ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-159/2022 от 07.06.2022 Рязанского областного суда (Рязанская область)

21-159/2022 судья Свирина Е.А.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

г.Рязань 7 июня 2022 года

Судья Рязанского областного суда Артюхин А.А., с участием прокурора Рязанской областной прокуратуры Стромаковой Е.А., при секретаре Самарцевой О.В., рассмотрев жалобу Королевой М.Н. на решение судьи Железнодорожного районного суда г.Рязани от 4 марта 2022 года об оставлении без изменения постановления заместителя руководителя УФАС по Рязанской области ФИО №062/04/14.31-834/2021 от 15 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.31 КоАП РФ в отношении <скрыто> Королевой М.Н.,

У С Т А Н О В И Л:

вышеуказанным постановлением должностного лица, оставленным без изменения решением судьи районного суда, <скрыто> Королева М.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.31 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с постановленными решениями, Королева М.Н. обратилась в Рязанский областной суд с жалобой, в которой просит их отменить, производство по делу прекратить.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника ФИО заслушав заключение прокурора Стромаковой Е.А., нахожу, что указанная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие) выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

По смыслу данной нормы, для квалификации действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, как злоупотребления доминирующим положением, необходимо установить наличие (или угрозы наступления) хотя бы одного из перечисленных в данной норме последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Согласно п.п. «б» п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ №442 от 4 мая 2012 года, (далее Правила), неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности);

В соответствии с п.5 Правил, частичное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителей, имеющих в отношении этих устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони.

В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указаны уровни технологической и аварийной брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.

В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указана величина технологической брони, вводится частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, указанного в данном акте, не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления о введении ограничения режима потребления.

В соответствии с п.8.2 Правил, уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, дополнительно к информации, указанной в пункте 8(1) настоящих Правил, должно содержать следующую информацию: а) дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони; б) уровень аварийной брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони; в) информация о том, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

В случае если ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в п.п. «б» п.2 Правил, и инициатором введения ограничения режима потребления является энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, к уведомлению о необходимости введения ограничения режима потребления прилагается выписка из договора купли - продажи (поставки) электрической энергии (мощности), нарушение потребителем обязательств по которому послужило основанием для введения ограничения, содержащая сведения о наличии договорных отношений между инициатором введения ограничения и потребителем, о реквизитах лица, выступающего потребителем по этому договору, а также перечень точек поставки, в которых энергосбытовой (энергоснабжающей0 организацией по данному договору исполняются обязательства по продаже (поставке) электрической энергии (мощности)

Согласно п.10.1 Правил, введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается.

Согласно п.7 ст.38 Федерального закона «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26.03.2003 г., в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

Состав указанных в абзаце первом настоящего пункта мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан выполнить мероприятия, обеспечивающие его готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, в течение шести месяцев со дня введения в отношении такого потребителя частичного ограничения потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, если иной срок выполнения указанных мероприятий (но не более одного года) не установлен в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Проверка выполнения потребителем электрической энергии указанных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возможно только при устранении возможности наступления указанных последствий.

В силу п.16.1 Правил, потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони): в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил. После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ<скрыто> обратилось в Касимовскую межрайонную прокуратуру с письмом, в котором сообщалось об отключении с ДД.ММ.ГГГГ автономных тепловых пунктов, по адресам: <скрыто> - только отопление; <скрыто>, <скрыто>отопление; <скрыто> - только отопление; <скрыто>, <скрыто> – отопление; <скрыто> – отопление; <скрыто> - отопление; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто> - только отопление; <скрыто>. Также в письме содержалось указание на то, что по причине отключения электрической энергии на данных объектах отсутствует горячее водоснабжение.

ДД.ММ.ГГГГ<скрыто> направило в Рязанское УФАС России заявление о нарушении <скрыто> и <скрыто> антимонопольного законодательства.

Приказом УФАС по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании информации Касимовской межрайонной прокуратуры возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения <скрыто> и <скрыто> ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЭ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения названного дела установлено, <скрыто> осуществляет деятельность по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

<скрыто> является предприятием, оказывающим услуги отопления, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, на территории муниципального образования - <скрыто>.

Между <скрыто> и <скрыто> заключен договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по точкам поставки, указанным в приложении №1 к договору.

В связи с образованием у потребителя задолженности по оплате электрической энергии (мощности) в размере <скрыто>ДД.ММ.ГГГГ<скрыто> направило в адрес <скрыто> администрацию городского округа <скрыто>, Главное управление МЧС России по Рязанской области уведомление о планируемом ограничении электропотребления по следующим 36 точкам поставки: <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>. ; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>, ; <скрыто>;<скрыто> ;<скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>;<скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>, ; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>;<скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>; <скрыто>. Уведомление получено ДД.ММ.ГГГГ.

