Судья Ващенко С.С. Дело № 21-156/2022
РЕШЕНИЕ
г. Симферополь 07 февраля 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «КС2020» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «КС2020» ФИО1 на решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 03 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «КС2020» (далее – ООО «КС2020» либо Общество),
установил:
постановлением ведущего специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№/ОГ/2020 ООО «КС2020» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.8.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 руб.
В порядке пересмотра дела по ООО «КС2020» на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Алуштинского городского суда Республики Крым 03 ноября 2021 года постановлено решение, которым в удовлетворении жалобы ООО «КС2020» отказано, а постановление должностного лица надзорного органа оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи городского суда и постановлением уполномоченного лица административного органа, представитель ООО «КС2020» ФИО2 подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил решение судьи городского суда как незаконное отменить, вернуть дело на новое рассмотрение. В обоснование указанно, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя Общества ФИО2, поддержавшего жалобу, проверив в полном объеме материалы дела, изучив жалобу, прихожу к следующему
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ч.5 ст.8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ч.1, 2 ст.56 Водного кодекса Российской Федерации, сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч.17 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации, в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются размещение отвалов размываемых грунтов.
Основанием для привлечения ООО «КС2020» к административной ответственности по ч.5 ст.8.13 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) поступило обращение граждан с приложенным фотоматериалом (вх. № — ОГ от ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу складирования (сброса) отходов в море на пляже самосвалами, в районе <адрес>.
На основании приказа руководителя Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№ и в целях проверки доводов, указанных в обращении граждан, специалистами Управления проведено обследование акватории и водоохранной зоны Черного моря, по адресу. <адрес>.
По результату рейдового обследования установлено, что в водоохранной зоне акватории Черного моря, на земельном участке с угловыми точками географических координат точка №, точка №, точка №, точка №, расположенного по адресу <адрес>, установлен факт складирование отходов производства и потребления - отходы грунта при проведении земляных работ, обшей площадью 12,4 м2, средней толщиной стоя 1,5 м2.
В ходе обследования вышеуказанной территории и акватории Черного моря установлено, что при волнении моря отходы (отходы грунта при проведении земляных работ) поступают в акваторию Черного моря, вследствие чего усматриваются признаки загрязнения акватории Черного моря отходами производства и потребления. <адрес>.
Согласно экспертным заключениям ФГБУ «Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море» от ДД.ММ.ГГГГ, сброшенный грунт является отходом 5 класса опасности, плотность которого составляет 2,5 г/см3 (2,5 т/м3), в исследуемой части акватории Черного моря были выявлены превышения по содержанию взвешенных веществ в 5 раз, площадь загрязнённой акватории составила 1703 м2 (экспертное заключение, с приложением материалов лабораторного исследования содержится в деле №).
Также в адрес Управления поступило письмо из Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Минприроды Крыма) (№ от ДД.ММ.ГГГГ) об установлении факта складирования грунта, образовавшегося в процессе выполнения землеройных работ.
Согласно письму и приложений к нему (акта рейдового осмотра, обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицы к акту рейдового осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ№) в период с 14 час. 10 мин. по 15 час. 00 мин. при обследовании территории, расположенной по адресу: <адрес> зафиксирован факт проведения землеройных работ по планированию территории указанного участка с использованием тяжелой техники. Грунт, образовавшийся в процессе выполнения указанных работ на земельном участке, находящегося по адресу: <адрес> вывозился и складировался на территории пляжной карты (непосредственно на участке пляжной зоны), находящейся на территории ООО «Пансионат «Береговой». Площадь складированного грунта на пляжной зоне, на момент обследования (ДД.ММ.ГГГГ), составила 200 м2. Для транспортировки грунта использовались две автомашины типа «самосвал» марки КамАЗ с госномерами «<данные изъяты>», «№
Также ДД.ММ.ГГГГ в адрес Крымского отдела государственного надзора на море Управления из ОЭБиПК России по г. Алуште поступили материалы проверки, зарегистрированных в КУСП ОМВД России по г. Алуште за № от ДД.ММ.ГГГГ (вх. №ДД.ММ.ГГГГ) по обстоятельствам незаконного отвала грунта на территорию пляжной карты в районе пансионата «Береговой».
