ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-161-АК-2019 от 25.06.2019 Курского областного суда (Курская область)

Судья Скрипкина Е.Ю. Дело № 21-161-АК-2019 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е

25 июня 2019 года г. Курск

Судья Курского областного суда Шуваева Е.И., рассмотрев жалобу директора ФИО10 на решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 7 мая 2019 года, вынесенное по жалобе ФИО10 на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Гуторовой М.С. от 27 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО10<адрес>

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Гуторовой М.С. от 27 февраля 2019 года ФИО10 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Курска от 7 мая 2019 года постановление от 27 февраля 2019 года в отношении ФИО10 оставлено без изменения, а жалоба ФИО10 без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Курский областной суд в порядке ст.30.9 КоАП РФ, директор ФИО10 просит снизить назначенное наказание в порядке предусмотренном ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, выслушав защитников ФИО10 и М.., судья Курского областного суда приходит к выводу об отмене решения судьи от 07.05.2019г. и возвращением дела на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Курска, в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Ответственность по статье 8.2 КоАП РФ установлена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ).

В силу ст.1 Федерального закона №89-ФЗ, под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Как установлено судьей районного суда и следует из материалов дела, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении ФИО10 послужило то, что ДД.ММ.ГГГГ произошел сброс неочищенных сточных вод – жидких бытовых отходов, через выведенную трубу, расположенную за действующей КНС, расположенной по <адрес>, на рельеф местности земельных участков – рельеф местности и оврага, расположенного вблизи <адрес>, что привело к образованию «фекальных озер», а также образованию (размещению) отходов (твердой фракции канализационных отходов), что может привести к порче земель и загрязнению подземного водоносного горизонта, нанести вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде и является нарушением ч.ч.1,2 ст.39, ч.ч1,2 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.1, ч.2 ст.11 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Соглашаясь с выводами должностного лица, судья первой инстанции исходил из того, что факт несанкционированного сброса неочищенных сточных вод – жидких бытовых отходов, доказан, а потому пришел к выводу о наличии в действиях ФИО10 состава административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и привлечению его к административной ответственности.

Между тем при рассмотрении настоящего дела, судьей не учтено следующее.

Как следует из Устава ФИО10 утвержденному постановлением Администрации города Курска от 22.01.2016 г. , основным видом его деятельности является оказание услуг водоснабжения и водоотведения потребителям, производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, что обеспечивается путем добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения, эксплуатацией инженерных систем и сооружений, водоснабжения и водоотведения находящихся на балансе предприятия.

При этом такие виды деятельности, как деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов, Уставом ФИО10 не предусмотрены.

Более того, исходя из понятия, данного в п.2 ст.2 Федерального закона от 7.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Под сточными водами, в соответствии со ст.1 Водного кодекса РФ, понимаются такие воды, отведение которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Из ст.1 Федерального закона от 7.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что состав и свойства сточных вод - совокупность показателей, характеризующих, в том числе концентрацию загрязняющих веществ в них.

Таким образом, производственная деятельность ФИО10 по водоотведению сточных вод сопряжена с транспортировкой сточных вод через централизованную систему водоотведения и не является, исходя из положений ст.1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельностью по обращению с отходами.

Тем более, что Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 не содержит такого вида отходов, как неочищенные сточные воды – жидкие бытовые отходы.

Указанный в постановлении и решении суда код классификации отходов 7.2200000000, поименованный как «отходы при обработке хозяйственно-бытовых и смешанных вод», является наименованием раздела определенного вида отходов, который подразделяется на конкретные виды отходов с присвоением каждому из них самостоятельного классификационного кода.

Термин «жидкие бытовые отходы» введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. №155 «Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов», которые разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и обозначает «хозяйственно-бытовые сточные воды», образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.

Фактически описывая в решении объективную сторону совершенного ФИО10 правонарушения как несанкционированное размещение отходов производства и потребления – твердой фракции, содержащейся в составе хозяйственно-бытовых сточных вод на земельном участке, не имеющем твердого покрытия, а именно мусора от хозяйственно-бытовой и смешанной канализации, относящийся к 4 классу опасности.

Между тем, приведенные нормы материального права судом не учтены, а потому вывод суда о наличии в действиях ФИО10 состава административного правонарушения, является преждевременным, так как не установлен классификационный код отходов прием и транспортировка, которых осуществляется с использованием централизованной системы водоотведения.

С учетом изложенного, решение судьи нельзя признать законным, так как оно постановлено с существенным нарушением норм процессуального права, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет отмену постановления и возвращение дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело.

Учитывая, что срок давности привлечения ФИО10 к административной ответственности не истек, решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 7 мая 2019 г. подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 7 мая 2019 года, которым ФИО10 признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО10 направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья

Курского областного суда ФИО1