ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-158/2021 от 09.06.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Алёшина О.А. Дело № 21-158/2021

УИД 37RS0012-01-2021-003639-20

Р Е Ш Е Н И Е

город Иваново 9 июня 2022 года

Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора МУП «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иванова» ФИО1 на решение судьи Тейковского районного суда Ивановской области от 8 апреля 2022 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям ФИО2 от 25 октября 2021 должностное лицо - директор МУП «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иванова» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Тейковского районного суда Ивановской области от 8 апреля 2022 года вышеуказанное постановление должностного лица Межрегионального управления Росприроднадзора оставлено без изменения, жалоба ФИО1, - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, ФИО1 просит процессуальные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает следующее:

- оценка его доводам в судебном решении, как и при производстве дела об административном правонарушении, не дана;

- нарушения, вмененные ему в вину, допущены до его назначения на должность директора МУП «САЖХ города Иванова», соответственно должны были быть устранены раньше;

- выявленные в ходе проведенной в 2021 году проверки нарушения идентичны нарушениям, выявленным в ходе проведенной проверки в период с 18 июня по 25 июня 2018 года, по которым выдано три предписания; их исполнение в связи с эпидемиологической ситуацией в 2020 году не проверялось;

- устранить вмененные нарушения, которые не были устранены в течение трех лет, за два месяца невозможно;

- за два месяца им были приняты всевозможные меры по устранению нарушений, в частности, на полигон ТБО завозился изолирующий материал для изоляции уплотненного слоя отходов и дальнейшего формирования откосов тела полигона в соответствии с проектной документацией и Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утв. Министерством строительства РФ 5 ноября 1996 года.

Надлежащим образом извещенный о дате, месте рассмотрения дела должностное лицо Росприроднадзора, ФИО1 в судебное заседание не явились. Отводов не заявлено. От врио руководителя Росприроднадзора главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ивановской и Владимирской областям ФИО3 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. ФИО1 для представления своих интересов направил в суд своего защитника.

При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотрение жалобы в отсутствие указанных лиц.

Явившейся в судебное заседание защитнику Андреевой М.Л. разъяснены процессуальные права, предусмотренные, ст.25.5 КоАП РФ.

Отводов и ходатайств не заявлено.

Выслушав защитника, изучив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из представленных материалов дела следует, что Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям в период с 4 октября по 15 октября 2021 года была проведена плановая выездная проверка МУП «САЖХ города Иванова», по результатам которой в деятельности директора МУП «САЖХ города Иванова» ФИО1 выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно:

- откосы тела полигона имеют участки с неизолированными отходами, откосы обрывистые и крутые и не соответствуют заложению откосов 1:4, что является нарушением п. 2.2.4, 2.2.9, 2.2.10 Проектной документации на строительство полигона твердых бытовых отходов в Мало-Ступинском карьере Тейковского района от 1991 г.;

- ограждение полигона, а также осушительная траншея глубиной более 2 метров или вал высотой более 3 метров на части полигона в нарушение п. 1.6 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, которая утверждена Министерством строительства РФ 5 ноября 1996 г., отсутствуют;

- согласно протоколам биотестирования отходов (протокол биотестирования отходов № 64го от 12 октября 2021 года, протокол биотестирования отходов № 66 го от 12 октября 2021 года, протокол биотестирования отходов № 67 от 12 октября 2021 года) на полигоне размещаются следующие отходы: отход (стекло, пластик) 5 класса опасности, отход (резина и металл) 4 класса опасности), размещение которых запрещено Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-р.

Указанные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 15 октября 2021 года.

С выводами должностного лица Росприроднадзора, изложенными в постановлении о назначении административного наказания от 25 октября 2021 года, о том, что в ходе проведенной проверки установлено, что откосы тела полигона имеют участки с неизолированными отходами, отходы обрывистые и крутые и не соответствуют заложению откосов 1:4; ограждение полигона, как и осушительная траншея глубиной более 2-х метров или вал высотой более 3-х метров на части полигона отсутствуют размещение на полигоне отходов (стекла и пластика 5 класса опасности, а также резины и металла 4 класса опасности), размещение которых запрещено Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 № 1589-р, в полном объеме согласилась судья районного суда.

Однако должностным лицом и судьей районного суда при вынесении в отношении директора МУП «САЖХ города Иванова» ФИО1 указанных процессуальных актов необоснованно оставлены без внимания следующие обстоятельства.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В ст. 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» закреплена реализация механизма «регуляторной гильотины» на уровне федерального законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 247-ФЗ Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

Согласно положениям ч.ч. 2 и 3 ст. 15 Федерального закона № 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу (отмененными) нормативные правовые акты, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения ч.ч.1, 2 и 3 ст. 15 Федерального закона № 247-ФЗ не применяются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 утвержден Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее - Перечень), с учетом видов государственного контроля (надзора), утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. № 3340-р.

Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 года утверждена Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, нарушение пунктов которой вменено в вину директору МУП «САЖХ города Иванова» ФИО1(далее Инструкция).

Вместе с тем, данный документ не включен в Перечень нормативных правовых актов, на которые не распространяются требования об отмене их юридической силы с 1 января 2021 года, установленные Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ. Проверка предприятия проведена после вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467.

Кроме того, вышеуказанная Инструкция не была официально опубликована, а в соответствии с требованиями, предусмотренными п.6 ст.15 Федерального закона №247-ФЗ, она не может быть использована при осуществлении государственного контроля (надзора).

В этой связи указание на нарушение пунктов 1.6 и 1.25 Инструкции подлежат исключению из постановления должностного лица и решения судьи.

Действия ФИО1 в связи с допущенными нарушениями требований законодательства в области охраны окружающей среды вследствие размещения на полигоне ТБО отходов (стекла и пластика 5 класса опасности, а также резины и металла 4 класса опасности), размещение которых запрещено Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 № 1589-р, верно квалифицированы по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы ФИО1 о том, что вмененные ему в вину правонарушения допущены до его назначения на должность директора МУП «САЖХ города Иваново», не свидетельствуют об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения не состоятельны.

ФИО1 назначен на должность директора МУП «САЖХ города Иваново» постановлением администрации г. Иваново № 946 от 10 августа 2021 года. Проверка должностным лицом Росприроднадзора проведена в период его нахождения в должности директора.

Характер выявленных нарушений, связанных с размещением на полигоне запрещенных отходов, свидетельствует о том, что за период своей работы ФИО1 могли быть предприняты меры для устранения выявленных нарушений.

Тот факт, что эти нарушения были идентичны нарушениям, выявленным в 2018 году, не влечет освобождение ФИО1 от административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, поскольку правонарушение является длящимся.

Представленные ФИО1 путевые листы, о том, что в период с августа по ноябрь 2021 года на полигон ТБО завозился изолирующий материал (смет) для изоляции уплотненного слоя отходов и дальнейшего формирования откосов тела полигона в соответствии с проектной документацией и Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО, утвержденной Министерством строительства РФ 5 ноября 1996 г., об обратном не свидетельствуют.

Должностным лицом ФИО1 назначено минимальное наказание. Оснований для дальнейшего снижения наказания не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям ФИО2 от 25 октября 2021 года и решение судьи Тейковского районного суда Ивановской области от 8 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении директора МУП «Специализированная автобаза жилищного хозяйства города Иванова» ФИО1 изменить.

Исключить из постановления должностного лица и решения судьи указание на нарушения, п.п. 1.6 и 1.25 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, которая утверждена Министерством строительства РФ 5 ноября 1996 года.

В остальной части вынесенные по делу постановление от 25 октября 2021 года и судебное решение от 8 апреля 2022 года оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Н.А. Матвеев