ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-157/2016 от 25.05.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 21-157/2016 судья Москалев Ю.Н.

РЕШЕНИЕ

25 мая 2016 года город Тверь

Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации Лесного района ФИО1 на решение судьи Лесного районного суда Тверской области от 19 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации лесного района Тверской области,

установил:

постановлением начальника отдела судебных приставов по Максатихинскому и Лесному районам УФССП России по Тверской области от 16 сентября 2015 года администрация Лесного района Тверской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 104-106).

Решением судьи Лесного районного суда Тверской области от 19 апреля 2016 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба администрации Лесного района Тверской области – без удовлетворения (л.д. 138-142).

В жалобе защитник администрации Лесного района Тверской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 просит решение суда отменить и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что судом не учтено отсутствие денежных средств бюджета Лесного района на своевременное исполнение решения суда, а также незаконность установления в требовании от 24 апреля 2016 года судебным приставом-исполнителем нового срока исполнения решения суда, в силу того, что подобные решения судебного пристава-исполнителя должны быть вынесены в форме постановления. Полагает, что 17 апреля 2016 года (момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора) истек срок привлечения к административной ответственности. Считает, что в действиях администрации Лесного района отсутствуют виновные действия, которые могут быть расценены как событие административного правонарушения (л.д. 144-148).

Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав ФИО1, поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, считаю, что постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании следующего.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Как установлено ч. 2 ст. 105 указанного Федерального закона, при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 113 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 03 апреля 2015 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа от 29 декабря 2014 год об обязании администрации Лесного района Тверской области организовать перевозку учащегося <данные изъяты>ФИО4 предназначенным для этого транспортом до общеобразовательной организации и обратно в период учебного процесса в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу. Постановление, в котором срок добровольного исполнения составлял 5 дней, был вручен должнику 09 апреля 2015 года (л.д. 96-97).

В отдел судебных приставов 13 апреля 2015 года поступило письмо Главы Лесного района ФИО5 о том, что решение суда не исполнено в связи с материальными трудностями. Вместе с тем, в Лесной районный суд Тверской области было подано заявление об отсрочке исполнения решения суда, в удовлетворении которого 16 апреля 2015 года судом было отказано (л.д. 46, 51-53).В связи с неисполнением решения суда 17 апреля 2015 года вынесено постановление о взыскании с администрации Лесного района Тверской области исполнительского сбора в размене <данные изъяты> рублей (л.д. 98, 99). Требование об исполнении решения суда в 10-дневный срок (то есть до 05 мая 2015 года) вручено 24 апреля 2015 года (л.д. 100).

В установленный судебным приставом-исполнителем срок до 05 мая 2015 года должником - администрацией Лесного района Тверской области, - решение суда, содержащее требования неимущественного характера, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, исполнено не было. В отношении администрации Лесного района Тверской области 09 сентября 2015 года был составлен протокол об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 88,89).

Начальником отдела судебных приставов по Максатихинскому и Лесному районам УФССП России по Тверской области 16 сентября 2015 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым администрация Лесного района Тверской области признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 104-106).

Рассматривая жалобу на постановление должностного лица и отказывая в ее удовлетворении, судья районного суда пришел к выводу о правомерности привлечения к административной ответственности администрации Лесного района Тверской области по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

С постановлением от 16 сентября 2015 года и решением судьи районного суда от 19 апреля 2016 года согласиться нельзя, поскольку при рассмотрении дела существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, и данное обстоятельство не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принцип справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Так, доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что в установленный срок судебным приставом-исполнителем невозможно было исполнить требование, так как вопросы, связанные с бюджетным финансированием на приобретение автотранспорта, выполнением мероприятий по согласованию школьного маршрута, надлежащим образом должностным лицом не проверены и в постановлении им правовая оценка не дана.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст.ст. 1.5, 24.1, 26.1 КоАП РФ, полагаю, что выводы должностного лица административного органа о виновности администрации Лесного района Тверской области в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, основаны на неполном исследовании юридически значимых обстоятельств, и потому не может быть признано обоснованным и подлежит отмене.

Оснований к направлению дела на новое рассмотрение не имеется, так как срок привлечения к административной ответственности истек.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, год со дня совершения правонарушения.

Из представленных документов усматривается, что постановление об установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа – 10 дней, то есть до 05 мая 2015 года, получены администрацией Лесного района Тверской области 24 апреля 2015 года, следовательно, срок привлечения к административной ответственности истек 06 мая 2016 года.

Доводы настоящей жалобы о недоказанности вины Администрации во вмененном правонарушении не подлежат рассмотрению по существу, поскольку в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица обсуждаться не может.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника отдела судебных приставов по Максатихинскому и Лесному районам УФССП России по Тверской области от 16 сентября 2015 года, решение судьи Лесного районного суда Тверской области от 19 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Лесного района Тверской области – отменить.

Производство по делу прекратить по п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – за истечением срока давности привлечения к ответственности.

Судья И.В. Яшина