ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1598/19 от 28.11.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Леонтьева Е.В. № 21-1598/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара «28» ноября 2019 года

Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., с участием ФИО1, защитника Кучеренко Д.С., представителя ИФНС РФ ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 27 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, которым

постановление от 31 июля 2019 года № 63161919103871800005, вынесенное и.о. начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара ФИО3 о назначении административного наказания в отношении ФИО1 по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № 63161919103871800005, и.о. начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара ФИО3 – должностное лицо – главный бухгалтер ООО «Пласке» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.15.25 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей

Не согласившись с постановлением административного органа, ФИО1 обратилась с жалобой в Октябрьский районный суд г. Самары, которым 27 сентября 2019 года постановлено вышеуказанное решение.

В настоящей жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, ФИО1 в своей жалобе просит отменить решение районного суда и постановление административного органа.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав ФИО1, защитника Кучеренко Д.С., поддержавших жалобу, возражения представителя ИФНС РФ ФИО2. на доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно пп. «б» п.9 ч.1 ст.1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Согласно п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Согласно ч.4 ст.5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Согласно п.2 ч.3 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается: для представления агентам валютного контроля - Центральным банком Российской Федерации.

Инструкцией Центрального Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведениями" в редакции, действовавшей в проверяемый период, был установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций в иностранной валюте.

Согласно п.1.5 указанной инструкции, справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.

Согласно п. 9.1 указанной инструкции, при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы).

Согласно п.9.2 указанной инструкции, справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 Инструкции.

Согласно п.9.2.2 указанной инструкции, в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции.

Согласно п.9.3 указанной инструкции, датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 и в пункте 9.7 настоящей Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе.

Согласно п.18.1 указанной инструкции, уполномоченный банк при представлении справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах, в том числе корректирующих справок (далее - справки, за исключением прямого указания на справку о валютных операциях, справку о подтверждающих документах, корректирующую справку о валютных операциях, корректирующую справку о подтверждающих документах), расчетного документа по валютной операции осуществляет проверку, за исключением случая, установленного пунктом 18.8 настоящей Инструкции.

Согласно п.18.2 указанной инструкции, проверка осуществляется уполномоченным банком в следующие сроки:

18.2.1. при списании резидентом денежных средств в отношении справки о валютных операциях, корректирующей справки о валютных операциях, расчетного документа по валютной операции резидента и нерезидента - в срок не позднее рабочего дня после даты их представления в уполномоченный банк;

18.2.2. при зачислении в пользу резидента денежных средств в отношении справки о валютных операциях, корректирующей справки о валютных операциях, а также в отношении справки о подтверждающих документах, корректирующей справки о подтверждающих документах - в срок не позднее трех рабочих дней после даты их представления в уполномоченный банк, а в отношении справки о подтверждающих документах, указанной в пункте 9.8 настоящей Инструкции, а также корректирующей ее справки о подтверждающих документах - в срок не позднее десяти рабочих дней после даты ее представления в уполномоченный банк;

(в ред. Указаний Банка России от 14.06.2013 N 3016-У, от 06.11.2014 N 3438-У)

18.2.3. в отношении справок, которые представлены резидентом, оформившим ПС, в случаях, установленных пунктами 2.6, 3.11 и главой 12 настоящей Инструкции, за исключением представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, указанной в пункте 9.8 настоящей Инструкции, а также корректирующей ее справки о подтверждающих документах, в срок не позднее трех рабочих дней после даты их представления в уполномоченный банк.

Согласно п.18.4 указанной инструкции, уполномоченный банк при положительном результате проверки справок, расчетного документа по валютной операции в сроки, установленные пунктом 18.2 настоящей Инструкции, принимает справки в следующем порядке: на бумажном носителе проставляет на каждой странице дату их принятия и подпись ответственного лица и печать уполномоченного банка (далее - дата принятия); в электронном виде проставляет дату принятия и электронную подпись ответственного лица (далее - дата принятия).Расчетный документ по валютной операции при положительном результате проверки принимается и хранится уполномоченным банком в соответствии с установленным порядком выполнения процедур приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств. Уполномоченный банк направляет резиденту принятые справки в срок, согласованный с резидентом. В досье валютного контроля уполномоченный банк хранит копии принятых справок.

