ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1629/17 от 29.11.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

г.Уфа РБ 29 ноября 2017 года

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,

при секретаре Галимовой З.М.,

с участием Нурмухаметовой Р.Р. – защитника Родина Е.В. – лица, привлекаемого к административной ответственности, действующей на основании доверенности от 19 сентября 2017 года,

ФИО1. – главного специалиста-эксперта отдела административного производства и аналитической работы Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан, составившего протокол об административном правонарушении,

в отсутствие Родина Е.В., извещенного надлежащим образом о дате рассмотрения дела, ходатайствовавшего о рассмотрении дела без участия,

рассмотрев жалобу Родина Е.В. на решение судьи Кировского районного суда г.Уфа Республики Башкортостан от 31 октября 2017 года, которым:

постановление заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан Ольговской Ю.В. от 03 октября 2017 года по делу об административном правонарушении №..., предусмотренном частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ... Родина Егора Владимировича оставлено без изменения, его жалоба – без удовлетворения,

УСТАНОВИЛА:

постановлением заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан (далее – КРУ Минфина РБ) Ольговской Ю.В. от 03 октября 2017 года ... (далее – Госстрой РБ) Родин Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей за нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), выразившееся в осуществлении в 2016 году закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме менее, чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.

Не соглашаясь с постановлением должностного лица о назначении административного наказания от 03 октября 2017 года, Родин Е.В. обжаловал его в суд, предлагая отменить за незаконностью и необоснованностью, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения, указывая, что в 2016 году Госстроем РБ для субъектов малого предпринимательства (далее – СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНО) были объявлены закупки с объемом ... тыс. руб., Приложение №3 «Реестр закупок у СМП и СОНО» было представлено в ходе проверки КРУ Минфина РБ, следовательно, требование Закона о контрактной системе об осуществлении не менее 15 % совокупного годового объема закупок у СМП, СОНО Госстроем РБ исполнены. Общий объем финансового обеспечения Госстроя РБ на 2016 год составил ... тыс. руб., однако КРУ Минфина РБ совокупный годовой объем закупок неверно определен в размере ...80руб., с чем необоснованно соглашается судья районного суда. Однако Закон о контрактной системе и принятые в его исполнение нормативные правовые акты не предусматривают определение общего объема финансового обеспечения без учета общей суммы запланированных платежей на текущий год, а тем более лишь на основании сумм заключенных контрактов.

Судьей Кировского районного суда г.Уфа Республики Башкортостан принято указанное обжалуемое решение от 31 октября 2017 года.

Не соглашаясь с постановлением должностного лица о назначении административного наказания от 03 октября 2017 года и решением судьи Кировского районного суда г.Уфа Республики Башкортостан от 31 октября 2017 года, Родин Е.В. обжаловал их в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить, считая незаконными и необоснованными по тем же доводам, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Указывается, что выводы судьи районного суда противоречат Закону о контрактной системе.

Изучив материалы дела, выслушав защитника Нурмухаметову Р.Р., поддержавшую в интересах Родина Е.В. доводы жалобы, главного специалиста-эксперта отдела административного производства и аналитической работы Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО2., проверив доводы жалобы, нахожу ее подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.

Согласно части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В силу части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Правила подготовки отчета об объеме закупок у СМП и СОНО, его размещения в единой информационной системе установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года №238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».

Вывод должностного лица, с которым согласился судья первой инстанции, о нарушении Родиным Е.В. законодательства Российской Федерации о контрактной системе основан на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и подтвержден доказательствами.

Как следует из материалов дела, Министерством финансов Республики Башкортостан с 27 февраля по 03 марта 2017 года на основании приказа Министерства финансов Республики Башкортостан проведена плановая проверка соблюдения Госстроем РБ требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе за период с 01 января 2016 года по 27 февраля 2017 года при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Учреждение является государственным заказчиком и осуществляет закупочную деятельность в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе проверки установлено, что в 2016 году совокупный годовой объем закупок на приобретение товаров, работ, услуг с учетом требований части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе Госстроя РБ составил ... тыс. рублей.

Объем закупок, который Госстрой РБ обязано было осуществить у СМП и СОНО в 2016 году (15 % от совокупного годового объема закупок) должен был составить ... тыс.рублей.

