Дело № 21-155/2021
Судья: Николаев Г.А.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
26 апреля 2021 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО1 на решение судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 19 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 КоАП РФ, в отношении директора ООО «...» ФИО2,
у с т а н о в и л:
постановление заместителя руководителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12 октября 2020 года директор ООО «...» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 25 ноября 2020 года постановление заместителя руководителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 9 октября 2020 года оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 18 января 2021 года решение судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 25 ноября 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 19 февраля 2021 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, руководитель Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО1 просит решение судьи отменить. В обоснование жалобы указывает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения является необоснованным. По мнению заявителя жалобы, невыполнение требований абзаца 2 пункта 4, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, возлагающих на субъекты рынков электрической энергии обязанность направить в органы государственной власти сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию, является нарушением порядка опубликования, в связи с чем, образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает, что наличие в материалах дела резолютивной части постановления КоАП РФ не предусмотрено и ее отсутствие не может являться процессуальным нарушением.
В судебное заседание директор ООО «...» ФИО2 не явился. Защитник ФИО2 - Ширяев С.Н. просил оставить решение судьи без изменения по доводам, изложенным в отзыве. Указал, что Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2021 года решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 24 декабря 20220 года о признании незаконным и отмене постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12 октября 2020 года о привлечении ООО «...» к ответственности по ст. 9.15 КоАП РФ оставлено без изменения.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
ООО «...» оказывает услуги по передаче электрической энергии и раскрывает информацию о своей деятельности для обеспечения к ней доступа неограниченного круга лиц на официальном сайте http://yes21.ru.
В ходе систематического наблюдения и анализа за исполнением обязательных требований, установленных Стандартами № 24 за 1 полугодие 2020 года установлено, что по состоянию на 23 сентября 2020 года в нарушение абзаца 2 пункта 4 Стандартов № 24 ООО «...» не сообщило в Госслужбу о раскрытии на официальном сайте Общества ранее опубликованной информация о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения, не включаемых в плату за технологическое присоединение (подпункт «б» пункта 19), о возможности подачи заявки на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения, к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно посредством официального сайта сетевой организации (подпункт «к» пункта 19), о лицах, намеревающихся перераспределить максимальную мощность принадлежащих им энергопринимающих устройств в пользу иных лиц (подпункт «р» пункта 19).
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения ведущим специалистом-экспертом отдела регулирования цен потребительского рынка и контрольно-аналитической работы Госслужбы в отношении директора ООО «...» протокола об административном правонарушении от 01 октября 2020 года № 47.А по статье 9.15 КоАП РФ, а также вынесения постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 9.15 КоАП РФ (л.д. 41, 26).
Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО2 состава вмененного административного правонарушения. При этом исходил из того, что не направление информации об опубликовании сведений не может являться основанием для вывода о неисполнении ФИО2 обязанности по опубликованию обязательной информации, равно как и о нарушении порядка опубликования такой информации, Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам не представлено доказательств, достоверно подтверждающих неисполнение ФИО2 обязанности по раскрытию информации либо нарушении порядка ее раскрытия; приводимый административным органом довод о не направлении директором ООО «...» ФИО2 в установленный п. 4 Стандарта раскрытия информации № 24 срок сведений об опубликовании информации, не исключает при этом надлежащее исполнение ФИО2 обязанности по опубликованию информации. Также суд пришел к выводу о том, что должностным лицом допущено процессуальное нарушение, поскольку в материалах дела отсутствует резолютивная часть постановления от 9 октября 2020 года о привлечении ФИО2 к административной ответственности.
Выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти утверждают стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» в соответствии со ст. 21 Федерального закона № 35-ФЗ, ст.ст. 8 и 8.1 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» утверждены стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, которые устанавливают требования к составу раскрываемой информации, а также сроки раскрытия информации.
Пунктами 1, 2 Стандартов № 24 раскрытия информации разъяснено, что под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.
В силу пункта 3 Стандартов № 24 раскрытия информации информация субъектами рынков электрической энергии раскрывается путем: а) опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания); б) опубликования в электронных средствах массовой информации; в) предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; г) направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 настоящего документа; д) опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Пунктами 12, 19 Стандартов № 24 раскрытия информации предусмотрен перечень информации, подлежащей раскрытию сетевой организацией.
Согласно пункту 4 Стандартов № 24 субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети «Интернет», где информация размещается в полном объеме.
Субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования. Субъекты естественных монополий, являющиеся субъектами рынков электрической энергии, направляют информацию в Федеральную антимонопольную службу.
Из постановления усматривается, что директору ООО «...» ФИО2 вменяется не направление Обществом в адрес Госслужбы информации о раскрытии на официальном сайте Общества ранее опубликованной информации, в установленный срок. При этом факт своевременного и в полном объеме размещения информации административным органом не отрицается.
Между тем, не направление информации об опубликовании сведений не может являться основанием для вывода о неисполнении Обществом обязанности по опубликованию обязательной информации, равно как о нарушении порядка опубликования такой информации.
Как верно указал суд первой инстанции, объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, является нарушение порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Не направление Обществом в установленный п. 4 Стандартов № 24 раскрытия информации срок сведений об опубликовании информации в уполномоченный орган, не относится к нарушению порядка, способов или сроков опубликования информации, поскольку неисполнение данного требования не исключает при этом надлежащее исполнение Обществом обязанности по опубликованию информации.
Доказательства обращения административного органа в адрес Общества с письменным запросом о предоставлении сведений об опубликовании информации, подлежащей раскрытию, до фиксации факта правонарушения, в материалах дела отсутствуют, что исключает вменение Обществу в вину нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу.
При изложенных обстоятельствах, судья районного суда пришел к верному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае в деянии директора ООО «...» ФИО2 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.15 КоАП РФ.
Также является обоснованным и вывод суда о том, что должностным лицом было допущено нарушение ст. 29.11 КоАП РФ, поскольку из оспариваемого постановления следует, что резолютивная часть постановления была оглашена 9 октября 2020 года, постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2020 года, при этом в материалах дела отсутствует резолютивная часть постановления от 9 октября 2020 года.
В силу положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Согласно постановлению о назначении административного наказания, 9 октября 2020 года была объявлена резолютивная часть постановления, мотивированное постановление составлено 12 октября 2020 года. Однако в материалах дела резолютивная часть постановления отсутствует. Доводы жалобы должностного лица о том, что КоАП РФ не предусматривает наличие в материалах дела резолютивной части постановления основаны на неправильном субъективном толковании норм действующего административного законодательства, в связи с чем подлежат отклонению.
Кроме того, доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены ст. 29.10 КоАП РФ.
В силу п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были нарушены должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем объективная сторона вмененного ФИО2 административного правонарушения ни в протоколе, ни в постановлении по делу об административном правонарушении должным образом не описана.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, выражается, в нарушении порядка, способа и сроков опубликования информации, либо предоставление заведомо ложной информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
При описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено ФИО2, должностное лицо фактически ограничилось указанием на то, что в ходе систематического наблюдения и анализа за исполнением обязательных требований, установленных Стандартами № 24 за 1 полугодие 2020 года, установлено, что по состоянию на 23 сентября 2020 года ООО «...» в Госслужбу не сообщено о раскрытии на официальном сайте общества ранее опубликованной информации.
ФИО2 вменяется нарушение требований абзаца 2 пункта 4 Стандартов № 24, в соответствии с которым общество должно было направить сведения о месте опубликования информации в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Однако сведений о том, когда была опубликована та или иная информация на официальном сайте ООО «...», в какие сроки должна была быть представлена информация в Госслужбу по конкурентной политике и тарифам ни протокол об административном правонарушении, ни постановление по делу об административном правонарушении не содержат..
При таких обстоятельствах решение судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 19 февраля 2021 года отмене, в т.ч. по доводам жалобы, не подлежит.
Вместе с тем имеются основания для изменения решения судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 19 февраля 2021 года.
Пунктом 5 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении в постановлении должны быть указаны основания прекращения.
Между тем, прекращая производство по делу, судья Урмарского районного суда Чувашской Республики в резолютивной части решения не указал основания прекращения производства по делу.
Однако из мотивировочной части решения усматривается, что постановление должностного лица подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях директора ООО «...» ФИО2 состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, решение судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики подлежит изменению путем дополнения резолютивной части указанием на прекращение производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 19 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 КоАП РФ, в отношении директора ООО «...» ФИО2 изменить путем дополнения резолютивной части указанием на прекращение производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В остальной части указанное решение оставить без изменения, жалобу руководителя Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Решение05.05.2021