В уведомлении указано на необходимость в случае неоплаты возникшей задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно в присутствии представителей энергосбытовой компании и сетевой организации ввести до <скрыто>ДД.ММ.ГГГГ режим частичного ограничения электропотребления в отношении перечисленных объектов до уровня технологической брони. В случае невыполнения действий по самостоятельному частичному ограничению до уровня технологической брони в указанный в уведомлении срок, частичное ограничение будет произведено ДД.ММ.ГГГГ после <скрыто> с питающих центров сетевой организации персоналом <скрыто><скрыто> путем отключения/сокращения потребления электроэнергии по вышеуказанным точкам поставки. В случае непогашения задолженности в течение 5 дней с даты частичного ограничения до уровня технологической брони, <скрыто> будет необходимо до <скрыто>ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно в присутствии представителей энергосбытовой и сетевой организаций ввести режим полного ограничения энергопотребления путем отключения вышеуказанных точек поставки. В случае невыполнения действий по самостоятельному полному ограничению режима потребления электроэнергии в указанный в уведомлении срок, полное ограничение будет произведено после <скрыто>ДД.ММ.ГГГГ с питающих центров сетевой организации персоналом филиала <скрыто><скрыто> путем отключения вышеуказанных точек поставки. Одновременно с этим разъяснено, что в случае невыполнения требований о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии или необеспечения потребителем электрической энергии доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам, ст.9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

ДД.ММ.ГГГГ<скрыто> направило <скрыто> уведомление , согласно которому сетевой организации требуется в <скрыто>ДД.ММ.ГГГГ осуществить контроль проведения ограничения подачи электрической энергии (мощности). Ограничение подачи электроэнергии должно быть произведено самостоятельно персоналом потребителя (<скрыто> путем сокращения потребления электроэнергии по вышеуказанным адресам до уровня технологической брони.

В случае невыполнения действий по самостоятельному ограничению в срок, требуется после <скрыто>ДД.ММ.ГГГГ ввести частичное ограничение подачи электрической энергии (мощности) потребителю, путем сокращения подачи электроэнергии вышеуказанных точек поставки с питающих центров сетевой организации персоналом филиала <скрыто><скрыто> до уровня технологической брони. Также из уведомления следует, что в <скрыто>ДД.ММ.ГГГГ необходимо осуществить контроль проведения ограничения подачи электрической энергии (мощности), которое должно быть произведено самостоятельно персоналом потребителя, путем полного ограничения режима потребления вышеуказанных точек поставки. Требуется после <скрыто>ДД.ММ.ГГГГ ввести полное ограничение режима потребления путем отключения вышеуказанных точек поставки. Ограничение подачи электроэнергии производится с питающих центров персоналом филиала <скрыто><скрыто> Факт проведения (непроведения) ограничения необходимо оформить соответствующим актом и представить его в адрес <скрыто> в течение 1 рабочего дня со дня подписания.

ДД.ММ.ГГГГ<скрыто> сообщило <скрыто> о том, что в ответ на уведомление от ДД.ММ.ГГГГ предприятием принимаются меры для погашения задолженности <скрыто> перед <скрыто> Также в письме отмечено, что согласно актам о введении ограничения режима потребления подачи электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ в отношении большинства точек поставки, указанных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, введение ограничения невозможно ввиду отсутствия технической возможности введения ограничения подачи электроэнергии до величины технологической брони с питающих центров филиала <скрыто><скрыто> по потребителю <скрыто>

ДД.ММ.ГГГГ согласно актам <скрыто> введен режим полного ограничения энергопотребления по точкам поставки указанным выше.

ДД.ММ.ГГГГ сетевая организация ввела полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении вышеуказанных объектов.

ДД.ММ.ГГГГ на основании уведомления <скрыто> от ДД.ММ.ГГГГ поставка электрической энергии на объекты <скрыто> была возобновлена, что подтверждается актами о возобновлении подачи электроэнергии.

Решением комиссии Рязанского УФАС России по делу от ДД.ММ.ГГГГ<скрыто> признано нарушившим ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» путем инициирования процедуры полного ограничения режима потребления электрической энергии на объекты <скрыто> ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ исх. ), в порядке, не предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника отдела по работе с физлицами <скрыто> Королевой М.Н. к административной ответственности по ч.1 ст.14.31 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу, судья районного суда дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, правомерно согласившись с выводами должностного лица о наличии факта Королевой М.Н. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.31 КоАП РФ.

Действия Королевой М.Н. правильно квалифицированы по ч.1 ст.14.31 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами дела.

Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Доводы настоящей жалобы сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и не содержат правовых аргументов, влияющих на выводы суда, в связи с чем, подлежат отклонению.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу решений, не допущено, оснований для удовлетворения доводов жалобы не имеется.

При таком положении оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

решение судьи Железнодорожного районного суда г.Рязани от 4 марта 2022 года об оставлении без изменения постановления заместителя руководителя УФАС по Рязанской области ФИО №062/04/14.31-834/2021 от 15 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.31 КоАП РФ в отношении <скрыто> Королевой М.Н. оставить без изменения, а жалобу Королевой М.Н. – без удовлетворения.

Судья Рязанского областного суда А.А. Артюхин