Согласно которым, установлено следующее.
Сотрудниками полиции входе осуществления мониторинга в группе «Черный список» в социальной сети «VК» была обнаружена публикация о факте сброса грунта на территорию пляжа на набережной Малого Маяка (МО г. Алушта Республики Крым). Сотрудниками полиции, в рамках проведения оперативно - профилактических мероприятий, на пляже пансионата «Береговое» обнаружен сброс грунта. В ходе проведенных оперативно-профилактических мероприятий установлено, что ФИО4, который имеет в собственности земельный участок по адресу: <адрес>, и который на основании плана земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного управлением градостроительства и архитектуры, утвержденного постановлением администрации г. Алушты от ДД.ММ.ГГГГ№, приступил к земляным работам на вышеуказанном участке, о чем ДД.ММ.ГГГГ направил главе администрации города Алушты соответствующее письмо.
ФИО4 поручил директору ООО «КС2020» ФИО5 нанять грузовые машины для вывоза скального грунта с земельного участка по адресу: <адрес>. В результате чего последний нанял трех водителей на автомобилях «КамАЗ». Руководство пансионата «Береговое» обратилось к директору ООО «КС2020» ФИО5 с письменной просьбой осуществить сброс вышеуказанного грунта на пляж, который находится в аренде пансионата «Береговой», на что последний дал свое согласие.
Руководство пансионата «Береговое» для вышеуказанных целей сняло ограду вышеуказанного пляжа для обеспечения подъезда грузовых автомашин с целью облегчения осуществления сброса грунта на пляжную зону. После чего, нанятыми водителями был осуществлен сброс грунта на пляжную зону.
Как следует из фотоматериала, приложенного к материалам проверки, при сбросе грунта на пляжную зону, часть грунта поступала в акваторию Черного моря. В связи с тем, что загрязнение водных объектов, отнесенных к местам массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах, является нарушением требований п.2 ст.56, п.17 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 № 74-ФЗ.
Данные обстоятельства следуют из материалов дела об административном правонарушении.
Постановлением ведущего специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «КС2020» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.8.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 руб. (Т.I, л.д.47-56).
03 ноября 2021 года судьей Алуштинского городского суда Республики Крым вынесено решение, которым указанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, а жалоба ООО «КС2020» - без удовлетворения.
Вместе с тем, имеются основания для отмены решения судьи городского суда ввиду следующего.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Исходя из положений п.1, 2 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен принять меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Определением судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 октября 2021 года дело об административном правонарушении в отношении ООО «КС2020» принято к производству и назначено рассмотрение на 15 час. ДД.ММ.ГГГГ (Т.II, л.д.3).
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре – ноябре 2021 г.» установлены нерабочие дни с 30 октября по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что 03 ноября 2021 года судья городского суда рассмотрел дело об административном правонарушении в отсутствие законного представителя либо представителя ООО «КС2020».
Кроме того, из материалов дела и решения судьи городского суда следует, что от представителя ООО «КС2020» в адрес городского суда поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное тем, что Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ с 30 октября по ДД.ММ.ГГГГ включительно установлены нерабочие дни.
В судебном решении судьи городского суда в удовлетворении ходатайства отказано.
Однако рассмотрение дела в отсутствие законного представителя либо представителя ООО «КС2020», существенно нарушает право на защиту, что не дало представителю возможности воспользоваться такими правами, как представлять доказательства, документы в обоснование своих доводов, представлять аргументированные объяснения.
Данные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении судьей первой инстанции процессуального порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело было рассмотрено судьей первой инстанции в отсутствие законного представителя либо представителя ООО «КС2020», без учета положений Указа Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 г. № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 г.».
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в настоящее время не истек.
При таких обстоятельствах решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 03 ноября 2021 года подлежит отмене, а дело направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
Иные доводы, изложенные в жалобе, подлежат разрешению в ходе нового рассмотрения дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «КС2020» ФИО1 удовлетворить,
решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 03 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «КС2020», отменить
и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд со стадии рассмотрения.
Судья В.В. Агин