Вместе с тем в 2016 году Госстроем РБ заключены контракты по результатам проведенных процедур у СМП, СОНО на сумму ... тыс.рублей, то есть доля закупок, которую Госстрой РБ осуществил у СМП, СОНО в 2016 году составила 3,8 % от совокупного годового объема закупок на приобретение товаров, работ, услуг с учетом требований части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

По итогам проверки составлен акт проверки №... от 20 марта 2017 года.

В нарушение требований части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Госстроем РБ в 2016 году закупки у СМП и СОНО осуществлялись в объеме менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона о контрактной системе заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 38 Закона о контрактной системе контрактная служба обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов.

В соответствии с приказом Госстроя РБ №... от 12 мая 2016 года «О внесении изменений в приказ Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 09 января 2014 года №... «О создании контрактной службы Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре» внесены изменения в приложение к названному приказу, согласно которому ... Родин Е.В. назначен ....

Согласно пунктам 1.8, 1.9 Положения о контрактной службе Госстроя РБ, утвержденного приказом Госстроя РБ №9 от 09 января 2014 года (далее – Положение), контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы - заместитель председателя Госстроя РБ, который в целях повышения эффективности работы работников контрактной службы при формировании организационной структуры определяет обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы, распределяет определенные Положением функциональные обязанности между указанными работниками.

... Родиным Е.В. обязанности по обеспечению осуществления закупок у СМП, СОНО в размере не менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации, на других работников контрактной службы Госстроя РБ не возложены, следовательно, ответственным лицом за данное нарушение является ... Родин Е.В.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит ответственности за административное правонарушение в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

При таких обстоятельствах, вывод должностного лица, с которым обоснованно согласился судья первой инстанции, о доказанности вины должностного лица Родина Е.В. во вмененном правонарушении основан на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и доказательствах. Юридическая оценка его действиям по части 11 статьи 7.30 КоАП РФ дана правильная. Наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ.

Судья первой инстанции не усмотрел оснований для прекращения производства по делу ввиду малозначительности допущенного нарушения, не имеется таких оснований и по результатам рассмотрения поданной жалобы.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, настоящий Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Действия, нарушающие установленный Законом о контрактной системе порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг, посягающие на его цели, признать малозначительными оснований не имеется.

Доводы жалобы о неверном определении объема совокупного годового объема закупок признаются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 16 статьи 3 Закона о контрактной системе совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Таким образом, совокупный годовой объем закупок представляет собой сумму средств по:

контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году;

контрактам, заключенным в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;

контрактам, заключенным в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году (также Письмо Минфина России от 24 августа 2017 года № 24-01-09/54336).

Материалами дела, актом проверки, установлено, что Госстрою РБ бюджетной сметой на 2016 год доведены лимиты бюджетных обязательств на приобретение товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в объеме ... руб., из них бюджет Республики Башкортостан – ... руб., федеральный бюджет – ... руб. (2,6% от общего объема средств), что не оспаривается и подтверждается также пояснениями главного бухгалтера.

По доводам жалобы, указанный объем ... руб. является неверным, поскольку в 2016 году для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, из федерального бюджета поступили средства на общую сумму ... тыс.руб., на основании которых производились закупки, в результате совокупный годовой объем закупок составил ... тыс.руб. С этими доводами согласиться нельзя, поскольку на сумму ... руб. в текущем финансовом году контракты не были заключены и исполнены, указанная сумма 08 декабря 2016 года Госстроем РБ была возвращена в бюджет (... руб.-... руб.=... руб.).

Порядок привлечения лица к административной ответственности соблюден. Протокол об административном правонарушении составлен 20 сентября 2017 года в отсутствие Родина Е.В., извещенного надлежащим образом уведомлением №24-11-572, направленным на электронную почту Родина Е.В. по месту работы, доставленным и прочитанным 15 сентября 2017 года, что не оспаривается. Постановление вынесено должностным лицом 03 октября 2017 года с участием Родина Е.В., защитника Нурмухаметовой Р.Р.

Жалоба судом первой инстанции рассмотрена при участии защитника Нурмухаметовой Р.Р., в отсутствие Родина Е.В., извещенного надлежащим образом (л.д.22), что не оспаривается.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

решение судьи Кировского районного суда г.Уфа Республики Башкортостан от 31 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ... Родина Егора Владимировича оставить без изменения, жалобу Родина Е.В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова

Справка

судья Курамшина А.Р.

дело №...