Судья Пак В.В. Дело № 7-21-1583
РЕШЕНИЕ
19 декабря 2016 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев жалобу главы и. о. администрации городского округа Большой Камень Москаева В.С. на решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 11 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа Большой Камень,
установила:
постановлением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МОМВД РФ «Большекаменский» Стратиенко С.А. № от ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа Большой Камень признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 11 октября 2016 года указанное постановление изменено, назначенный административный штраф снижен с 300000 рублей до 150000 рублей.
И.о. главы администрации городского округа Большой Камень на решение от 11 октября 2016 года подана жалоба в Приморский краевой суд, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи и о прекращении производства по делу.
В судебное заседание защитником администрации ГО Большой Камень представлены дополнительные пояснения по жалобе, а также документы, подтверждающие исполнение предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об организации выполнения мероприятий по ремонту асфальтового покрытия участка автомобильной дороги Большой Камень – Стрелок 3 км + 280 м в городе Большой Камень. Новые доказательства, а именно: Устав МКУ «Служба единого заказчика» ГО Большой Камень, муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями, промежуточный акт проверки исполнения муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, акт выполненных работ по предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ, приобщены к материалам дела. Копия предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, копия акта выявленных недостатков в содержании дорог от ДД.ММ.ГГГГ, имеются в материалах дела, постановление мирового судьи судебного участка № 37 судебного района города Большого Камня и Шкотовского района от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации ГО Большой Камень и решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации ГО Большой Камень не являются допустимыми и относимыми доказательствами по настоящему делу, содержащиеся в них выводы не имеют преюдициального значения для настоящего дела, представленные копии судебных актов не содержат данных о вступлении их в законную силу, в связи с чем не подлежат приобщению к материалам настоящего дела.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, дополнительные доказательства, прихожу к следующим выводам.
Ответственность по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Положениями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 ноября 1993 года № 221) установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью; предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (пункты 3.1.1., 3.1.2.)
Как следует из материалов дела, в ходе обследования дороги Большой Камень – Стрелок 4 км (3+280), проведенного инспектором ДПС ГИБДДД МОМВД России «Большекаменский» ДД.ММ.ГГГГ в ... установлено, что на асфальтово-бетонном покрытии имеются ямы, выбоины размерами 3,50 м х 0,8 м х 0,15 м, что затрудняет движение транспортных средств, создает угрозу для безопасности дорожного движения и которые явились причиной ДТП без пострадавших, но с причинением материального ущерба транспортному средству.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации ГО Большой Камень к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела судья районного суда, проверив доводы администрации ГО Большой Камень о том, что участок автомобильной дороги Большой Камень – Стрелок 4 км (3+280) не является дорогой общего пользования местного значения и, установив их несостоятельность, признал обоснованным привлечение администрации городского округа по установленной указанной нормой ответственности.
Вывод судьи о том, что участок автомобильной дороги Большой Камень – Стрелок с 0 км по 10 км является дорогой общего пользования местного значения, признается правильным.
Так, согласно сведениям Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, предоставленным по запросу ОГИБДД МОМВД России «Большекаменский» ДД.ММ.ГГГГ№ автомобильная дорога общего пользования Большой Камень – Стрелок протяженностью 15 км с 0 км по 10 км является дорогой общего пользования местного значения на основании распоряжения Губернатора Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня имущества передаваемого в муниципальную собственность ЗАТО город Большой Камень».
При этом ссылка администрации городского округа на Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденный постановлением Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№ данного обстоятельства не опровергает, поскольку из указанного Перечня следует, что в собственность Приморского края передана только часть автомобильной дороги Большой Камень - Стрелок, протяженностью 5 км (км10 - км15).
По настоящему делу администрация привлечена к ответственности за то, что не обеспечила надлежащее содержание участкадороги Большой Камень - Стрелок на 4 км (3+280).
Отсутствие спорного участка дороги в Перечне автомобильных дорог общего пользования городского округа Большой Камень, утвержденного постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ№ само по себе не изменят статуса автомобильной дороги.
В данном случае, спорный участок дороги находится в границах муниципального образования – «городской округ Большой Камень», используется неограниченным кругом лиц, следовательно, является дорогой общего пользования. Дорога обеспечивает проезд по территории, являющейся составной частью населенного пункта город Большой камень, не включена в перечень автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения.
Доказательств принадлежности спорной дороги, либо земельного участка в границах полосы отвода юридическим или физическим лицам администрацией не представлено. Таким образом, спорная дорога является дорогой местного значения.
Указанное обстоятельство подтверждается также тем, что на участке дороги Большой Камень – Стрелок 3 км + 280 согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ ремонтные работы по предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ проведены за счет средств местного бюджета городского округа Большой Камень.
Исходя из того, что данный акт составлен с участием представителя ГИБДД МОМВД России «Большекаменский» Чибрикова А.В. указание в нем иного названия дороги, а именно: Первомайская-Новомировская 3 км +280 м, не ставит под сомнение относимость данного акта к настоящему делу, в материалах которого имеется предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию городского округа возложена обязанность по организации мероприятий по проведению ремонта асфальтобетонного покрытия на участке дороги Большой Камень – Стрелок 3 км + 280м.
Между тем, выводы судьи районного суда о том, что по настоящему делу администрация городского округа является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать законными по следующим основаниям.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьей 28 Устава городского округа Большой Камень (утвержден решением Думы закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) города Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ№, далее - Устав) администрация городского округа является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Приморского края.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Как следует из материалов дела, в целях организации исполнения вопросов местного значения органом местного самоуправления создано муниципальное казенное учреждение «Служба единого заказчика» городского округа Большой Камень (далее - МКУ «Служба единого заказчика», учреждение), к числу основных задач которого относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация городского округа Большой Камень. Имущество учреждения находится в собственности учредителя и передано учреждению на праве оперативного управления.
ДД.ММ.ГГГГ учреждением был заключен муниципальный контракт № с ООО «Аспект» на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Большой Камень.
Приложением N 1 к указанному контракту утверждено техническое задание, которым установлены объемы, виды, сроки выполнения работ и требования к соответствующим работам.
В рамках данного контракта в августе 2016 года были выполнены работы по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги Первомайская – Новомировская, в том числе участка 3 км + 280 м.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ненадлежащее содержание названного в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ участка дороги допущено учреждением.
Таким образом, Администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и необоснованно привлечена к административной ответственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МОМВД РФ «Большекаменский» Стратиенко С.А. № от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 11 октября 2016 года, вынесенные в отношении администрации городского округа Большой Камень по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МОМВД РФ «Большекаменский» Стратиенко С.А. № от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 11 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа Большой камень – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.П. Судницына