ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-15/20 от 04.03.2020 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Эминов О.Н. 7-49/2020

Р Е Ш Е Н И Е

4 марта 2020 г. г. Элиста

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Панасенко Г.В.,

при секретаре Курмангазиевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора казенного предприятия Республики Калмыкия «Домостроительный комбинат» ФИО1 на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора казенного предприятия Республики Калмыкия «Домостроительный комбинат» ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия (далее - Астраханьстат) ФИО2 от 21 октября 2019 г. директор казенного предприятия Республики Калмыкия «Домостроительный комбинат» (далее - КП РК «Домостроительный комбинат») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2019 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба директора КП РК «Домостроительный комбинат» ФИО1 - без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным судебным постановлением, последний обратился в Верховный Суд Республики Калмыкия с жалобой, в которой просит его отменить как незаконное ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. Указывает, что в нарушение пунктов 2 и 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 620, Астраханьстат не направлял в адрес КП РК «Домостроительный комбинат» запрос о предоставлении административных данных, а также не уведомил предприятие о формах федерального статистического наблюдения и указаниях по их заполнению. Ввиду допущенного государственным органом нарушения у КП РК «Домостроительный комбинат» отсутствовала обязанность предоставлять первичные статистические данные по форме № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате». Также просит обратить внимание, что ему вменяется совершение административного правонарушения 2 сентября 2019 г., тогда как он назначен на должность 24 июля 2019 г., трудовой договор с ним заключен 5 августа 2019 г., а сведения о наличии у него полномочий действовать от имени предприятия без доверенности внесены в ЕГРЮЛ лишь 14 августа 2019 г. При этом бухгалтерская отчетность об имеющейся просроченной задолженности перед работниками ему не передавалась, кроме него и трех сторожей в штате иные работники фактически отсутствовали ввиду нахождения предприятия в стадии фактической ликвидации. После уведомления о наличии у него такой обязанности 1 октября 2019 г. он предоставил соответствующие статистические данные в Астраханьстат.

В судебное заседание директор КП РК «Домостроительный комбинат» ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, об отложении судебного разбирательства по делу не ходатайствовал.

Прокурор Матвеева О.В. указала на законность обжалуемого судебного постановления.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения ФИО1, прихожу к следующему.

В силу части 1 статьи 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон о статистическом учете) федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации, в том числе, юридические лица.

Пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона установлено, респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 620, (далее - Положение) первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики (далее - Росстат) по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Приказом Росстата от 6 августа 2018 г. № 485 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».

Названным приказом разъяснено, что сведения по форме № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» заполняются по состоянию на 1 число каждого месяца и предоставляются в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения на следующий день после отчетной даты юридическими лицами только при наличии просроченной задолженности по заработной плате работникам (кроме субъектов малого предпринимательства), основной вид деятельности которых относится, в том числе, к строительству.

В силу пункта 5 Положения руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.

Учитывая изложенное, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьёй 13.19 КоАП РФ, являются должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, а если такие лица не были назначены - руководитель юридического лица.

В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Элисты проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности КП РК «Домостроительный комбинат».

По результатам проверки установлено, что в нарушение требований статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации по состоянию на 30 сентября 2019 г. у КП РК «Домостроительный комбинат», основным видом деятельности которого является строительство, перед 16 работниками имелась просроченная задолженность по заработной плате в размере 1 млн. 174 тыс. руб. за период с 1 января 2018 г.

Между тем, по данным Астраханьстата по состоянию на 1 сентября 2019 г. КП РК «Домостроительный комбинат» сведения о просроченной задолженности не предоставлены.

Распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Республики Калмыкия № 156-рг от 24 июля 2019 г. директором КП РК «Домостроительный комбинат» назначен ФИО1

При этом руководителем указанного предприятия должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени КП РК «Домостроительный комбинат», не назначено.

Таким образом, ФИО1, как руководитель КП РК «Домостроительный комбинат», не выполнил обязанность предоставлять субъекту официального статистического учета первичные статистические данные, что является нарушением пункта 1 статьи 8 Закона о статистическом учете.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокурором постановления о возбуждении в отношении директора КП РК «Домостроительный комбинат» ФИО1 дела об административном правонарушении и последующем привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением заместителя прокурора г. Элисты о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 сентября 2019 г., распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Республики Калмыкия № 156-рг от 24 июля 2019 г., трудовым договором от 5 августа 2019 г., заключенным между Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия и ФИО1, письменными объяснениями ФИО1 от 30 сентября 2019 г., представлением заместителя руководителя Астраханьстата от 21 октября 2019 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.

Довод жалобы об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения по мотиву неуведомления Астраханьстатом о формах федерального статистического наблюдения и указаниях по их заполнению, отсутствия соответствующего запроса о предоставлении административных данных, несостоятелен и основан на ошибочном толковании норм права.

В силу пункта 8 статьи 2 Закона о статистическом учете бланки утвержденных в установленном Законом о статистическом учете порядке форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению предоставляются респондентам субъектами официального статистического учета безвозмездно.

Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены приведенным выше Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением ряда условий, в том числе при доведении субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов (подпункт «в»).

В соответствии с пунктом 4 Положения субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении

Как видно из официального сайта Астраханьстата в сети Интернет - https://astrastat.gks.ru/ на нем размещены формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, в том числе для КП РК «Домостроительный комбинат» по форме № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».

Следовательно, на КП РК «Домостроительный комбинат», как на респонденте федерального статистического наблюдения, лежала обязанность предоставлять субъекту официального статистического учета (Астраханьстат) первичные статистические данные в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланке формы № 3-Ф, то есть по состоянию на 1 число каждого месяца на следующий день после отчетной даты.

Ссылка на отсутствие письменного запроса субъекта официального статистического учета о предоставлении административных данных, предусмотренного пунктом «г» пункта 2 Положения, также является необоснованной, поскольку ФИО1 вменяется непредоставление субъекту официального статистического учета первичных статистических данных, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 Закона о статистическом учете, а не административных данных (пункт 6 статьи 2 указанного Закона).

Иные приведенные в жалобе доводы об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения не свидетельствуют.

Оснований для признания совершенного ФИО1 правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Состав правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 КоАП РФ, является формальным, и для его наличия достаточно только установить нарушение порядка представления первичных статистических данных, при этом наступления каких-либо последствий не требуется.

Судья городского суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание, что нарушение требований закона о предоставлении статистической информации имеет широкую социальную значимость, находится под постоянным особым контролем государства и в рассматриваемом случае повлекло искажение данных федеральной статистической отчетности.

Выводы судьи сделаны с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а также нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого акта, по делу не установлено.

При назначении административного наказания учтены обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ.

При таких данных решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Калмыкия

р е ш и л:

решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, в отношении директора КП РК «Домостроительный комбинат» ФИО1 оставить без изменения, жалобу последнего - без удовлетворения.

Судья Г.В. Панасенко