Судья Засыпкина В.А. Дело 21-163/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение судьи
по делу об административном правонарушении
город Мурманск 11 апреля 2022 года.
Судья Мурманского областного суда Мильшин С.А., рассмотрев жалобу защитника Беляевой В.А., действующей в интересах Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, на решение судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 27 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением административной комиссии Ленинского административного округа города Мурманска № 1179 от 12 октября 2021 года юридическое лицо – Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «СЗТУИО», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях», и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 27 декабря 2021 года постановление административного органа от 12 октября 2021 года оставлено без изменения, жалоба защитника юридического лица Беляевой В.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Учреждения Беляева В.А. Ссылается на то, что ФГКУ «СЗТУИО» не является организацией, уполномоченной на проведение текущего ремонта и содержания объектов Министерства обороны Российской Федерации, не обладает соответствующим финансированием; в связи с уставной деятельностью Учреждения не вправе самостоятельно реализовывать мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений.
Обращает внимание на практику судов других субъектов Российской Федерации, согласно которой производство по делам об административных правонарушениях в отношении ФГКУ «СЗТУИО» было прекращено, поскольку Учреждение субъектом административного правонарушения не является.
В судебное заседание законный представитель ФГКУ «СЗТУИО», защитник Учреждения Беляева В.А., представитель административного органа не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (далее - Закона № 401-01-ЗМО) необеспечение лицами благоустройства принадлежащих им объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства территории поселения (муниципального округа, городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от одиннадцати тысяч до тридцати одной тысячи рублей.
Согласно примечанию к статье 2 Закона № 401-01-ЗМО под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года №40-712 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее - Правила благоустройства).
Пунктом 10.2.1 Правил благоустройства предусмотрено, что юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица, обеспечивающие (осуществляющие) уборку территорий, обязаны соблюдать особенности уборки территории в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также порядок обращения с отходами производства и потребления, установленные Правилами, другими муниципальными правовыми актами города Мурманска.
Согласно пункта 10.5.4 Правил правообладатели зданий и сооружений обязаны: систематически проверять состояние фасадов и их отдельных элементов; проверять прочность креплений архитектурных деталей и облицовки, устойчивость парапетных и балконных ограждений; при осмотре фасадов крупноблочных и крупнопанельных зданий контролировать состояние горизонтальных и вертикальных стыков между панелями и блоками; очищать фасады от самовольно размещенных на них объявлений, афиш, рекламных и агитационных материалов, надписей, рисунков, других графических изображений, а также от самовольно размещенных на фасадах предметов и рекламных конструкций; очищать и промывать внутренние и наружные поверхности остекления окон, дверей балконов и лоджий, входных дверей; производить текущий ремонт фасадов, в том числе его отдельных элементов (цоколей, крылец, ступеней, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов и лоджий, водосточных труб, подоконных отливов), окраску фасадов и их отдельных элементов; производить очистку и содержание в надлежащем состоянии адресных указателей, устройств и оборудования, антенн, размещенных в соответствии с разделом 7 настоящих Правил; бережно относиться к фасадам, в том числе при производстве строительных работ в процессе переустройства и перепланировки жилых, нежилых помещений в части размещения дополнительного оборудования на фасаде; при проведении перепланировки и капитального ремонта поддерживать существующий архитектурный облик зданий и сооружений в соответствии с проектной документацией по строительству или реконструкции этих зданий и сооружений; не допускать повреждений фасадов, в том числе при производстве строительных работ в части устройства козырьков, навесов, размещения дополнительного оборудования на фасаде.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 14 часов 20 минут до 14 часов 40 минут 25 августа 2021 года сотрудниками управления Ленинского административного округа администрации города Мурманска проведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером * и расположенного на нем здания № 89 с кадастровым номером * по адресу: город Мурманск, проспект Героев-североморцев, находящихся в оперативном управлении ФГКУ «СЗТУИО».
В ходе осмотра выявлено, что здание №89, расположенное на указанном земельном участке, не эксплуатируется, пустует; на территорию, в помещения объекта имеется свободный доступ через дверные и оконные проемы первого этажа; территория перед зданием захламлена бытовыми, строительными отходами; ограждение в районе здания повреждено, местами отсутствует.
По результатам обследования составлен акт от 25 августа 2021 года с приложением фотоматериалов.