Согласно п.18.5 указанной инструкции, при отрицательном результате проверки справок, расчетного документа по валютной операции уполномоченный банк не позднее срока, указанного в пункте 18.2 настоящей Инструкции, возвращает резиденту непринятые справки, а также документы, на основании которых заполнены справки, расчетный документ по валютной операции с указанием даты возврата и причины отказа в их принятии.

Согласно п.18.7 указанной инструкции, в случае отказа уполномоченного банка в принятии справок, расчетного документа по валютной операции резидент устраняет замечания уполномоченного банка и составляет новую справку о валютных операциях, новую справку о подтверждающих документах и представляет их в уполномоченный банк в срок, установленный уполномоченным банком.

Согласно п.18.9 указанной инструкции, справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах, документы, связанные с проведением валютных операций, подтверждающие документы, необходимые для заполнения справок уполномоченным банком, считаются представленными резидентом в срок, если они представлены резидентом в сроки, установленные настоящей Инструкцией, и приняты уполномоченным банком в срок, установленный пунктом 18.2 настоящей Инструкции.

В соответствии с положение 5 «Порядка заполнения справки о подтверждающих документах» к Инструкции от 04.06.2012 №138-И:

В графе 9 по состоянию на дату, приведенную в графе 3, указывается один из следующих признаков, характеризующих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, передачу в аренду движимого и (или) недвижимого имущества, передачу в финансовую аренду (лизинг) имущества.

В графе 10 указывается резидентом, оформившим ПС, информация об ожидаемом в соответствии с условиями контракта максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств в счет предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты переданных нерезиденту товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг, переданных ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Ожидаемый срок указывается в виде последней даты истечения срока зачисления денежных средств на счет резидента в банке ПС, который определяется резидентом.

Указанный в графе 10 срок не может превышать даты завершения исполнения обязательств по контракту, указанной в графе 6 раздела 3 "Общие сведения о контракте" ПС (форма 1).

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлено, что несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции:

Из материалов административного дела усматривается, что дата между ООО «Пласке» и PLASKE SA, Швейцария заключен договор № PR15.05/180515/10010, в соответствии с которым ООО «Пласке» оказало услуги PLASKE SA, что подтверждается представленным актом сдачи-приемки оказанных услуг от дата на сумму <данные изъяты> руб.

Фактически денежные средства за оказанные дата услуги на сумму <данные изъяты> руб. были зачислены на счет ООО "ПЛАСКЕ" в общей сумме <данные изъяты> руб. следующим образом: в качестве предоплаты: дата в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается платежным поручением от 12.12.2017 №.765.. на сумму <данные изъяты> руб. (код валютной операции 20100); 12.12.2017 г. в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается платежным поручением от 12.12.2017 дата №.766 на сумму <данные изъяты> руб. (код валютной операции 20100); 28.12.2017 в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается платежным поручением от 28.12.2017дата №160. на сумму <данные изъяты> руб. (код валютной операции 20100); 28.12.2017 в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается платежным поручением от 28.12.2017 №.156.. на сумму <данные изъяты> руб. (код валютной операции 20100); 16.01.2018 в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается платежным поручением от 16.01.2018 №350. на сумму <данные изъяты> руб. (код валютной операции 20100); после оказания услуг: 12.02.2018 г. в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается платежным поручением от 12.02.2018 №990. на сумму <данные изъяты> руб.

Таким образом, на момент составления Акта сдачи-приемки оказанных услуг от 31.01.2018 № Ru 18.04/051RF-003/100000 у ООО "ПЛАСКЕ" имелась информация о задолженности «PLASKE SA», Швейцария за оказанные услуги в сумме <данные изъяты> руб.

