данков в период с 21 апреля 2020 года с 12 ч. 30 мин до 14 ч. 35 мин., были выявлены нарушения требований Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 «О противопожарном режиме», Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которые отражены в акте № 42 от 23.04.2020 года, а именно установлено, что:

в нарушение ст. 62, 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п.8.6 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения», расстановка пожарных гидрантов городского поселения г. Данков не обеспечивает пожаротушение любого здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов, с учётом прокладки рукавных линий;

в нарушение п. 19, п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, территория городского поселения <адрес> не очищена от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

Выявленные в ходе проверки указанные нарушения послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления от 09 июня 2020 года, которым глава администрации городского поселения <адрес> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к указанной статье следует, что под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.

Таким образом, орган местного самоуправления, обязан принимать меры по соблюдению требований и правил противопожарной безопасности на территории мунципального образования.

Должностным лицом администрации городского поселения <адрес>, а именно его главой ФИО1, такие обязанности не были исполнены.

Должностное лицо административного органа пришел к выводуо доказанности вины главы администрации городского поселения города Данков ФИО1 в совершении всех вмененных ему нарушений, указав, что данным должностным лицомне были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований пожарной безопасности, за нарушение которых положениями КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Суд верно признал установленной вину главы администрации городского поселения <адрес> ФИО1 в нарушении ст. 62, 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п.8.6 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения», которое выражается в том, что расстановка пожарных гидрантов городского поселения г.Данков не обеспечивает пожаротушение любого здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов, с учётом прокладки рукавных линий.

Данное нарушение также подтверждается письмом от 20.04.2020 г. ГУ МЧС России по Липецкой области, согласно которому источники наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с п.8.6 СП 8.13130.2009 отсутствуют на следующих улицах: <адрес> <адрес><адрес> (л.д.14)

При этом суд правильно признал необоснованным довод главы администрации городского поселения города Данков ФИО1 о том, что администрация не вправе осуществлять расстановку пожарных гидрантов на водопроводных сетях, которые ей не принадлежат, поскольку водопроводные сети на территории городского поселения переданы в собственность Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области.

Суд верно указал, что поддержание находящихся на территории городского поселения средств пожаротушения в исправном состоянии является публично - правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления, что предусмотрено п.1, п. 2 ст. 63 Федерального закона N 123-ФЗ, в связи с чем деятельность по определению количества пожарных гидрантов, необходимых на территории городского поселения г.Данков для обеспечения требований пожарной безопасности и, в частности, п.8.6 Свода правил (обеспечение тушения любого здания не менее чем двумя гидрантами) является обязанностью администрации городского поселения.

В тоже время, суд пришел к верному выводу о том, что не доказана вина ФИО1 во вмененном ему нарушении п. 19, п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, которое выражается в том, что территория городского поселения <адрес> не очищена от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности

Ни в акте от 42 от 23.04.2020 г, составленном по итогам проверки, ни в последующем при производстве дела об административном правонарушении (ни в протоколе, ни в постановлении), не указана точно территория населенного пункта и конкретное место, на котором не была произведена уборка от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, не приложены фотографии, подтверждающие данные обстоятельства и позволяющие определить это место.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку по имеющимся в деле доказательствам невозможно установить место совершения вменяемого в вину ФИО1 указанного выше нарушения и конкретизировать его, то данное нарушение надлежит исключить из его вины.

Так как часть вменяемых в вину ФИО1 нарушений нашла свое подтверждение, то назначенное ему минимальное наказание снижению не подлежит. Оно является справедливым, соразмерным содеянному и отвечает целям административного наказания, установленным ст. 3.1 КоАП РФ.

Поскольку в силу в силу части 1 статьи 38 Федерального закона РФ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несет руководитель органов местного самоуправления, а согласно п.5 ч.7 ст.39 Устава городского поселения город Данков глава администрации обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, к каковым относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского поселения, то вывод суда о том, что ФИО1 как глава администрации городского поселения город Данков, является надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

С учетом вышеизложенного полагаю, что постановление государственного инспектора Данковского, Лебедянского и Краснинского районов Липецкой области по пожарному надзору от 09.06.2020 года и решение судьи Данковского городского суда Липецкой области от 13 августа 2020 года надлежит изменить, исключив из обвинения ФИО1 нарушение им требований п. 77, п. 19 Правила противопожарного режима в Российской Федерации, выражающиеся в том, что территория городского поселения <адрес> не очищена от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. В остальной части указанные акты надлежит оставить без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья

Р Е Ш И Л А:

Постановление госинспектора Данковского, Лебедянского и Краснинского районов Липецкой области по пожарному надзору ФИО2 от 09.06.2020 и решение судьи Данковского городского суда Липецкой области от 13 августа 2020 года, принятое по жалобе главы администрации городского поселения города Данков ФИО1 на данное постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, изменить.

Исключить из обвинения главы администрации городского поселения города Данков ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение им требований п. 77, п. 19 Правила противопожарного режима в Российской Федерации, выражающиеся в том, что территория городского поселения <адрес> не очищена от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

В остальной части постановление и решение оставить без изменения.

Судья (подпись) Н.Н.Жукова

Копия верна Судья

Секретарь