ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-163-АК-2019 от 25.06.2019 Курского областного суда (Курская область)

Судья Токмакова Е.В. Дело № 21-163-АК-2019г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е

25 июня 2019 года г. Курск

Судья Курского областного суда Шуваева Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в Курском областном суде административное дело по жалобе директора МУП «Водоканал города Курска» ФИО7 на решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 29 апреля 2019 года, вынесенное по жалобе директора МУП «Водоканал города Курска» ФИО5 на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении

МУП «Водоканал города Курска»,расположенного по адресу: <адрес>,

у с т а н о в и л а:

Постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области ФИО6 от 27.02.2019г. р МУП «Водоканал города Курска» (МУП «Курскводоканал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 29 апреля 2019 года постановление по делу об административном правонарушении от 27.02.2019г. р оставлено без изменения, а жалоба директора МУП «Водоканал города Курска» ФИО5 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Курский областной суд, директор МУП «Курскводоканал» ФИО7 просит изменить решение суда и постановление должностного лица, уменьшив размер назначенного административного штрафа до минимального размера.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения защитников МУП «Курскводоканал» по доверенностям ФИО8 и ФИО9, поддержавших доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Частью 1 ст. 13 ЗК РФ установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Согласно пункту 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу пункта 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

На основании пункта 1 ст. 39 названного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 ст. 39 Закона).

В соответствии с п.п. «в» и «г» пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.

В соответствии с пп. «ж» п. 13 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 года № 94, охрана подземных водных объектов осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, консервацией и ликвидацией зданий, строений, сооружений и иных объектов, которая оказывает прямое или косвенное воздействие на подземные водные объекты и приводит или может привести к загрязнению и/или истощению их запасов.

Подпунктом «б» п. 5 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 года № 94, к профилактическим мероприятиям относятся предотвращение поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путем устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учетом опасных инженерно-геологических и иных процессов.

В силу пп. «а» п. 6 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 года № 94, к специальным мероприятиям относятся строительство инженерных сооружений для перехвата загрязненных вод при их разливе с целью локализации очагов загрязнения подземных вод.

Согласно п.п. «в» и «г» п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры к обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно Уставу МУП «Водоканал города Курска» оказывает услуги водоснабжения и водоотведения потребителям, производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, для достижения которых осуществляет добычу пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения, оказание услуг водопровода и канализации, выполнение текущего и капитального ремонта инженерных систем водоснабжения и водоотведения.

Как установлено судьей районного суда и усматривается из материалов дела, в связи с поступившим телефонным обращением ФИО10 в Управление Росприроднадзора по Курской области ДД.ММ.ГГГГ по факту слива жидких бытовых отходов - неочищенных канализационных сточных вод из приемной камеры сточных вод, вблизи строящейся КНС, принадлежащей МУП «Курскводоканал» на рельеф местности и далее по дну балки оврага расположенной вблизи <адрес> и <адрес> и <адрес> в г. Курске, Управлением Росприроднадзора по Курской области было проведено обследование приемного канализационного колодца КНС и прилегающей к нему территории земельных участков прилегающих, расположенного вблизи <адрес> и <адрес> в городе Курске, а также прилегающего лога, в результате которого, 11.01.2019г. в 15.30 час. был установлен факт несоблюдения экологических требований при эксплуатации - системы канализации города Курска, а именно приемной камеры неочищенных сточных вод, что привело к сбросу жидких бытовых отходов - неочищенных сточных вод на прилегающую территорию земельных участков - рельеф местности, и оврага, расположенного вблизи <адрес> и <адрес> в г. Курске, и образованию фекальных озер, что может привести к порче земель и загрязнению подземного водоносного горизонта, нанести вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения МУП «Курскводоканал» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.

Рассматривая дело, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о том, что МУП «Водоканал города Курска» нарушило положения ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ, ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. «в, г» п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013г., пп. «ж» п. 3, пп. «б» п. 5, пп. «а» п. 6 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 года № 94, ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», в связи с чем, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ.

Факт совершения МУП «Курскводоканал» данного административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами, оцененными судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного судья районного суда пришла к правильному выводу, что постановление от 27.02.2019г. /р по делу об административном правонарушении вынесено государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области ФИО6 в пределах предоставленной компетенции, имеющийся в действиях юридического лица состав административного правонарушения квалифицирован правильно, а административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ и определено с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с правилами, установленными ст.ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ, соразмерно целям наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 Кодекса).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается.

Доводы жалобы о снижении размера назначенного юридическому лицу административного штрафа до минимального размера, не могут быть приняты во внимание.

Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей административного наказания, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В связи с этим судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, подлежащей применению.

Как усматривается из дела, должностное лицо, решая вопрос о назначении административного наказания, учел все юридически значимые обстоятельства, конкретные обстоятельства дела, на этом основании придя к обоснованному выводу о том, что назначение административного штрафа будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 руб., назначено МУП «Курскводоканал» в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ, и является справедливым и соразмерным содеянному.

При таких обстоятельствах решение судьи и постановление должностного лица сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда

р е ш и л а:

решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 29 апреля 2019 года оставить без изменения, а жалобу директора МУП «Водоканал города Курска» ФИО7 - без удовлетворения.

Судья

Курского областного суда ФИО1