Как следует из выписки ЕГРН земельный участок с кадастровым номером * по адресу: город Мурманск, проспект Героев-североморцев, дом 89, находится в собственности Российской Федерации и в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «СЗТУИО»; здание с кадастровым номером *, расположенное на указанном земельном участке находится в оперативном управлении ФГКУ «СЗТУИО».
Таким образом, юридическое лицо - ФГКУ «СЗТУИО», являясь владельцем закрепленного за ним на праве оперативного управления земельным участком, обязано при его содержании принимать меры по недопущению нарушений действующего законодательства.
Указанные действия Учреждения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 28 сентября 2021 года уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении юридического лица ФГКУ «СЗТУИО» протокола об административном правонарушении, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО.
Вывод о виновности ФГКУ «СЗТУИО» в совершении административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении административного органа и судебном решении, оценка которым дана по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Проверяя законность привлечения ФГКУ «СЗТУИО» к административной ответственности, проанализировав положения части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и фактические обстоятельств дела, судья районного суда пришел к обоснованному выводу, что ФГКУ «СЗТУИО», осуществляя право оперативного управления земельным участком с кадастровым номером * и зданием с кадастровым номером *, по адресу: город Мурманск, проспект Героев-североморцев, дом 89, своим бездействием допустило нарушение пунктов 10.2.1 10.5.4 Правил благоустройства, выразившиеся в необеспечении благоустройства данного земельного участка и расположенного на нем здания, с соблюдением требований Правил благоустройства.
Допущенное ФГКУ «СЗТУИО» правонарушение по пункту 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО квалифицированы правильно.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Учреждением всех зависящих от него мер, по соблюдению Правил благоустройства и недопущению их нарушения при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины ФГКУ «СЗТУИО» во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод в жалобе о том, что Учреждение не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения, аналогичен доводу, который был предметом проверки судьи районного суда, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В силу пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственник земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления.
Согласно пунктам 3, 19, 27 Устава ФГКУ «СЗТУИО», утвержденного Министром обороны Российской Федерации от 24 мая 2012 года, Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством России, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества.
На основании пункта 31 Устава ФГКУ «СЗТУИО» имеет право заключать договоры, государственные контракты, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, размещать заказы на поставки товаров и выполнение работ.
Проанализировав действующее законодательство, положения Устава ФГКУ «СЗТУИО», фактические обстоятельства дела, приняв во внимание, что основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах РФ выполнение задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управление и распоряжение данным имуществом по решениям Министерства обороны, административный орган и судья районного суда обоснованно пришли к выводу, что ФГКУ «СЗТУИО» как правообладатель на праве оперативного управления земельного участка обязано обеспечить контроль за использованием и сохранностью указанного объекта и не допускать нарушение Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск.
Фактически Учреждение осуществляет полномочия собственника по владению и пользованию этим земельным участком, а поэтому является землепользователем.
Кроме того, согласно пункту 20 Устава ФГКУ «СЗТУИО» Учреждение для достижения целей своей деятельности формирует документы для принятия Министром обороны РФ и (или) директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ; проводит по решениям вышеуказанных лиц и (или) руководителя Учреждения в установленном порядке проверки использования по назначению и сохранности имущества Вооруженных Сил РФ, по результатам которых составляет и утверждает акты проверок, которые представляет в Департамент имущественных отношений Министерства обороны; осуществляет контроль за сроками устранения выявленных в ходе проверок нарушений.
Таким образом, ФГКУ «СЗТУИО», в обязанности которого входит контроль за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, а также управление и распоряжение данным имуществом, является лицом, ответственным за содержание земельного участка с кадастровым номером * и здания с кадастровым номером *, расположенным по адресу: город Мурманск, проспект Героев-североморцев, дом 89, и субъектом вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем правомерно привлечено к административной ответственности за необеспечение благоустройства принадлежащих ему объектов в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск по пункту 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО.
Иные доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства, установленные обстоятельства и выводы судьи не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемого судебного решения.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено полномочным органом административной юрисдикции в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание ФГКУ «СЗТУИО» назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией пункта 2 статьи 2 Закона Мурманской области №401-01-ЗМО, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица, отвечает принципам справедливости и соразмерности.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.
При таком положении, постановление административной комиссии и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление административной комиссии Ленинского административного округа города Мурманска № 1179 от 12 октября 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда города Мурманска от 27 декабря 2021 года, вынесенные в отношении Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях» оставить без изменения, жалобу защитника Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Беляевой В.А. – без удовлетворения.
Судья С.А. Мильшин