Как указано выше, в соответствии с п.3.7 Инструкции справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции.

В соответствии с требованиями Инструкции ООО «Пласке» обязано было представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях и документы, связанные с проведением валютных операций в срок не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета, то есть 21.02.2018 г., указав в графах 6 сумму валютной операции 9241202,78/417269,91 и в графах 10 ожидаемый срок.

Вместе с тем, фактически ООО «Пласке» оформило и представило в уполномоченный банк дата справку о валютной операции, указав в графе 6 сумму в размере <данные изъяты> руб., в графе 9 признак поставки «1», не указав срок (графа 10).

Таким образом, усматривается, что по валютной операции ООО «Пласке» не представило в установленный срок надлежащим образом оформленную справку о валютных операциях.

Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом № 63161919103871800001 от 10.07.2019 года об административном правонарушении, постановлением о назначении административного наказания № 631619191033871800005 от 31.07.2019 года, платежными поручениями, справкой от 21.02.2018 года и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлекая должностное лицо – главного бухгалтера ООО «Пласке» ФИО1 к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, и.о. начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары пришел к правильному выводу о нарушении указанным должностным лицом валютного законодательства Российской Федерации.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

ФИО1 работает в ООО «Пласке» в должности главного бухгалтера, что подтверждается трудовым договором № PR13.11/081-006 от 01.03.2013 года, трудовым договором № Ru18.01/080-04 от 01.01.2018 года, дополнительным соглашением №1 от 01.02.2019 года к указанному трудовому договору.

Приказом ООО «Пласке» от 22.04.2015 года на ФИО1 возложены обязанности по соблюдению валютного законодательства.

Установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнении и ненадлежащего исполнения должностным лицом своих служебных обязанностей, виновное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, материалами дела подтверждено.

Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Довод жалобы ФИО1 о том, что ее вина в совершении административного правонарушения не доказана, поскольку ООО «Пласке» обоснованно провело указные операции именно как платежи в виде предварительной оплаты с кодом вида ВО-20100 и вмененных нарушений валютного законодательства в действиях организации не имеется, что так же подтверждается информационными письмами, полученными от «PLASKE SA» Швейцария касательно подтверждения кода валютных операций за период 2017-2018 года по договору от 18 мая 2015 года №PR15.05/180515/10010 на оказание транспортно-экспедиторских услуг, в рамках которых они прост производить учет вида валютной операции, по каждому их ряда последовательных платежей, исходя из осуществления авансового платежа (код вида валютной операции: 20100), являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не нашел своего подтверждения и опровергается представленными доказательствами.

Довод жалобы о необоснованном отказе в привлечении в дело в качестве третьего лица ПАО «Сбербанк России», что повлияло на вынесенное решение, а так же нарушило права и законные интересы ФИО1, является несостоятельным, так как участие в деле третьих лиц КоАП РФ не предусмотрено.

Указание заявителя на наличие оснований для освобождения от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения не влечет удовлетворение жалобы.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения должностным лицом – главным бухгалтером ООО «Пласке» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, оснований для признания указанного деяния малозначительным и освобождения ФИО1 от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в представленных материалах нет и в поданной жалобе не содержится.

Оснований для признания правонарушения, вмененного должностному лицу главному бухгалтеру ООО «Пласке» ФИО1, малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым, не имеется, учитывая характер правонарушения и конкретные обстоятельства дела, а также вид и размер назначенного административного наказания, которое является минимальным из предусмотренных санкцией статьи.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого по делу решения судьи, не допущено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Оснований для отмены состоявшихся по делу постановления и решения по делу об административном правонарушении, как ставится об этом вопрос в жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 27 сентября 2019 года и постановление от 31 июля 2019 года №63161919103871800005, вынесенное и.о. начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара ФИО3 в отношении должностного лица – главного бухгалтера ООО «Пласке» ФИО1по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ – оставить без изменения.

Жалобу ФИО1 – оставить без удовлетворения.

Судья Самарского областного суда подпись

Копия верна.

Судья