ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-158/2023 от 31.05.2023 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0013-01-2022-010952-61

Дело № 21-158/2023

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Тюмень 31 мая 2023 года

Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Департамента финансов Тюменской области ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 23 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - специалиста по закупкам государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Тюменский колледж производственных и социальных технологий» ФИО2,

у с т а н о в и л:

Постановлением директора Департамента финансов Тюменской области ФИО1 от 02 ноября 2022 года должностное лицо - специалист по закупкам государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Тюменский колледж производственных и социальных технологий» (далее по тексту - ГАПОУ ТО «Тюменский колледж производственных и социальных технологий») ФИО2 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обжаловала его в Калининский районный суд г.Тюмени. В жалобе просила постановление должностного лица от 02 ноября 2022 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, указывая, что условия предоставления субсидий ГАПОУ ТО «Тюменский колледж производственных и социальных технологий» нарушены не были, а также не был нарушен порядок предоставления субсидий.

Определением судьи Калининского районного суда г.Тюмени от 24 ноября 2022 года дело об административном правонарушении в отношении ФИО2 передано на рассмотрение по подсудности в Центральный районный суд г.Тюмени.

Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 23 марта 2023 года постановление директора Департамента финансов Тюменской области ФИО1 от 02 ноября 2022 года изменено в части назначенного наказания, назначенное административное наказание в виде штрафа заменено на предупреждение.

С данным решением не согласен директор Департамента финансов Тюменской области ФИО1, который в жалобе просит решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 23 марта 2023 года отменить, указывая, что назначенное наказание в виде административного штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения. Просит принять во внимание, что наличие состава административного нарушения подтверждено материалами дела, сроки привлечения к административной ответственности должностным лицом соблюдены. Считает, что поскольку административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного финансового контроля, то при назначении административного наказания статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может применяться. Кроме того, считает, что совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным, ответственность за данные деяния наступает вне зависимости от возникновения или не возникновения опасных последствий.

На жалобу должностного лица поступили возражения от ФИО2

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ) материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения ФИО2 и ее защитника Быкова А.М., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса, - влечет наложение административного штрафа, в частности, на граждан и должностных лиц, в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с названным Кодексом средства участников казначейского сопровождения, порядок применения бюджетных мер принуждения.

Из статьи 6 указанного кодекса следует, что получатель средств из бюджета - юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с названным Кодексом.

Предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями урегулировано статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

В соответствии с пунктом 5 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации договоры бюджетных и автономных учреждений о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подлежащие оплате за счет субсидий, указанных в пункте 1 названной статьи, включается условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения в соответствии с названным Кодексом получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, бюджетное или автономное учреждение вправе не принимать решение о расторжении предусмотренных названным пунктом договоров, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.

Как следует из материалов дела, специалисту по закупкам государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Тюменский колледж производственных и социальных технологий» ФИО2 вменяется в вину нарушение п. 5 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно ГАПОУ ТО «Тюменский колледж производственных и социальных технологий» нарушены условия предоставления субсидии на иные цели, в частности обязательное условие, предусмотренное п. 5 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не включено в договоры оказания услуг, заключенных в рамках соглашений № 05-ДОН, № 12-ДОН, а именно:

в Соглашение № 05-ДОН:

- поставки продуктов питания с <.......> от 10 сентября 2021 года № 479 на сумму 99 900 руб. 00 коп.; от 29 ноября 2021 года № 640 на сумму 99 900 руб. 00 коп.; от 19 мая 2021 года № 293 на сумму 99 900 руб. 00 коп.;

в Соглашение № 12-ДОН:

- поставки продуктов питания с <.......> от 10 января 2022 года № 14 на сумму 99 900 руб. 00 коп.; от 20 апреля 2022 года № 265 на сумму 99 900 руб. 00 коп.;

- на оказание услуг по организации питания участников учебных сборов по основам военной службы для обучающихся ГАПОУ ТО «ТКПСТ» от 28 февраля 2022 года № 07 с Муниципальным автономным учреждением дополнительного образования детский морской центр «<.......>» г.Тюмени на сумму 381 672 руб. 00 коп.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения специалиста по закупкам государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Тюменский колледж производственных и социальных технологий» ФИО2 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, о чем директором Департамента финансов Тюменской области вынесено соответствующее постановление.

Разрешая вопрос о назначении ФИО2 наказания за совершенное административное правонарушение, учитывая характер совершенного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о возможности применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и заменил административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Вместе с тем, с выводами судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.

Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2, части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

Между тем сведения, подтверждающие наличие в совокупности всех указанных выше условий, необходимых для применения в отношении специалиста по закупкам государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Тюменский колледж производственных и социальных технологий» ФИО2 положений статьи 4.1.1 названного Кодекса, в материалах дела отсутствуют. Не соблюдено такое условие как отсутствие угрозы причинения вреда безопасности государства.

Объективная сторона вменяемого ФИО2 правонарушения заключается в нарушение условий предоставления субсидий.

Непосредственным объектом указанного правонарушения является санкционированный государством порядок расходования средств федерального бюджета. Совершение данного правонарушения неизбежно отражается на государственной финансовой дисциплине, нарушении единой бюджетной политики и тем самым наносит вред интересам государства. Возникновение существенной угрозы общественным интересам в бюджетной сфере обусловлено самим фактом неисполнения установленной обязанности. Противоправная деятельность в финансовой сфере препятствует законодательно урегулированному движению денежных средств всех элементов финансовой системы и является общественно опасным социально-правовым явлением, негативно влияющим на обеспечение финансовой безопасности.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела возникновение угрозы причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения (в силу формального состава), а в пренебрежительном отношении должностного лица к установленным требованиям действующего бюджетного законодательства.

С учетом изложенного вывод судьи о применении в отношении специалиста по закупкам государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Тюменский колледж производственных и социальных технологий» ФИО2 положений ст.3.4, ст.4.1.1 КоАП РФ не основан на всестороннем и полном выяснении обстоятельств данного дела.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек, решение судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 23 марта 2023 года подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Тюмени.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1, ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 23 марта 2023 года отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - специалиста по закупкам государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Тюменский колледж производственных и социальных технологий» ФИО2 возвратить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Тюмени.

Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова