Дело № 21 – 16
Судья – Дурягина М.С.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение судьи по делу об административном правонарушении
г. Мурманск 23 января 2019 года
Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу защитника Поповой А.А., действующей в интересах директора общества с ограниченной ответственностью «Рыбоперерабатывающий комплекс «Гольфстрим»» ФИО1, на решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 19 ноября 2018 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 28 сентября 2018 года должностное лицо – директор общества с ограниченной ответственностью «Рыбоперерабатывающий комплекс «Гольфстрим»» (далее – ООО РПК «Гольфстрим», Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 19 ноября 2018 года постановление должностного лица от 28 сентября 2018 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Попова А.А., просит признать незаконными, вынесенные в отношении директора Общества ФИО1, акты и отменить их.
Указывает, что пластиковая тара, такелаж, металлические изделия, пластиковая оплетка кабелей, обнаруженные инспектором в месте уреза воды Кольского залива, не являются отходами производства и потребления Общества, а являются предметами, утраченными судами, осуществляющими плавание в Кольском заливе и Баренцевом море, и вынесенными в результате течений и приливов-отливов водами Кольского залива на берег в районе земельного участка Общества. Данные предметы образовались не в результате деятельности Общества.
Считает, что обнаруженные инспектором предметы не являются отходами, поскольку не установлено и не доказано, что указанные предметы пришли в негодность или утратили свои потребительские свойства.
Полагает, что наличие предметов и отходов на причале, как объекте недвижимости, не загрязняет открытый грунт и почву водоохранной зоны Кольского залива, следовательно, не охватывается составом инкриминированного должностному лицу административного правонарушения.
Обращает внимание на то, что Общество осуществляет очистку земельного участка от предметов и мусора, оставленных или брошенных иными лицами.
ФИО1 и его защитник Попова А.А., представитель административного органа, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья областного суда, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что под отходами производства и потребления понимаются вещества и предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора от 16 мая 2018 года № 50-ВВ проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО РПК «Гольфстрим» на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В ходе указанной проверки установлено, что Общество осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления в части накопления.
Согласно актам выполненных работ, паспортов на отходы I - IV классов опасности на предприятии образуются виды отходов: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; аккумуляторы свинцовые отработанные; шины пневматические автомобильные отработанные; отходы минеральных масел гидравлических не содержащие галогены; отходы синтетических масел компрессионных; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами. Все образующиеся в ходе деятельности Общества отходы I - IV классов опасности передаются на обезвреживание сторонним организациям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению указанных отходов.
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» в ООО РПК «Гольфстрим» ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах, сдается отчетность, предусмотренная для организаций, отнесенных к малому и среднему предпринимательству.
При обследовании 24 мая 2018 года земельного участка с кадастровым номером *, принадлежащего Обществу на праве аренды, выявлено наличие отходов производства и потребления, сброшенных на открытый грунт и почву у уреза воды, водосборные площадки в водоохранной зоне Кольского залива Баренцева моря.
Согласно акту обследования территории (акватории) от 24 мая 2018 года следует, что на приливную зону, в акваторию и на почву в водоохранной зоне Кольского залива сброшены пластиковая тара и такелаж, потерявшие потребительские свойства и подлежащие удалению, металлические отходы с признаками коррозии, деревянные изделия, вышедшие из эксплуатации, пластиковая оплетка кабелей. Также выявлено накопление подобных отходов в кабельных трассах причала Общества и камерах управления коммуникациями в течение неустановленного времени. Мелкие отходы (обломки пластика и окурки сигарет с ацетатными фильтрами) разбросаны по всему земельному участку (л.д.73-75).
Кроме того, в ходе обследования территории установлено, что Общество осуществляет хозяйственную деятельность по транспортной обработке грузов на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном у уреза воды в водоохранной зоне Кольского залива Баренцева моря. Указанный участок также используется для складирования грузов, стоянки и движения автотранспорта, размещения объектов недвижимости.
Из договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 19 февраля 2013 года № 11339, заключенному между Обществом и Комитетом имущественных отношений г.Мурманска усматривается, что Общество приняло в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 14973 м? с кадастровым номером ..., расположенный у уреза воды в водоохранной зоне Кольского залива Баренцева моря, категория земель – земли населенных пунктов, и имеет характеристики: одноэтажный металлический склад № 2, кирпичный склад тары № 7 и причал, входит в территориальную зону «Зона размещения производственных объектов III класса (П-2)» (л.д.79-87).
Согласно приказу от 02 декабря 2017 года № 11 «О продлении полномочий» директором ООО РПК «Гольфстрим» является ФИО1
Выявленные нарушения явились основанием для составления 18 июня 2018 года уполномоченным должностным лицом в отношении директора ООО РПК «Гольфстрим» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения его к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными и исследованными в ход производства по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Из пункта 9.1 Устава ООО РПК «Гольфстрим» следует, что единоличным исполнительным органом Общества является директор.
Проверяя правомерность привлечения директора Общества ФИО1 к административной ответственности, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что ненадлежащее исполнение директором ООО РПК «Гольфстрим» ФИО1 своих обязанностей, выразившихся в необеспечении выполнения Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в жалобе доводы проверялись судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и правомерно отклонены по основаниям, изложенным в судебном решении. Оснований для иной оценки обстоятельств дела и выводов должностного лица и судьи районного суда о виновности должностного лица ФИО1 во вмененном ему административном правонарушении, не имеется.
Довод подателя жалобы о том, что отходы, обнаруженные инспектором в месте уреза воды Кольского залива, не являются отходами производства и потребления Общества, а являются предметами, утраченными судами, осуществляющими плавание в Кольском заливе и Баренцевом море, и вынесенными в результате течений и приливов-отливов водами Кольского залива на берег в районе земельного участка Общества является несостоятельным.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет постоянный прием отходов потребления с причаливающих судов, и разгружающихся на причале ПЖ-61. Так, согласно распискам о сдаче с судов ООО РПК «Гольфстрим» отходов следует, что сборщик ООО РПК «Гольфстрим» принимает отходы: пластиковые материалы, бытовые отходы (бумажные изделия, металл, стекло, ветошь, бутылки, посуда и т.п.) пищевые отходы, пластмассы, орудий лова.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что в результате хозяйственной деятельности именно ООО РПК «Гольфстрим» образуются обнаруженные отходы, что подтверждается отчетом ООО РПК «Гольфстрим» об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2017 года, поданным в Территориальный орган Росприроднадзора. Согласно указанному отчету Обществом образованы отходы в виде: обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов более 15%), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, смет с территории предприятия практически неопасный.
При этом судьей районного суда правильно принято во внимание, что земельный участок, на котором обнаружены вышеуказанные отходы, принадлежит ООО РПК «Гольфстрим» на праве аренды, территория земельного участка - производственная площадка Общества огорожена и имеет пункт пропуска.
Ссылка в жалобе на то, что обнаруженные предметы не относятся к отходам, поскольку доказательств утраты указанными предметами своих потребительских свойств или их негодности не имеется, не убедительна, поскольку нет каких-либо сомнений в том, что обнаруженные предметы с учетом их вида и мест обнаружения являются отходами производства.
Проанализировав вышеизложенные положения законодательства и фактические обстоятельства дела, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что деяние директора ООО РПК «Гольфстрим» ФИО1, допустившего при осуществлении хозяйственной деятельности Общества несанкционированный сброс на водосборные площади, почву в водоохранной зоне Кольского залива Баренцева моря отходов производства и потребления: пластиковой тары и такелажа, металлических отходов с признаками коррозии, деревянных изделий, пластиковой оплетки кабелей, обломков пластика, окурков сигарет с ацетатными фильтрами, утративших свои потребительские свойства и подлежащих удалению, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом ссылка защитника Поповой А.А. на то, что Общество принимает систематические меры по очистке вышеуказанного земельного участка от предметов и мусора опровергается материалами дела и основанием для освобождения директора Общества ФИО1 от административной ответственности не является.
Указание в жалобе на решение Первомайского районного суда г.Мурманска от 15 августа 2018 года об отмене постановления должностного лица от 27 июня 2018 года вывод о виновности директора Общества ФИО1 в инкриминированном административном правонарушении не опровергает, поскольку при новом рассмотрении дела установлено наличие в действиях директора ООО РПК «Гольфстрим» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 названного Кодекса.
Таким образом, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства, и выводов о виновности директора ООО РПК «Гольфстрим» ФИО1 в совершении административного правонарушения не опровергают и под сомнение законность обжалуемых актов не ставят.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание ФИО1 назначено в минимальном размере в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, материальные нормы права применены правильно.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 28 сентября 2018 года и решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 19 ноября 2018 года, вынесенные в отношении директора ООО РПК «Гольфстрим» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Поповой А.А., действующей в интересах директора ООО РПК «Гольфстрим» ФИО1, - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда А.П.Синица